РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Слагаемые профессионального имиджа педагога

Слагаемые профессионального имиджа педагога

Странно, что проработав в школе тридцать лет, я никогда не задумывалась над этим вопросом. Мне казалось, что любовь к детям интуитивно подскажет правильное поведение. Хотя, часто ловлю себя на мысли, что могу узнать учителя в толпе людей. Значит, есть что-то во внешности, поведении, речи, что создает стереотип профессии учителя. Существует ли специфический имидж учителя? Почему мы такие узнаваемые?

Имидж (от англ. image – образ) – это совокупность представления общества о том, каким должен быть индивид в соответствии со своим статусом. В обыденном понимании слово «имидж» можно употреблять по отношению к человеку в двух смыслах: как внешний вид человека и как его репутация. «Педагогический словарь» дает нам определение имиджа преподавателя как «эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими».

Соглашусь, что имидж учителя в современной России невысок. Современные дети, их родители серьезно относятся к имиджу педагога. Условия работы в сегодняшних образовательных организациях требуют от педагогов поиска путей повышения их репутации и авторитета в глазах окружающих. И без сознательного построения своего профессионального имиджа не обойтись. Грамотно созданный имидж вызывает уважение у учащихся и повышает авторитет педагога.

Что же определяет имидж учителя и отношение к нему со стороны учащихся и родителей? Что могут сделать сами учителя, чтобы поднять престиж профессии? Конечно, имидж есть у каждого педагога вне зависимости от того задумывается он над этим вопросом или нет.

В структуре имиджа профессионала выделяют внешний, процессуальный и внутренний компоненты. Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку. К слагаемым имиджа относятся: визуальная привлекательность, вербальное поведение; невербальное поведение; манеры, этикет; соответствие необходимому образу, обаяние.

Соглашусь, что внешний вид преподавателя может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение. Влияние учителя на ученика зависит от расположения последнего. Во все времена люди ценили гармонию и красоту. По экспериментальным данным психологов внешне привлекательные люди легче добиваются симпатий окружающих. Визуальная привлекательность- это не только наши физические данные, но и значительное количество внешних слагаемых, зависящих непосредственно от нас. Наша привлекательность зачастую зависит от общего впечатления ухоженности. Ухоженность- это показатель культуры человека. Французы говорят, что чистые волосы – это уже стиль. А стиль – это сам человек. Это визитная карточка наших данных, которые подчеркнуты с помощью одежды, прически, макияжа. Основной стиль учителя – это классика. Этот стиль символизирует следующие качества: уверенность в себе и самообладание, решительность и психологическую гибкость, а также авторитет. Эти качества являются для учителя профессионально необходимыми. Аккуратно, чисто и со вкусом одетый учитель воспитывает эти же качества в учениках. Стоит учесть, что цвет нашей одежды воздействует как на нас, так и на наше окружение. Он является нашей психологической характеристикой, которая воспринимается окружающими на уровне подсознания.

Инструментом мощного воздействия на учеников является лицо учителя. Лицо учителя должно быть доброжелательно – заинтересованным. У ученика выражение лица учителя должно создавать впечатление, что он ждет и хочет общения именно с ним. Такое выражение лица создает установку, что происходящее на уроке самому учителю интересно и важно, а значит должно быть интересно и важно ученика

Но не только визуальная привлекательность, но и вербальное поведение является основой персонификации. Мы можем донести информацию не только словом, но и интонацией, темпом речи, паузой. Но необходимо помнить, что нас не только слышат, но и видят. Поэтому учитель не должен забывать о невербальном поведении (мимика, жесты, позы, взгляд, походка, осанка). Невербальное поведение – это язык подсознания. Невербальное поведение – это проявление культуры (как личной, так и национальной). Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе. Важно помнить, что поясняющая жестикуляция с детьми способствует лучшему усвоению информации.

Говоря о вербальном и невербальном поведении стоит уделять внимание и этикету. Существует речевой и неречевой этикет. Речевой этикет – это вербальные формы выражения вежливых выражений между людьми. Данный этикет определяет стилистику текста собеседников. При этом имеют значения интонация, выбор слов и построение фраз. Грамотное использование правил речевого этикета дает возможность избегать отрицательных эмоций при общении. Неречевой этикет – это система знаков. Сюда относятся жесты приветствия, прощания, знаки внимания и т.п. Манеры – это показатель культурного уровня человека. Это отражение его нравственности и интеллекта.

Чтобы ваш имидж был органичен и притягателен для окружающих, не забывайте быть обаятельными. Обаяние – это умение светиться людям. Обаятельный человек быстрее и легче добивается своих целей, при этом зарабатывая людские симпатии. Но обаяние – наша внутренняя установка. И родители, приходящие в школу, обращают внимание на то, как выглядят учителя, как общаются с детьми и между собой, насколько они улыбчивы.

И наконец – общительность. Хороший учитель не станет пренебрегать эмоциональной стороной общения с учениками: теплая улыбка, мягкие замечания, ласковый голос, дружеский жест. Вместо окрика – юмор, это спасительное, всесильное и интеллигентное средство любой богатой личности

Профессиональная деятельность раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность. Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий, способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению. Неотъемлемым компонентом личности учителя является его разносторонность, эрудиция, любовь к своему предмету, смелость признаться в незнании чего-либо, в своей неправоте. Именно все это лежит в основе профессионального мастерства, в основе педагогической интуиции, помогает преодолевать консерватизм, проявлять творчество, придает учителю уверенность в себе. Уверенность эта помогает помочь даже тем ученикам, которые кажутся безнадежными. А наилучшим (и обязательным!) помощником в этом служит вера учителя в успех учеников.

Но я уверена, что только личность может воспитать личность. Только видя в себе личность, педагог может и в каждом школьнике увидеть неповторимую личность. Влияние учителя тем сильнее, чем ярче и самобытнее его личность. Это касается и кругозора учителя, и его общей культуры. Ведь невозможно дать ученику того, чего не имеешь сам. Поэтому, чтобы учить и воспитывать других, необходимо прежде всего быть образованным и воспитанным самому. Нужно, чтобы кругозор учителя не ограничивался школьной программой. Индивидуальность учителя – главный источник мотивации к учению. Своим отношением к работе, своей заботой и заинтересованностью, выдумкой и творчеством он мотивирует учеников, пробуждает в них то же отношение к делу.

В заключении, прихожу к выводу, что учителю необходимо работать над своим имиджем. Главное, чтобы имидж не расходился с его внутренними установками, соответствовал его характеру и взглядам. Не следует забывать, что имидж, не подкрепляющийся постоянно реальными делами, не имеет смысла. Например, без успехов и достижений учеников не состоится ни один учитель. А чтобы добиться высоких результатов, педагогу нужно предъявлять строгие требования прежде всего к себе. Ведь влияние учителя тем сильнее, чем ярче и самобытнее его личность. Это касается и кругозора педагога, его общей культуры.

Следовательно, педагогу необходимо целенаправленно формировать положительный имидж. Забота учителя о своем имидже – это также профессиональное требование.

Позитивный имидж учителя сегодня важен не только для его учеников - как личный пример успешного человека, которого они постоянно видят перед собой, но и для самого педагога - для моральной, психологической удовлетворенности своей значимостью в этом мире. Педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге успешнее работает. Имидж любой школы будет определяться и имиджем работающих в ней педагогов и обучающихся в ней учеников.

Пахомова Светлана Николаевна07.11.2012 33620 Вне урока
Всего комментариев: 0
avatar