РАЗРАБОТКИ

Другие модули


В гостях у госпожи Простаковой

ГБОУ школа №365
Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
Автор: Черёмухина Наталья Сергеевна

«В гостях у госпожи Простаковой»


Материал может быть использован во внеурочной деятельности, на повторительно-обобщающих уроках по темам «Изучение комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» и романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Материал содержит:
• сценарий;
• конкурсные задания с ответами (для трёх команд);
• тексты для инсценирования (фрагменты комедии с необходимыми сокращениями).

Участники:
• ведущий и ученица в роли госпожи Простаковой (ведущим может быть учитель или старшеклассник);
• класс, разделённый на три команды или три команды из разных классов;
• жюри.

Задания командам:
• хорошо знать комедию Д.И.Фонвизина «Недоросль»;
• знать текст романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (если материал используется до изучения романа, напомним ребятам, что он входил в список летнего чтения);
• инсценировать фрагмент комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» (четвертый фрагмент, содержащийся в материале, может не использоваться или инсценироваться «приглашенными» девятиклассниками, изучавшими комедию в прошлом году).

Реквизит:
• Карточки с конкурсными заданиями для команд;
• Книги с текстом комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль», романом А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и другими произведениями, изучаемыми в 8 классе (для конкурса «Угадай героя»);
• Чайник с «чаем», чашки, листы бумаги (для конкурса «Восстанови текст»);
• Три экземпляра комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» без вступительных статей и комментариев, минутные песочные часы (для конкурса «Монолог»);
• Элементы костюма для ученицы, исполняющей роль госпожи Простаковой.

«В гостях у госпожи Простаковой»
Ведущий. Мы собрались сегодня, чтобы поговорить о бессмертной комедии «Недоросль». Это драматическое произведение принадлежит перу одного из крупнейших писателей 18 века.
18 век, как известно, - время творчества Михаила Васильевича Ломоносова, Гавриилы Романовича Державина, Дениса Ивановича Фонвизина. Это время литературы Классицизма.
Простакова. Что это вы, батюшка, всё слова какие-то странные произносите. «Драматическое» да «классицизм». Я отроду таких не слыхивала. А уж если я чего не знаю, так значит, всё то вздор! И про господ таких мне не ведомо – Ломоносов и ...как вы второго-то называть изволили?
Ведущий. Державин!
Простакова. Державин?! Звучная фамилия, больших чинов, видать, достиг человек. Но в доме моём ни он, ни господин Ломоносов отродясь не бывали.
Ведущий. Сударыня! А третье имя неужели тоже ни разу не слыхали?
Простакова. Почему же не слыхала? Дениса Ивановича Фонвизина мы хорошо знаем. Он нам всем что отец родной!
Это он всех нас придумал. И сколько уж лет мы то из книжки, то со сцены, а то и на уроке литературы к вам являемся!
Ведущий. Сударыня, а мы как раз затеяли сегодня разговор о вас, о вашем супруге господине Простакове и о сынке вашем Митрофанушке!
Простакова. Что ж, заходите в дом, коли так! Все разместимся. У нас однажды вся команда господина Милона стояла – и ничего, всем место нашлось.
Ведущий. Ну, раз так, погостим немного в доме госпожи Простаковой, а заодно вспомним персонажей этой комедии.

Инсценированный фрагмент №1 «Новый кафтан». Д.1, явл.1 – 5.

Простакова. Да, вот так мы и живём, батюшка! Всю правду показал господин Фонвизин, ничего не утаил.
Только знаете, что-то я усомнилась. Больно много у меня гостей сегодня. А все ли свои? Не пробрался ли украдкой да обманом кто чужой? Нет ли такого, кто комедию нашу не читал и в театре не смотрел?
Ведущий. А это мы сейчас легко проверим. Зададим ребятам вопросы по тексту комедии.

1 конкурс. «Разминка».

Простакова. Смышленые детки, нечего сказать!
Ох! какой-то шум в моём доме. Про письмо будто говорят, слышите? Побегу, узнаю, а вы здесь пока посидите!
Ведущий. Все мы, конечно, помним, что Софья получила письмо от своего дядюшки, Стародума, о котором так долго не было известий! Это событие стало завязкой комедии «Недоросль».

Инсценированный фрагмент №2 «Письмо от Стародума». Д.1, явл.6, 7.

Простакова (разливает чай). Позвольте мне поинтересоваться. Что, ваши ребята, – они ведь чуть-чуть только младше Митрофанушки, - неужели все ученые?
Ведущий. Все ученые!
Простакова. И грамоту знают?
Ведущий. Знают.
Простакова. Неужели и читать все до одного умеют?
Ведущий. Убедитесь сами. Подайте мне, пожалуйста, листочки со стола. Ребята по ним выразительно прочитают фрагменты из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
Простакова (нечаянно роняет на листы чашку). Вот беда! Залила я буковки на ваших листочках!
Ведущий. Не беда, не печальтесь, матушка. Мы сейчас проведём конкурс, и вы увидите, что у ребят все получится.

2 конкурс. «Восстанови текст».

Ведущий. Ну как, сударыня? Умеют наши ребята читать?
Простакова. Умеют, батюшка, умеют, не спорю.
Ведущий. Позвольте, сударыня, теперь хочу спросить у вас, а вы учите Митрофанушку чему-нибудь?
Простакова. А как же, учим. Ходят учителя. Сейчас не учить нельзя, не старые времена. Это меня и братца моего родители ничему не учили, а мы Митрофанушку учим. Не угодно ли, батюшка, взглянуть на урок да на экзамен?

