РАЗРАБОТКИ

Другие модули


«Проектная технология как средство повышения качества образования личностных компетенций школьников»

«Проектная технология как средство повышения качества образования личностных компетенций школьников»
«Проектная технология как средство повышения качества образования личностных компетенций школьников»

Актуальность умения учиться для современного человека подчёркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. В 2011-2012 учебном году начнётся плавный переход системы образования на работу по Федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения, главным инновационным отличием которых является ориентация на системно-деятельностный подход в обучении. Главным отличием этого перехода является то, что при «знаниевом подходе» к обучению основной целью была наработка ЗУН. Ценность этого подхода в воспроизведении изученного материала и применения его по конкретным образцам или алгоритмам. При деятельностном подходе основной целью является учебная деятельность, т. е. умение ученика учитьСЯ («учить себя»). Ценность этого подхода заключается в развитии самостоятельности мышления, которая выражается в инициативности, самостоятельности и ответственности за свои знания. Ребёнок получает возможность преодолеть границу незнания, повышается гибкость мышления, учиться планировать свои действия, контролировать их и оценивать результаты своей деятельности.

Для начальной школы приоритетными остаются формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развития познавательных интересов и готовности к обучению в основном школьном звене. Эти показатели учебной деятельности постепенно приобретают характер важнейшей универсальной способности человека – потребности в самообразовании. Будучи учителем начальных классов, я часто слышала мнение коллег из основной школы, что выпускники начальной школы недостаточно владеют умением пользоваться информацией. Причина в том, что в течение всего начального этапа обучения единственным носителем информации выступает учебник, преобладает устная работа с текстом описательного характера. А проводником к получаемым знаниям является учитель. В основной же школе заложены другие формы предъявляемой информации и задачи работы с ней. Одной из точек соприкосновения между этапами начального и основного общего образования может стать умение учиться как результат овладения способами учебно-познавательной деятельности. Этот результат проявляется в готовности (способности) школьника совершать действия, т. е. умения решать познавательные задачи. Одним из вариантов в решении проблемы успешной адаптации выпускника начальной школы может стать обращение к методу учебных проектов как технологии развития умения учиться. Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности, сколько обучение его умениям проектирования: постановки проблемы, определению цели, организации и планировании деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения. Проектная деятельность в начальной школе подкреплена любознательностью младших школьников, а также мотивированностью родителей показать успехи своих детей.

Метод проектов – это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной цели – решения определённой проблемы, оформленной в виде некого конечного продукта (поделка, опыт, реферат, презентация, защита, спектакль и т. п.) Иначе говоря, под словом проект понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Одним из первых УМК для начальной школы, который взял на вооружение метод проектов, стал УМК «Планета знаний» под общей редакцией И. А. Петровой. Как правило, в начальной школе инициатором проекта бывает учитель. Способы решения проблем во многом зависят от выбранной темы. Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели: общепринятые и общеизвестные, нестандартные и альтернативные. Затем сделать свой выбор, оценив эффективность каждого способа.

ПРАВИЛО 1. Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она не казалась взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска школьник будет чувствовать себя вовлечённым в очередное скучное мероприятие.
ПРАВИЛО 2. Тема должна быть выполнима, решение её должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребёнка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки. Надо подвести ребёнка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.
ПРАВИЛО 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами разбираетесь лучше. Чувствуете себя сильнее. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечён сам.
ПРАВИЛО 4. Тема должна быть оригинальной с элементами неожиданности. Необычности. Оригинальность следует понимать как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.
ПРАВИЛО 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. целеустремлённо работать в одном направлении, у младшего школьника ограничена.
ПРАВИЛО 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для её решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения.
ПРАВИЛО 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы. Её отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождает «пустословие». Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надёжных знаниях.
ПРАВИЛО 8. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство детей не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.
Успех любой деятельности (в том числе и проектной) зависит от правильной её организации. Здесь важно правило «триединства» - сотрудничество учителя, ученика, родителя. Учитель несёт на себе функцию направляющего, корректирующего, консультирующего члена команды, а самое главное – вдохновителя и стратега. Ученик и родитель действуют тандемом, где ребёнок является идейным исполнителем, а родитель помогает найти нужную информацию, а порой и материализовать идеи. При работе над проектом наиболее правильным направлением считается образование различных комбинаторных групп: учитель + дети, учитель + родители, учитель + дети + родители. Такая организация хороша тем, что родители активно участвуют в жизни своего ребёнка, их общие творческие интересы выходят за круг привычного домашнего общения. Результаты проектной деятельности можно представить на конкурсе: на уровне класса, школы и выше.

