РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Психологическая готовность ребенка в школу

Психологическая готовность ребенка в школу

Психологическая готовность ребенка в школу

Вопрос о психологической готовности ребенка к школьному обучению, ее сущности, структуре, ведущих показателях, а также ее влиянии на успешность обучения как на начальном, так и на последующих этапах всегда интересовал психологов и педагогов. В настоящее время в науке существует множество разнообразных подходов к исследованию этой комплексной проблемы, что свидетельствует о ее важности и очевидной сложности. Ей посвящено много исследований.

Несмотря на то, что в психологии нет единой точки зрения на природу готовности,ее структуру, можно утверждать, что все исследователи сходятся во мнении, что готовность к школьному обучению не сводится к наличию у ребенка системы некоторых исходных знаний, умений и навыков, например грамоты, решения задач, счета.

При несомненной важности их нельзя считать обязательными и решающими. Общепринятой является точка зрения о том, что готовность к школьному обучению предполагает разностороннее развитие личности ребенка. Это целый комплекс свойств и характеристик, описывающих наиболее значимые достижения в детском развитии ребенка в дошкольный период.

Следует отметить и то, что психологическая готовность к школе – это и индивидуальная характеристика. При одинаковом паспортном возрасте поступающих в школу детей интервал индивидуальных вариантов психологического развития может быть достаточно широк.

Проблема психологической готовности к школе чрезвычайно актуальна.

От определения ее сущности, показателей готовности, путей ее формирования зависит, с одной стороны, определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, с другой – успешность последующего развития и обучения детей в школе.

Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности.

Многие родители считают, что если ребенок умеет читать и считать, он готов к обучению. Чтение и счет это умения, которые ребенок приобретает в ходе обучения. Бесспорно, беглое чтение, осознанный счет положительно скажутся на обучении, но важно, чтобы у будущего первоклассника были сформированы предпосылки учебной деятельности и все составляющие, необходимые для успешного обучения.

Психологическая зрелость предусматривает готовность основных психических сфер ребенка : мотивационной, волевой, умственной, а также социальной. Существенную роль в обучении играет зрелость неречевых функций ( зрительное восприятие, моторная сфера, пространственно-временные отношения ). Недоразвитие неречевых функций отрицательно сказывается на состоянии речи детей, что, в свою очередь, оказывает отри-цательное влияние на развитие мышления, поскольку речь и мышления взаимосвязаны взаимообуславливают друг друга.

Один из компонентов умственной готовности ребенка к школе – достаточно развитая речь. Для успешного обучения в школе у ребенка должны быть достаточно развиты неречевые функции. Учеными доказано, что недоразвитие тонкой моторики (движений пальцев) отрицательно скажется на его умственном развитии и речи.

К моменту поступления ребенка в школу у него должна быть достаточно развита зрительно – моторная координация. Не менее важна для подготовки детей к систематическому обучению социальная зрелость, т.е. умение ребенка работать в коллективе, общаться со сверстниками, считаться с мнением других детей и т.д.

Практика показывает, что объем памяти у поступающих в школу детей средний, зрительная память немного выше среднего уровня. Смысловая память детей достигает среднего уровня, а механическая – ниже среднего. Большая часть первоклассников владеет наглядно-образным мышлением и лишь 40 – 50% частично владеет словесно ---логическим мышлением. Как правило, школьники испытывают затруднения при аргументации своих решений. Это свидетельствует о том, что к моменту поступления в школу у ребенка еще не сформировалось доказательное мышление. Определенные отклонения наблюдаются у школьников при выполнении лингвистических заданий.

Только в результате целенаправленной работы можно ликвидировать имеющиеся затруднения.

Адаптация в 1 классе – особый и сложнейший период в жизни ребенка. Смена места в системе общественных отношений ( переход из детского сада и домашних условий в школу ) создает ситуацию психологической открытости ребенка. И без того доверяющий взрослому, в новой для него жизненной ситуации ребенок с готовностью принимает требования учителя, поэтому учитель должен воспользоваться этой психологической открытостью своих малышей и начать обучать их правилам поведения в классе, в школе, вне школы. Ребенок сам заинтересованно относится к совершенно новым для него правилам.

Отношение к самому учебному процессу определяется общей познавательной активностью ребенка. У него нет еще познавательного интереса к самому учебному материалу. Он только пытается запомнить, что есть уроки русского языка, математики, ознакомления с окружающим миром, изобразительного искусства, музыки и пения, физической культуры, труда. К концу второго месяца происходит привыкание к школьной жизни. По мере привыкания к внешним атрибутам школьной жизни накопления утомления от постоянной необходимости жить по новым правилам у ребенка гаснет первоначальная тяга к школе, к уроку, к учению. Наступает безразличие или активное нежелание продолжать ходить в школу. «Перенасыщение» учением снимается, если в содержание урока вносятся познавательные задачи. Когда реализуется потребность каждого здорового ребенка в знаниях, он становиться активным и любознательным. Именно возможность получить новые знания определяет дальнейшее развитие психологической готовности учиться всем дисциплинам, которые преподают первоклассникам.

Все дети шестилетнего возраста испытывают трудности при адаптации к новым условиям обучения и воспитания. Они напряжены психологически - эффект неопределенности, связанный с совершенно новой жизнью в школе, вызывает тревогу и ощущение дискомфорта. Они напряжены физически - новый режим ломает прежние стереотипы. Это приводит к тому, что даже у хорошо воспитанного ребенка, изменится поведение, ухудшится качество сна. Некоторые дети реагируют чрезвычайно остро на новую ситуацию своей жизни. У них серьезно нарушается сон, аппетит, ухудшается состояние здоровья. У иных появляется возбудимость, раздражительность. Они начинают мочится в постель во время сна и даже когда бодрствуют.

Перегрузки, которые испытывает ребенок, приводят к утомлению. Напряжение всех психических процессов быстро утомляет ребенка, если у него нет интереса к деятельности. Воля шестилетнего малыша еще недостаточно развита. Поэтому он не может долго с помощью только волевых усилий организовывать себя на выполнение заданий учителя. Отсюда быстрая психическая утомляемость. Психическое утомление приводит к физическому утомлению. Чем младше ребенок, тем меньше его работоспособность, тем быстрее он утомляется. Утомление приводит к капризам, к срыву нормального поведения.

Психологическая напряженность проходит через полтора-два месяца. Если учитель спокойно и планомерно осуществляет режимные моменты, ребенок усваивает обязательные правила режима и его напряженность падает. Режим и снятие психологического напряжения стабилизируют и физическое самочувствие ребенка.


Литература:

1. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. М.: Просвещение, 1990 год.
2. Журнал « Начальная школа» № 1 1999 год. Агафонова Н.И. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы
адаптации.
3.Журнал «Начальная школа» № 3 1999 год. Савицкая Д.В. Психологическая готовность детей к школьному
обучению.
4. Журнал «Начальная школа» № 2 2004 год. Гуцу Е.Г. Индивидуальные варианты психологической готовности детей к обучению.
Смирнова Валентина Михайловна02.11.2012 21010 Вне урока
Всего комментариев: 0
avatar