Инсценированный фрагмент № 3 «Учение Митрофанушки». Д. 3, явл.7; д. 4, явл.8.

Простакова. Ну, мой батюшка! Что вы скажете о познаниях Митрофанушки?
Ведущий. Вы не обижайтесь, пожалуйста, а я скажу правду. Невежа и лентяй ваш Митрофанушка. Недоросль, одним словом. Не зря словом «недоросль» стали называть глуповатого юношу, недоучку.
Простакова. А зачем мне на вас обижаться? Ведь это не наша воля, а господина Фонвизина. Видно, и вправду в 18 веке встречались такие невежественные дворяне, как господа Простаковы. Вот господин Фонвизин и сделал их героями комедии, чтобы люди над ними посмеялись, а о себе бы задумались: а нет ли в каждом из них сходства со мной или, например, с Митрофанушкой!
Ведущий. Вот в этом вы совершенно правы! А хотите, сударыня, еще разок наших ребят, жителей 21 века, испытаем? Выберите, пожалуйста, любую страничку из вашей пьесы, любую сцену, а ребята угадают, о каком герое шла речь.

Простакова. (Крутит в руках книги). Что-то я не разберу, которая тут наша пьеса. Эта, что ли? Или вот эта? Подсуну им разные книжки, авось не заметят подмены.
Вот, батюшка, извольте, пусть ваши ребята вот эти странички прочитают и назовут героев.

3 конкурс. «Узнай героя произведения».

Ведущий. Итак, мы убедились, что между действующими лицами комедии «Недоросль» и некоторыми персонажами романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка» немало сходства!
А вы, сударыня, по-моему, чем-то обеспокоены? Все ли в порядке в вашем доме?
Простакова. Да не пойму, о чем там Софья с дядюшкой своим всё шушукается! А господин Правдин с господином Милоном вокруг них так и трутся, так и вертятся!
Ведущий. Что ж, давайте в последний раз приоткроем двери дома помещиков Простаковых и увидим финал комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

 

Инсценированный фрагмент № 4 (Д.5, явл.4 и последнее).

Ведущий. Мы посмотрели четыре инсценированных фрагмента из комедии «Недоросль» и теперь имеем довольно полное представление о быте и нравах семейства Простаковых.
Настало время последнего, самого трудного конкурса. Мы даже разрешим командам пользоваться текстом пьесы!

4 конкурс. «Монолог»

Ведущий. Ну что ж, матушка, мы у вас загостились, пора прощаться!
Простакова. Не беда, и мне было любопытно посмотреть на недорослей из будущего, аж из 21 века. Да вы не волнуйтесь, батюшка, что я ваших ребят недорослями назвала. По-нашему они ведь и есть недоросли – молодые люди, пока еще службу не начавшие, еще живущие в родительском доме.
Ведущий. Действительно, уже гораздо позже слово «недоросль» приобрело особое, оценочное, пренебрежительное значение. Однако мы убедились, что нашим конкурсантам оно никак не подходит. Давайте поблагодарим аплодисментами госпожу Простакову за гостеприимство и приступим к церемонии награждения.

1 конкурс. «Разминка».
Вопросы для команд с ответами.
Каждая команда должна ответить на 8 вопросов.

  1. Где происходит действие комедии «Недоросль»? (В деревне (в доме) Простаковых).
  2. Сколько действий в комедии? (5 действий).
  3. Кого называли недорослем в 18 веке? (Молодого дворянина, не приступившего к службе).
  4. Чьей родственницей является Софья? (Г-на Простакова).
  5. Был ли Правдин родственником Простаковых? Кто он? (Нет. Чиновник, живущий в их доме).
  6. В каком году написана комедия «Недоросль»? (В 1782 году.).
  7. Где (в каком городе) жила Софья до того, как оказалась у Простаковых? (В Москве).
  8. Кто Митрофану мама, а кто матушка? (Мама – няня Еремеевна. Матушка - Простакова).
  9. Сколько лет Еремеевна служит у Простаковых? (40 лет).
  10. Сколько платят Простаковы Еремеевне? («5 рублей на год» и «5 пощёчин на день»).
  11. Кем приходится Стародум Софье? (Дядей).
  12. Откуда вернулся Стародум? (Из Сибири).
  13. Почему Простакова решила женить Митрофана на Софье? (Стародум оставил Софье богатое приданое).
  14. С какой целью Скотинин приехал к Простаковым? (Посвататься к Софье (для «сговора»)).
  15. Назовите транспортное средство, в котором приехал Стародум. (Карета).
  16. Кто первым встретил Стародума в доме Простаковых? (Правдин).
  17. Перечислите учителей Митрофанушки. (Цифиркин, Кутейкин, Вральман).
  18. Чему учит Митрофанушку Цифиркин? (Арифметике).
  19. Стародум и Софья решили уехать от Простаковых в 7 утра. А что случилось в 6 утра? (Простаковы попытались похитить Софью и насильно обвенчать ее с Митрофаном).
  20. Какому царю служил отец Стародума? (Петру I).
  21. Назовите полное имя Митрофанушки. (Митрофан Терентьевич Простаков).
  22. Назовите девичью фамилию Простаковой. (Скотинина).
  23. Как правительство наказало Простакову в финале комедии? (Правдин был назначен опекуном над ее имением).
  24. Назовите девичью фамилию матери госпожи Простаковой. (Приплодина).