Участвуя в проектной деятельности, ученики смогут научиться:
  • расширять кругозор в интересующих их областях знаний;
  • находить источники информации;
  • извлекать информацию, относящуюся к теме;
  • планировать работу над проектом;
  • сотрудничать друг с другом при выполнении работы;
  • доводить начатое дело до конца (план работы над проектом в тетрадях и учебниках)
Для того чтобы каждый ребёнок мог найти проект по душе, рекомендуется предлагать на выбор спектр проектов, отличающихся:
  • видом деятельности (изготовление поделок и создание др. творческих работ, подготовка и проведение мероприятий, проведение исследований)
  • количеством участников (индивидуальная деятельность, коллективная деятельность)
  • продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев)
  • количеством этапов
  • набором и иерархией ролей
  • необходимостью привлечения взрослых
Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения, оставляя у ребёнка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только дети, но и родители и гости.

Проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника, даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде. Это ведёт к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков. Создаётся обстановка общей увлечённости и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности. А значит, берёт на себя ответственность за производимое действие.

Планирование проектной деятельности.


ТЕМА ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ПРОЕКТЫ

1 класс


1. Школа.
- школа в прошлом
- современная школа
- школьные кабинеты
- школа в будущем - книги, справочники, энциклопедии
- беседа со взрослыми
- фильмы, видеозаписи
- посещение музея - выставка рисунков
- стенд или фотоальбом «Наша школа»
- макет школы
- сценки из школьной жизни
- придумай свой проект
2. Одежда.
- одежда народов России в прошлом
- современная одежда
- профессиональная одежда
- как изготавливают одежду
- книги, беседы со взрослыми
- экскурсия на швейную фабрику
- фильмы, видеозаписи
- посещение музея - выставка мод в рисунках
- стенд или фотоальбом «История одежды»
- фотоальбом «На швейной фабрике»
- выставка «Костюмы Барби и её друзей»
- придумай свой проект
3. Растения.
- что мы сажаем, сажая леса
- комнатные растения в нашей жизни
- искусство составления букетов
- охрана растений
- растения в жизни животных - книги, справочники, энциклопедии
- выставка цветов
- фильмы, видеозаписи
- экскурсия в оранжерею - стенд или фотоальбом
- выставка «Природа и фантазия»
- выставка или альбом «Что дают растения человеку»
- придумай свой проект
4. Люди и их занятия.
- спорт
- наши увлечения
- профессии обычные и необычные
- как мы отдыхаем - книги, справочники, энциклопедии
- встреча-интервью
- фильмы, видеозаписи
- посещение музея - книжка-самоделка «Я хочу стать…»
- стенд или фотоальбом
- фотоальбом «Как я провёл лето»
- собери коллекцию
- придумай свой проект
2 класс

1. Знание – сила.
- учёные древности
- великие изобретения
- как изобрели радио и телефон
- учёные России, их жизнь и творчество - книги, справочники, энциклопедии
- фильмы, видеозаписи о научных исследованиях
- экскурсия в Политехнический музей
- встречи с людьми науки - сообщения об учёных и их изобретениях
- сочинение «Самая интересная наука»
- стенд или фотоальбом
- выставка творческих работ
- придумай свой проект
2. Мы живём в космосе.
- всё о Луне
- Солнечная система
- Голубая планета
- Космические исследования - книги, энциклопедии
- видеофильмы, кинофильмы
- экскурсия в Музей авиации и космонавтики
- экскурсия в Планетарий - фотоальбом
- сочинения
- выставка рисунков «Мы – дети Солнца»
- книжка-самоделка «Солнечная система»
- придумай свой проект
3. Жизнь леса.
- какие бывают леса
- что даёт лес
- охрана леса человеком
- животные и растения леса - книги, справочники, энциклопедии
- фильмы, видеозаписи
- экскурсия в лес
- встреча с работниками леса - сообщение о лесе
- Альбом «Красная книга леса»
- Стенд «Великие изобретения»
- Викторина «Лес в нашей жизни»
- придумай свой проект
4. Наши питомцы.
- аквариумные рыбки
- пернатые питомцы
- всё о кошках
- всё о собаках - книги, справочники, энциклопедии
- видеофильмы, кинофильмы
- посещение музея
- экскурсия в зоопарк - сочинение «Мой любимый щенок»
- фотоальбом «Человек заводит друга»
- стенд «Наши питомцы»
- выставка рисунков
- придумай свой проект
Егорова Ольга Викторовна07.11.2012 38500 Вне урока
Всего комментариев: 0
avatar