РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Особенности современного детства

Особенности современного детства
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области Педагогическая академия последипломного образования
(ГОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ)
Кафедра общей и педагогической психологии

Самостоятельная работа № 2 по теме «Особенности современного детства»


выполнил слушатель
кафедрального вариативного модуля
«Психолого-педагогическая компетентность педагога»
учитель химии и технологии
МОУ СОШ пос. МИС Подольского района
Сокова Т. В.
Руководитель: к.психол.н., Павленко Т.А.
Москва 2012

Современных детей называют по-разному и все определения имеют под собой основу.

Например: «Дети нового тысячелетия» – юные существа, обладающие необычными психическими возможностями;

«Дети Света»- мировоззрение детей отличается от привычного; «Одаренные Дети»- уровень развития выше среднего (не путать со школьными оценками); во Франции необычных детей, современное поколение называют «тефлоновые Дети», т.к. к ним не прилипают общепринятые стереотипы поведения; в Америке – « Дети Индиго».

Достаточно много попыток дать определение современным детям, хотя официального термина не существует.

Все дети рождаются невинными и добрыми, каждый ребенок особенный. Основная задача взрослых помочь детям расти, раскрыть природный талант.

Мнение современных родителей, почему трудных детей все больше:

  1. Негативные перемены в обществе (реклама, насилие на TV);
  2. Вседозволенность из чувства вины перед детьми, что мало времени уделяется воспитанию;
  3. Дело в устаревших методах воспитания в детском саду, школе и т.д.

Проблемы детей начинаются дома и могут быть там же и решены, родители должны понять, что только от них зависит какими вырастут их дети.

Меняется мир – меняются и дети. Старые методы воспитания, такие как запугивание, крик или шлепок не помогают устанавливать контроль над современными детьми, а убивают в ребенке желание слушаться и сотрудничать, побуждают современных детей к бунту. Близкие взрослые становятся проблемой современных детей, т.к. мешают им развиваться. В работе с современными детьми необходимо отказаться от наказаний. Современный ребенок учится всему благодаря подражанию, а не страху. Если ребенок видит насилие или производят это над ним, он будет делать то же с окружающими. Насилие научает ребенка в непонятной, сложной для него ситуации насилием достигать своей цели. Дети, подвергающиеся насилию, ненавидят либо себя, либо окружающий мир: мальчики становятся гиперактивными, с синдромом недостатка внимания; девочки - саморазрушительные тенденции, низкий аппетит, низкая самооценка.

Новые средства воспитания: сотрудничество, мотивация, контроль. Современным детям нужна помощь, но для роста и не менее необходимы и трудности, проблемы от которых нельзя ограждать, но необходимо помогать их преодолевать.


По мнению Джона Грэй:

  1. Ребенок не научиться прощать, если ему прощать некого.
  2. Ребенок не разовьет в себе терпение или умение ждать осуществление своих желаний, если всегда сразу предоставлять ему все, чего он хочет.
  3. Ребенок не научится принимать свои недостатки, если все вокруг безупречны.
  4. Ребенок не научится сотрудничать, если все всегда проходит так, как хочется ему.
  5. Ребенок не разовьет творческий талант, если за него будут делать все другие.
  6. Ребенок не научится сочувствию и уважению, если он не видит, что другие испытывают боль и переживают неудачу.
  7. Ребенок не разовьет в себе отвагу и оптимизм, если ему не придется столкнуться лицом к лицу с неприятностями.
  8. Ребенок не разовьет в себе упорство и силу, если все дается легко.
  9. Ребенок не научится исправлять свои ошибки, если ему неведомы трудности, неудачи и промахи.
  10. Ребенок не разовьет в себе чувство собственного достоинства и здоровую гордость, если не будет преодолевать препятствия и достигать чего-либо сам.
  11. Ребенок не разовьет в себе чувство самодостаточности, если ему не знакомо чувство изоляции и неприятия.
  12. Ребенок не разовьет в себе целеустремленность, если у него нет возможности противостоять авторитету и добиваться желаемого.