2 конкурс. «Восстанови текст».

Ведущий. Как мы помним, дядюшка Софьи, Стародум, - один из положительных героев комедии, резонёр, то есть такой персонаж, который выражает отношение автора к изображённым событиям.
Вам предстоит прочитать фрагменты известных высказываний Стародума и вставить в них пропущенные слова. Если вы не помните нужное слово, постарайтесь угадать его, исходя из контекста. Жюри оценит, насколько вы оказались близки к оригиналу. Через одну минуту приглашаем представителей команд с восстановленными репликами Стародума.

Задания командам
Задание для 1 команды.
_______ мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей _______, имей _______, и будешь _______ во всякое время. На всё прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы... Невежа без __________– зверь.

Задание для 2 команды.
______ цена пятьсот рублев. Пришли к купцу двое. Один, заплатя деньги, принес домой ______. Другой пришел домой без _______. И ты думаешь, что другой пришел домой ни с чем? Ошибаешься. Он принес назад свои пятьсот рублев целы. Я отошел от двора без деревень, без ленты, без ______, да мое принес домой неповрежденно, мою ______, мою ______, мои _______.

Задание для 3 команды.
А кто богат? Да ведаешь ли ты, что для прихоти _______ _______всей Сибири мало! Друг мой! Все состоит в воображении. Последуй природе, никогда не будешь _______. Последуй _______ _______, никогда ________ не будешь.

Ответы
Задание для 1 команды.
Стародум (Д.3, явл1). Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На всё прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы... Невежа без души – зверь.

Задание для 2 команды.
Стародум (Д.3, явл.1). Табакерке цена пятьсот рублев. Пришли к купцу двое. Один, заплатя деньги, принес домой табакерку. Другой пришел домой без табакерки. И ты думаешь, что другой пришел домой ни с чем? Ошибаешься. Он принес назад свои пятьсот рублев целы. Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правилы.

Задание для 3 команды.
Стародум (Д.3, явл2). А кто богат? Да ведаешь ли ты, что для прихоти одного человека всей Сибири мало! Друг мой! Все состоит в воображении. Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь.


3 конкурс. «Узнай героя».

Ведущий. Каждая команда получает лист с цитатами. Помните о том, что госпожа Простакова неграмотна и потому могла перепутать произведения.
Через одну минуту представитель команды должен выразительно прочитать все фрагменты, назвать героев и произведения.
После того как герои будут названы, команды должны будут как можно точнее ответить на вопросы.

Задания для команд

Задание для команды № 1.
Фрагмент 1.
«Всё сама управляюсь, батюшка. С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь, тем и дом держится, мой батюшка!»
Фрагмент 2.
« Отроду, батюшка, ни с кем не бранивалась. У меня такой нрав. Хоть разругай, век слова не скажу».
Фрагмент 3.
«...человек необразованный и простой, но самый честный и добрый. Жена его им управляла, что согласовалось с его беспечностью».
Вопросы (к 1 и 2 фрагментам). В каких словах правда? Почему такая противоречивая характеристика?
Задание для команды № 2.
Фрагмент 1.
«Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо...».
Фрагмент 2.
«Слушай, матушка. Я те потешу. Поучусь, только, чтоб это был последний раз и чтоб сегодня ж быть сговору».
Фрагмент 3.
«Я жил недорослем, гонял голубей и играл в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне 16 лет. Тут судьба моя переменилась».
Вопросы. Какие схожие изменение произошло в судьбах обоих героев? Почему они оба названы «недорослями»?
Задание для команды № 3.
«...в отечестве своём был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию, чтобы стать «учителем», не очень понимая значения этого слова. Мы тотчас поладили, и хотя по контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски, -и потом каждый из нас занимался уже своим делом».

«Та што телать, мой патюшка. Не я перфый, не я послетний. Три месеса ф Москве шатался пез мест, кутшер нихте не ната. Пришло мне липо с голот мереть, липо ушитель...».

Вопросы. Как зовут этих «учителей»? Кого они учили? Какое явление в жизни провинциальных дворян 18 века отражают данные персонажи?

Ответы.
Задание для команды № 1.

Фрагмент 1.
«Всё сама управляюсь, батюшка. С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь, тем и дом держится, мой батюшка!»
Простакова Правдину. (Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Д. II, я.5)

Фрагмент 2. «Отроду, батюшка, ни с кем не бранивалась. У меня такой нрав. Хоть разругай, век слова не скажу».
Простакова Стародуму. (Д.И.Фонвизин. «Недоросль» Д.III, я.5).

Фрагмент 3.
«...человек необразованный и простой, но самый честный и добрый. Жена его им управляла, что согласовалось с его беспечностью».
Капитан Миронов (А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Гл.III).

Вопросы (к 1 и 2 фрагментам). В каких словах правда? Почему такая противоречивая характеристика?

Ответ. Правда в первом отрывке.
Во втором фрагменте Простакова говорит о себе неправду, потому что хочет произвести благоприятное впечатление на Стародума, чтобы женить Митрофана на его племяннице (возможен ответ, в котором будет сказано о лицемерии Простаковой как об одном из важных ее качеств).

Задание для команды № 2.

Фрагмент 1.
«Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо...».
Митрофанушка. (Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Д. I, я.4)

Фрагмент 2.
«Слушай, матушка. Я те потешу. Поучусь, только, чтоб это был последний раз и чтоб сегодня ж быть сговору».
Митрофанушка. (Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Д.III, я.7)

Фрагмент 3.
«Я жил недорослем, гонял голубей и играл в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне 16 лет. Тут судьба моя переменилась».
Петруша Гринёв (А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Гл.1)

Вопросы. Какое схожее изменение произошло в судьбах обоих героев? Почему они оба названы «недорослями»?

Ответ. И Митрофанушка, и Петруша Гринёв должны были начать службу.
Недорослем в 18 веке называли молодого дворянина, который еще не приступил к службе. Время действия «Капитанской дочки» – конец 18 века, то есть он жил почти в одно время с Митрофанушкой и в судьбах героев есть сходство(возможет также ответ, отражающий сходство в характерах и поведении Митрофанушки и Петруши Гринёва в начале романа.

Задание для команды № 3.

«...в отечестве своём был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию, чтобы стать «учителем», не очень понимая значения этого слова. Мы тотчас поладили, и хотя по контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски, -и потом каждый из нас занимался уже своим делом».
Месье Бопре. (А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Гл.I)

«Та што телать, мой патюшка. Не я перфый, не я послетний. Три месеса ф Москве шатался пез мест, кутшер нихте не ната. Пришло мне липо с голот мереть, липо ушитель...».
Адам Адамыч Вральман. (Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Д.5, я.7)

Вопросы.
Кого учили эти «учителя»? Какое явление в жизни провинциальных дворян 18 века отражают данные персонажи?

Ответ.
Бопре учил Петрушу Гринёва, а Вральман – Митрофанушку.
И Фонвизин, и Пушкин иронизируют над тем, что многие провинциальные дворяне, сами будучи людьми малообразованными или вообще необразованными, следовали моде и нанимали для своих детей в качестве учителей «иностранцев», среди которых зачастую встречались неучи и проходимцы (важна суть понимания явления, формулировка может быть произвольной).


4 конкурс. «Монолог»
Ведущий. За три минуты каждая команда должна будет подготовить монолог, содержащий биографию и характеристику одного из героев комедии. Начать нужно, если это, конечно, возможно, с родителей персонажа.
Выступать будет один представитель от команды. На выступление ему даётся всего минута! То есть речь конкурсанта должна длиться ровно одну минуту, не больше, но и не меньше! Жюри будет внимательно смотреть на часы и оценит, насколько содержательным, фактически точным, подробным и красноречивым будет ваш монолог.

Задание для 1 команды: биография и характеристика Простаковой (можно предложить Скотинина).
Задание для 2 команды: биография и характеристика Стародума.
Задание для 3 команды: биография и характеристика Вральмана.
Ответы

Материал к «биографии» Простаковой.
Из семьи Скотининых. Отец женился на Приплодиной. Детей было 18 человек. Выжили только двое (она сама и ее брат Тарас). Родители детей ничему не учили («старинные люди»). Однако Простакова для сына наняла учителей (времена изменились). Вышла замуж за Терентия Простакова.

Материал к «биографии» Скотинина.
Тарас Скотинин. Из семьи Скотининых. Отец женился на Приплодиной. Детей было 18 человек. Выжили только двое (он сам и сестра). Родители детей ничему не учили («старинные люди»). Служил в гвардии. В отставку вышел капралом.

Материал к «биографии» Стародума.
Отец служил Петру I. Стародум в молодости был военным. Во время войны отличился, был ранен. Несправедливо обойден чином. Вышел в отставку, жил в Петербурге. Был привлечен ко двору, но вскоре опять вышел в отставку, так как хотел служить Отечеству, а не использовать службу в корыстных целях, как большинство придворных. Уехал в Сибирь, чтобы обеспечить приданым племянницу Софью. В 60 лет вернулся в Москву, нашел Софью у ее родни.
Материал к «биографии» Адама Адамыча Вральмана.
Вральман – немец. Три года в Петербурге служил кучером у Стародума. После отъезда Стародума в Сибирь шатался 3 месяца по Москве без средств. Чтобы не умереть с голоду, нанялся в учителя к Простаковым на 5 лет. Должен был учить Митрофана «всем наукам», но, вместо того чтобы преподавать, например, историю, предпочитал вместе с учеником слушать истории, которые рассказывала скотница Хавронья. После случайной встречи со Стародумом в доме Простаковых попросился вновь к Стародуму в кучера.

Фрагменты для инсценирования
При подготовке материала использовался текст комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль», содержащийся в следующих пособиях:
• Литература. 8 кл. Автор-составитель В.Я.Коровина. М.: Просвещение, 2009 г.
• Хрестоматия по литературе для 8-9 классов. Саратов. «Детская книга». 1995г.
В тексте комедии выполнены необходимые сокращения.

Фрагмент № 1
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
ЯВЛЕНИЕ 1
Г-жа Простакова, Митрофан, Еремеевна.
Г - ж а Про с т а к о в а (осматривая кафтан на Митрофане). Кафтан весь испорчен. Еремеевна, введи сюда мошенника Тришку, (Еремеевна отходит.) Он, вор, везде его обузил. Митрофанушка, друг мой! Я чаю, тебя жмет до смерти. Позови сюда отца.
Митрофан отходит.
ЯВЛЕНИЕ II
Г - ж а Про с т а к о в а, Т р и ш к а.
Г-жа Простакова (Тришке). А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Дитя, первое, растет; другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения. Скажи, болван, чем ты оправдаешься?
Т р и ш к а. Да вить! я, сударыня, учился самоучкой. Я тогда же вам докладывал: ну, да извольте отдавать портному.
Г - ж а Про с т а к о в а. Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение!
Т р и ш к а. Да вить портной-то учился, сударыня, а я нет.
Г - ж а Про с т а к о в а. Ища он же и спорит. Портной учился у другого, другой у третьего, да первоет" портной у кого же учился? Говори, скот.
Т р и ш к а. Да первоет портной, может быть, шил хуже и моего.
М и т р о ф а н (вбегает). Звал батюшку. Изволил сказать: тотчас.
Г-жа Простакова. Так поди же вытащи его, коли добром не дозовешься.
Митрофан. Да вот и батюшка.