Трудности помогают ребенку стать сильнее. Когда дети плохо себя ведут – они не хотят подчиняться воле и желаниям взрослых. Чтобы восстанавливать контроль над ребенком ему необходимо давать тайм-аут, время подумать (4 года - 4 минуты, 15 лет – 15 минут). Это краткосрочное ограничение свободы, после которой к ребенку возвращается желание и базовая установка, которая изначально заложена в ребенке – доставлять родителям, взрослым радость. Старые методы воспитания, основанные на страхе пробуждают в современных детях склонность к саморазрушению. За насилие дети мстят академической неуспеваемостью; порабощенные дети мстят торможением (ЗПР, аутизм), они тормозят все вокруг, блокируют, замораживают – это реакция рабов и заключенных. Дети должны чувствовать, что взрослые сильные, опытные, терпеливые в любой момент готовы прийти им на помощь.

С трех лет надо начинать систематически давать образование. Начинать, естественно, надо с того, что ближе к ребенку, и надо понимать, что современному ребенку близки вовсе не коровки и лошадки, которых он в своей жизни не видит, а машины, автобусы, самолеты. Это нам кажется, что мы показываем что-то очень близкое к нему и природе, а на самом деле для ребенка это совсем не близко, у него этого нет, он видит на улице совсем другие образы. Мы тянем этот подход к детям из прошлых веков, когда они жили на опушке леса, там стоял домик, и все было перед ребенком: и цветочки, и солнце, и луг, и, естественно, всякие растения и звери. Ему показывали нормальную среду обитания. А сейчас что ты ему можешь показать? Наше современное воспитание еще не адаптировано к современному образу жизни, к тому, где ребенок рождается и растет. Ребенку надо показывать то, что он видит в своем мире, с этого надо начинать. Мы должны изменить нашу философию, нашу методику, наш подход к ребенку. И если мы показываем ему животных, то это должны быть такие животные, чтобы они действительно хоть немного его окружали, чтобы хоть часть его жизни проходила среди них. Недостаточно взять его в воскресный день в зоопарк, это останется для него непонятным.

Обязательно нужна грамота. С трехлетнего возраста ребенок должен начинать понимать буквы, азбуку. К четырем годам он должен начать читать. С этого же возраста его надо начинать обучать элементам арифметики. Для того, чтобы преодолеть нежелание учится, надо включать элемент игры, элемент ревности, элемент зависти, элемент влияния окружающей среды. Но самым действенным орудием воспитания является пример. Причем, пример, который показывают отец и мать, а не только окружающие его сверстники, когда ребенок видит, что занимается тем же, что и взрослые. А взрослые должны нарочито показывать, что они занимаются предметами, занятиями, очень близкими к тому, чем занимается и он.

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: дети приходят в этот мир со своими намерениями и талантами, которые отчетливо проявляются с момента рождения. Они могут впитывать знания, как губка, особенно если им нравится предмет, изучение которого обеспечивает им более высокий уровень развития в области их интересов. Приобретение жизненного опыта помогает им лучше учиться, поэтому они сами решают, в какой области необходимо его набираться, чтобы разрешить насущные проблемы или пополнить свои знания. Они реагируют наилучшим образом, если вы ведете себя с ними как с уважаемыми взрослыми.

С помощью своей интуиции они не только прекрасно распознают скрытые намерения и мотивы других людей, но и с не меньшим мастерством могут переключить внимание их же авторов на другое. Часто используемый ими метод психологического «давления на кнопки» приводит к тому, что их считают нонконформистами. Если они замечают скрытый мотив в ваших попытках заставить их сделать что-то, они упорно сопротивляются и при этом чувствуют, что поступают совершенно справедливо. С их точки зрения, если вы не выполняете своей части работы в поддержании взаимоотношений, они имеют полное право бросить вам вызов.

Дети – прекрасные знатоки «кнопок»: они работают с нами, взрослыми, чтобы помочь нам узнать, как мы манипулируем своими партнерами. Поэтому, если вы постоянно сталкиваетесь с сопротивлением со стороны детей, первым делом проверьте себя. Возможно, они держат перед вами зеркало или в своей непримиримой манере просят вас помочь им в установлении новых границ, проявлении их скрытых талантов и способностей или в подъеме на новый уровень развития.