ЯВЛЕНИЕ III
Те же и Простаков.
Г-жа Простакова. Что, что ты от меня прятаться изволишь? Вот, сударь, до чего я дожила с твоим
потворством. Какова сыну обновка к дядину сговору? Каков кафтанец Тришка сшить изволил?
Простаков (от робости запинаясь). Ме ... мешковат немного.
Г-жа Простакова. Сам ты мешковат, умная голова.
Про с т а к о в. Да я думал, матушка, что тебе так кажется.
Г - ж а Про с т а к о в а. А ты сам разве ослеп?
Про с та к о в. При твоих глазах мои ничего не видят.
Г - ж а Про с т а к о в а. Вот каким муженьком наградил меня Господь: не смыслит сам разобрать, что широко, что узко.
Про с та к о в. В этом Я тебе, матушка, и верил и верю.
Г-жа Простакова. Так верь же и тому, что я холопям потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же на-
кажи ...

ЯВЛЕНИЕ IV
Те же, С к о т и н и н, Еремеевна
Скотинин. Кого? За что? В день моего сговора!Япрошу тебя, сестрица, для такого праздника отложить наказание до завтрева; а завтра, коль изволишь, я и сам охотно помогу. Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обычай с тобою. Да за что ж ты так прогневалась?
Г-жа Простакова. Да вот, братец, на твои глаза пошлюсь. Митрофанушка, подойди сюда. Мешковат ли этот кафтан?

с к о т и н и н. Нет.
Простаков. Да я и сам уже вижу, матушка, что он узок.
С к о т и н и н. Я И этого не вижу. Кафтанец, брат, сшит иаряднехонько.
Г-жа Простакова (Тришке ), Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребенку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.
Е р е м е е в н а. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.
Г - ж а Про с т а к о в а. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.
Е р е м е е в н а. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же Терентьевича. Протосковал! до самого утра.
Г-жа Простакова. Ах, Мати Божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?
М и т р о фан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.
С к о т и н и н. Да видно, брат, поужинал ты плотно.
М и т р о фан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.
Про с т а к о в. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.
М и т р о фан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых не помню, пять, не помню, шесть.
Е р е м е е в н а. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.
Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.
Г-жа Простакова. Какая ж дрянь, Митрофанушка? __
М и т р о ф а н. !Да то ты, матушка, то батюшка!
Г - ж а Про с т а к о в а. Как же это?
М и т р о фан. Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку.
Про с т а к о в (в сторону). Ну, беда моя! Сон в руку!
М и т р о ф а н (разнежась ). Так мне и жаль стало.
Г-жа Простакова (с досадою). Кого, Митрофанушка? ,
М и т р о фан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.
Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.
Г-жа Простакова. Так авось-либо Господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка.
Митрофан с Еремеевною отходят.

ЯВЛЕНИЕ V
Г-жа Простакова, Простаков, Скотинин.
С К о Т И Н И н. Что Ж Я не вижу моей невесты? Где она? Ввечеру быть уже сговору, так не пора ли ей сказать, что выдают ее замуж?
Г -.ж а Про с т а к о в а. Успеем, братец. Если ей это сказать прежде времени, то она может еще подумать, что мы ей докладываемся. Хотя по муже, однако я ей свойственница; а я люблю, чтоб и чужие меня слушали.
Простаков (Скотинину) Правду сказать, мы поступили с Софьюшкой, как с сущею сироткой. После отца осталась она младенцем. Тому с полгода, как ее матушке, а моей сватьюшке, сделался удар ...
Г-жа П р о с та ко в а (показывая, будто крестит сердце). С нами сила крестная.
Про с т а к о в. От которого она и на тот свет пошла. Дядюшка ее, господин Стародум, поехал в Сибирь; а как несколько уже лет не было о нем ни слуху, ни вести, то мы и считаем его покойником Мы, видя, что она осталась одна, взяли ее в нашу деревеньку и надзираем над ее имением, как над своим.
Г-жа Простакова. Что, что ты сегодня так разо-
врался, мой батюшка? Ища братец может подумать, что мы для интересу ее к себе взяли.
Про с т а к о в. Ну как, матушка, ему это подумать? Ведь Софьюшкино недвижимое имение нам к себе придвинуть не можно.
С к о т и н и н. А движимое хотя и выдвинуто, я не челобитчик. Хлопотать я не люблю, да и боюсь. Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, я ни на кого не бил челом, а всякий. убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду.
Про с т а к о в. То правда, братец: весь околоток говорит, что ты мастерски оброк собираешь.
Г-жа П р о с т а к о в а. Хотя бы ты нас поучил, братец батюшка; а мы никак не умеем. С тех пор как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!
С к о т и н и н. Изволь, сестрица, поучу вас, поучу, лишь жените меня на Софьюшке.
Г - ж а Про с т а к о в а. Неужели тебе эта девчонка так понравилась?
С к о т и н и н. Нет, мне нравится не девчонка.
Про с т а к о в. Так по соседству ее деревеньки?
С к о т и н и н. И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то ее водится и до чего моя смертная охота.
Г-жа Про с т а к о в а. До чего же, братец?
С к о т и н и н. Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие Kpyпные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою.
Про с т а к о в. Странное дело, братец, как родня на родню походить может. Митрофанушка наш весь в дядю, И он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты. Как был еще трех лет, так, бывало, увидя свинку, задрожит от радости.
C к о т и н и н. Это подлинно диковинка! Ну пусть, братец, Митрофан любит свиней для того, что он мой племянник. Тут есть какое-нибудь сходство; да отчего же я к свиньям-то так сильно пристрастился?
Простаков. И тут есть же какое-нибудь сходство, я так рассуждаю.

Фрагмент №2

Действие I
Явление VI
Простакова, Простаков, Скотинин, Софья.
Софья вошла, держа письмо в руке и имея веселый вид.
Г-жа Простакова (Софье). Что так весела, матушка? Чему обрадовалась?
Софья. Я получила сейчас радостное известие. Дядюшка,о котором столь долго мы ничего не знали, которого я люблю и почитаю, как отца моего, на сих днях в Москву приехал. Вот письмо, которое я от него теперь получила.
Г-ж а Про с т а к о в а (испугавшись, с злобою). Как! Старо- дум, твой дядюшка, жив! И ты изволишь затевать, что он воскрес! Вот изрядный вымысел!
С о Ф ь я. Да он никогда не умирал.
Г-ж а Про с т а к о в а. Не умирал! А разве ему и умереть нельзя? Нет, сударыня, это твои вымыслы, чтоб дядюшкою своим
нас застращать, чтоб мы дали тебе волю. Дядюшка-де человек умный; он, увидя меня в чужих руках, найдет способ меня выручить. Вот чему ты рада, сударыня; однако, пожалуй, не очень веселись: дядюшка твой, конечно, не воскресал.
С к о т и н и н. Сестра, ну да коли он не умирал?
Про с т а к о в. Избави Боже, коли он не умирал?
Г-жа Простакова (К мужу). Как не умирал! Что ты бабушку путаешь! Разве ты не знаешь, что уж несколько лет от меня его и в памятцах за упокой поминали? Неужто-таки и грешные-то мои молитвы не доходили! (К Софье.) Письмецо-то мне пожалуй. (Почти вырывает.) Я об заклад бьюсь, что оно какое-нибудь амурное. И догадываюсь от кого. Это от того офицера, который искал на тебе жениться и за которого ты сама идти хотела. Да которая бестия без моего спросу отдает тебе письма! Я доберусь. Вот до чего дожили. К деушкам письма, пишут! Деушки грамоте умеют!
С о ф ь я. Прочтите его сами, сударыня. Вы увидите, что ничего невиннее быть не может.
Г-ж а Про с т а к о в а. Прочтите его сами! Нет, сударыня, я, благодаря Бога, не так воспитана. Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому. (К мужу.) Читай.
Про с т а к о в (долго смотря}. Мудрено.
Г-ж а Про с т а к о в а. И тебя, мой батюшка, видно, воспитывали, как красную девицу. Братец, прочти, потрудись.
С К О Т И Н И н. Я? Я отроду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки.
С оф ь я. Позвольте мне прочесть.
Г-ж а Про с т а к о в а. О матушка! Знаю, что ты мастерица, да лих не очень тебе верю.

ЯВЛЕНИЕ VII
т е ж е и П р а в Д и Н.
Г-ж а Про с т а к о в а. Братец, друг мой! Рекомендую вам дорогого гостя нашего, господина Правдина; а вам, государь мой, рекомендую брата моего. .
Пр а в Д и н. Радуюсь сделав ваше знакомство.
Г-жа простакова. (К Правдину.) Вот, батюшка! Бог велел нам взять на свои руки девицу. Она изволит получать
грамотки от дядюшек. К ней с того света дядюшки пишут. Сделай милость, мой батюшка, потрудись, прочти всем нам вслух.
Пр а в Д и н. Извините меня, сударыня. Я никогда не читаю писем без позволения тех, к кому они писаны.
С оф ь я. Я вас о том прошу. Вы меня тем очень одолжите.
Пр а в Д и н. Если вы приказываете. (Читает.) «Любезная племянница! Дела мои принудили меня жить несколько лет в разлуке с моими ближними; а дальность лишила меня удовольствия иметь
о вас известии. Я теперь в Москве,. прожив несколько лет в Сибири. я могу служить примером, что трудами и честностию состоя-ние свое сделать можно. Сими средствами, с помощию счастия, нажил я десять тысяч рублей доходу ... )
С к о т и н и н и о б а Про с т а к о в ы. Десять тысяч!
Пр а в Д и н (читает). « ... которым тебя, моя любезная племянница, тебя делаю наследницею ... »