И так, можно выделить 10 основных особенностей современных детей и их детства:

  1. Они менее самостоятельны. Не умеют принимать решения, делать выбор и выводы без помощи взрослых, считают, что в этом нет потребности.
  2. Сейчас в развитии детей упор делается на развитие памяти, а не словесного-логического и абстрактного мышления. Это отчасти связано с подготовкой к сдаче тестов. Они плохо считают в уме, ведь есть много других приспособлений, которые сделают это за них. Современный ребенок плохо знает даже свой микрорайон, и это влияет на развитие пространственного мышления, которое у них развивается за компьютером, поэтому они плохо ориентируются.
  3. Дети очень образованы. Они знают больше своих родителей, и между ними колоссальная разница. Они легко и быстро воспринимают информацию, у них быстрее реакция, лучше развита внимательность. Но написать школьное сочинение - проблема, ведь надо собрать информацию, систематизировать и придумать сюжет. Информационно они взрослеют раньше, а социально - значительно позже. Многие выпускники совершенно несамостоятельны.
  4. Они мало общаются, говорят, тяжело вступают в контакт. Если ребенок застрял на компьютере, то у него есть большие проблемы с коммуникацией, но это не говорит о том, что он не научится общаться. Он сделает это, но чуть позже или когда это будет жизненно необходимо.
  5. У них есть проблема разрешения конфликтов. Ведь во дворе поругался с приятелем, и надо было идти мириться. В Интернете не надо этого делать, можно просто не отвечать, перейти на другой сайт. И в итоге ты не умеешь ни мириться, ни идти на компромиссы, ни сотрудничать, ни разговаривать, ни объясняться.
  6. Они застенчивы. Компьютер не учит преодолевать этот комплекс, только личное общение.
  7. У них есть проблемы с эмоциональностью, ее не хватает. Многие не понимают, что такое плохо, больно, очень страшно. То, что мы переживали в 6 - 9 лет, современные дети переживают в 10 - 12 и более травматично.
  8. Эти дети менее романтичны и более прагматичны. Их мир заполнен материальными ценностями.
  9. Они реже принимают самостоятельные решения, за них все решают родители.
  10. Эти дети более талантливы. У них больше возможностей развивать свои способности, начиная со школ раннего развития. Они могут найти любую информацию в любое время. Современный мир - это мир индивидуальностей, и у этих детей для ее развития есть все, о чем только могли мечтать дети прошлых поколений.

Принципы воспитания современных детей могут быть следующими:

1. Определяя для детей границы дозволенного поведения, сохраняйте при этом творческий подход к их воспитанию.

  • Давайте выход их чрезмерной физической энергии. Учитывайте эту необходимость в любой ситуации.
  • Позвольте ребенку самому устанавливать границы, а не наоборот. Даже попросите ребенка об этом. Вы будете удивлены, когда узнаете, на что способен ваш ребенок.

2. Обращайтесь с детьми как со взрослыми и равными, но не возлагайте на них взрослые обязанности.

  • Давайте детям подробные объяснения, а также предоставляйте им право высказывать свое мнение при принятии решений по разным вопросам и, более того, предоставляйте им несколько возможностей для выбора!
  • Не говорите с ними свысока.
  • Слушайте их! Они поистине мудры и знают такие вещи, которые вам неведомы.
  • Проявляйте к ним уважение ничуть не меньше, чем к своим родителям или близкому, нежно любимому другу.

3. Если вы говорите детям, что вы их любите, но относитесь к ним неуважительно, они вам не поверят.

  • Они не поверят вам, что вы их любите, если вы относитесь к ним неуважительно. Никакие слова в мире не заменят проявлений искренней любви.
  • Ваш образ жизни и ваше поведение в семье помогут со всей очевидностью ответить ребенку на вопрос, любите вы его или нет!

4. Общение с ребенком – это одновременно тяжелый труд и привилегия.

  • Он заметят любую хитрость. Даже не пытайтесь с ним хитрить!
  • Не забывайте наблюдать за общением детей – у них многому можно поучиться!

Литература:
1. Грэй Дж. Дети с небес. Уроки воспитания. – София, 2005
2. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей - М., 1990
3. Реан А.А. Психология детства. От рождения до 11 лет. – СПб., 2006
4. Шаргунов А. Ответы протоирея. // Русский дом. 2004.С.46-47

Интернет-ресурсы:

http://romasky.ru/blog/23402http://ds14-minusinsk.ru/index.php?option=com_quickfaq&view=items&cid=4%3A-&id=21%3A----&Itemid=68
http://www.diets.ru/post/256699/
Сокова Татьяна Владимировна31.10.2012 40210 Вне урока
Всего комментариев: 0
avatar