Г-ж а Про с т а к о в а. Тебя наследницею!
Про с т а к о в. Софью наследницею! Вместе.
С к О т и н и н. Ее наследницею!
Г-ж а Про с т а к о в а (бросаясь обнимать Софью). Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, душа моя! Я вне себя от радости! Теперь тебе надобен жених. Я, я лучшей невесты и Митрофанушке не желаю. То-то дядюшка! То-то отец родной! Я и сама все-таки думала, что Бог его хранит, что он еще здравствует. »:: t
С К О Т И Н И Н (протянув руку). Ну, сестрица, скорей же по
рукам.
Г-ж а П р о с т а к о в а (тихо Скотинину. Постой, братец. Сперва надобно спросить ее, хочет ли еще она за тебя
выйти?
С к о т и:н и н. Как! Что за вопрос! Неужто ты ей докладываться станешь?
Пр а в Д и н. Позволиге ли письмо дочитать?
С к о т и н и н. А на что? Да хоть пять лет читай, лучше десяти тысяч не дочитаешься.
Г-жа Простакова (к Софье). Софьюшка, душа моя! Пойдем. Мне крайняя нужда с тобой поговорить. (Увела Софью.)
Скотинин. Ба! Так я вижу, что сегодня сговору-то вряд и быть ли.

Фрагмент №3
Действие третье
ЯВЛЕНИЕ VII
Про с т а к о в а, М и т р о ф а н, Цифирки,
г -ж а Про с т а к о в а. Пока он отдыхает, друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка.
М и т р о фан. Ну! А там что?
Г-жа Простакова. А там и женися.
М и т р о фан. Слушай, матушка. Я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний раз и чтоб сегодня ж быть сговору.
Г-ж а Про с т а к о в а. Придет час воли Божией!
М и т р о Ф а н. Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться. Ты ж меня взманила, пеняй на себя. Вот я сел.
Цыфиркин очинивает грифель.
Г-ж а Про с т а к о в а. А я тут же присяду. Кошелек повяжу
для тебя, друг мой! Софьюшкивы денежки было б куды класть.
М и т р о ф а н. Ну! Давай доску, гарнизонна крыса! Задавай, что писать.
Ц ы фир к и н. Ваше благородие завсегда без дела лаяться изволите.
Г-жа Простакова (работая). Ах, Господи Боже мой! Уж робенок не смей и избранить Пафнутьича! Уж и разгневался!
Ц ы ф и р к и н. За что разгневаться, ваше благородие? у нас российская пословица: собака лает, ветер носит.
М и т р о ф а н. Задавай же зады, поворачивайся,
Ц ы ф и р к и н. Все зады, ваше благородие. Вить с задами-то век назади останесся.
Г-жа Простакова. Не твое дело, Пафнугъич. Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит. С его умом, да залететь далеко, да Боже избави.
ц ы фир к и н. Задача. Изволил ты, на приклад, идти по дopoге со мною. Ну, хоть возьмем с собою Сидорыча. Нашли мы трое ...
М и т р о ф а н (пишет). Трое.
Ц ы фир к и н. На дороге, на приклад же, триста рублев.
М и т р о ф а н (пишет). Триста.
Ц ы фир к и н. Дошло дело до дележа. Смекни-тко, по чему на брата?
М и т р о ф а н (вычисляя, шепчет). Единожды три - три. Единожды ноль - ноль. Единожды ноль - ноль.
Г-ж а Про с т а к о в а. Что, что до дележа?
М и т р о ф а н. Вишь, триста рублев, что нашли, троим разделить.
Г-ж а Про с т а к о в а. Врет он, друг мой сердечный! Нашел (деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке.
М и т р о фан. Слышь, Пафнутьич, задавай другую.
Ц ы фир к и н. Пиши, ваше благородие. За ученье жалуете мне в год десять рублев.
м и т роф а н. Десять.
Ц ы фир к и н. Теперь, правда, не за что, а кабы ты, барин, что-нибудь у меня перенял, не грех бы тогда было и еще прибавитъ десять.
М и т р оф а н (пишет). Ну, ну, десять.
Ц ы фир к и н. Сколько Ж бы на год?
М и т р о ф а н (вычисляя, шепчет). Нуль да нуль - нуль. Один да один... (Задумался.)
Г-ж а Про с т а к о в а. Не трудись по-пустому, друг мой! Гроша не прибавлю; да и не за что. Наука не такая. Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Денег нет - что считать? Деньги есть - сочтем и без Пафнутьича хорошохонько.

Действие четвертое
Явление VIII
Простакова, Митрофан, Стародум, Правдин.

С т а р о Д у м. О сударыня! До моих ушей уже дошло, что он теперь только и отучиться ИЗВОЛИЛ. Я слышал об его учителях
и вижу наперед, какому грамотею ему быть надобно, учася у Кутейкина, и какому математику, учася у Цыфиркина. (К Правди-ну.) Любопытен бы я был послушать, чему немец-то его выучил.
Г-ж а Про с т а к о в а. Всем наукам, батюшка.
Про с т а к о В. Всему, мой отец. Вместе.
М И Т Р О фан. Всему, чему изволишь.
П р а в Д и н (Митрофану ). Чему ж бы, например?
М и т р о Ф . (подает ему книгу ). Вот, грамматике.
Пр ав Д И Н (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?
М и т р о ф а н. Много. Существительна да прилагательна ...
П Р а в Д и н. Дверь, например, какое имя: существительное или прилага тельное?
М и т р о фан. Дверь, котора дверь?
П р а в Д и н. Котора дверь! Вот эта.
М и т р о ф а н. Эта. Прилагательна.
Правдин. Почему же? .
М и т р о ф а н. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.
Ст а р о Д у м. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан. И ведомо.
Г-жа Простакова. Что, каково, мой батюшка?
. Пр а в Д и н.Нельзя лучше. В грамматике он силен.
М и л о н. (В данной инсценировке реплики Милона произносит актер, исполняющий роль Стародума).
Стародум. Думаю, не меньше и в истории.
Г-ж а Про с т а к о в а. То, мой батюшка, он еще сызмала к историям охотник.
Пр а в Д и н (Митрофану). А далеко ли вы в истории?
М и т р о ф а н. Далеко ль? Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство.
П р а в Д и н. А! так этой-то истории учит вас Вральман?
С т а р о Д у м. Вральман? Имя что-то знакомое.
М и т р о ф а н. Нет, наш Адам Адамыч истории не рассказывает; он, что я же, сам охотник слушать.
Г-ж а Про с т а к о в а. Они оба заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью.
П р а в Д и н. Да не у ней ли оба вы учились и географии?
Г-ж а Про с т а к о в а (сыну). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?
М и т р о ф а н (тихо матери), А я почем знаю.
Г-жа Простакова (тихо Митрофану). Не упрямься, душенька. Теперь-то себя и показать.
Митрофан (тихо матери). Да я не возьму в толк, о чем спрашивают.
Г-ж а Про с т а к о в а ( Правдину). Как, батюшка, назвал ты науку-то?
П р а в Д и н. География.
Г -ж а Про с т а к о в а (Митрофану). Слышишь, еоргафия,
М и тр О ф а н, Да что такое! Господи Боже мой! Пристали с ножом к горлу.
Г-ж а Про с т а к о в а ( Правдину). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он ее и расскажет.
Пр а в Д и н. Описание земли.
Г-жа Простакова (Староду.му). А к чему бы это служило на первый случай?
С т а р о Д у м. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.
Г-ж а Про с т а к о в а. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда,- свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка.
С т а р о Д у м. О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.

Фрагмент №4
Действие V
ЯВЛЕНИЕ JV
Простакова, Скотини, Софья, Правдин, Стародум
c к о т и н и н. Что это? Все наши на коленях!
Г -ж а Про с т а к о в а (стоя на коленях). Ах, мои батюшки, повинную голову меч не сечет. Мой грех! Не губите меня. (К Софье.) Мать ты моя родная, прости меня. Умилосердись надо мною (указывая на мужа и сына) и над бедными сиротами.
Бог даст тебе благополучие и С дорогим женихом твоим, что тебе в голове моей?
С оф ь я (Сmародуму ). Дядюшка! Я мое оскорбление забываю.
Г-ж а Про с т а к о в а (подняв руки к Стародуму ). Батюшка! Прости и ты меня, грешную. Вить я человек, не ангел.
С т а р о Д у м. Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да и не надобно быть и чертом. Не хочу ничьей погибели. я ее прощаю.
Все ескочи.ли с коленей.
Г-ж а Про с т а к о в а. Простил! Ах, батюшка! .. Ну! Теперьто дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке. Теперь-то допытаюсь, кто из рук ее выпустил. Нет, мошенники! Нет, воры! Век не прощу, не прощу этой насмешки.
Пр а в Д и н. А за что вы хотите наказывать людей ваших?
Г-жа Простакова. Ах, батюшка, это что за вопрос? Разве я не властна и в своих людях?
Пр а в Д и н. А вы считаете себя вправе драться тогда, когда вам вздумается?
С к о т и н и н. Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?
Пр а в Д и н. Когда захочет! Да что за охота? Прямой ты Скотинин. Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен.
Г-ж а Про с т а к о в а. Не волен! Дворянин, когда захочет,
и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства?
С т а р о Д у м. Мастерица толковать указы!
Г-жа Простакова. Извольте насмехаться, а я теперь же всех С головы на голову ... (Порывастся идти. )
Пр а в Д и н (останавливая ее). Поостановитесь, сударыня. (Вынув бумагу и важным голосом) Именем правитель-
ства вам приказываю сей же час собрать людей и крестьян ваших для объявления им указа... повелевает мне правительство принять в опеку дом ваш и деревни!
Г-жа Простакова. Как! Новвая беда! За что? Что я в своем доме госпожа...
Правдин. Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может.

ЯВЛЕНИЕ ПОСЛЕДНЕЕ
Г-ж а Простакова, СтароДум, МилоН, СофьЯ, ПравДин, Митрофан, Еремеевна.
С т а р о Д у м (К Правдину, держа руки Софьи и Ми лона). Ну, мой друг! Мы едем. Пожелай нам ...
Пр а в Д и н. Всего счастья, на которое имеют право честные сердца.
Г-ж а Про с т а к о в а (бросаясь обнимать сына). Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!
М и т раф а н. Да отвяжись, матушка, как навязалась ...
Г-ж а Про с т а к о в а. И ты! И ты меня бросаешь! А! неблагодарный! (Упала (3 обморок.]
С О ф ь я (подбежав к ней). Боже мой! Она без памяти.
С т а р о Д у м (Софье). Помоги ей, помоги.
Софья и Еремеевна помогают.
Пр а в Д и н (Митрофану). Негодник! Тебе ли грубить матери? К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья.
М и т р о фан. Да она как будто неведомо ...

Пр а в д и н (Митрофану). С тобой, дружок, знаю что делать. Пошел-ко служить ...
М и т р о ф а н (махнув рукою). По мне, куда велят.
Г-ж а Про с т а к о в а (очнувшись, в отчаянии ), Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда никуды глаз показать нельзя! Нет у меня сына!
Стародум (указав на г-жу Простакову ). Вот злонравия достойные плоды!

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены