РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Непрямые действия в практике опосредованного управления

Непрямые действия в практике опосредованного управления М.Н. Троицкий
(г. Арзамас, Россия, 
МБОУ «Мотовиловская СОШ», 
troickii-m@mail.ru)
Непрямые действия в практике опосредованного управления
 
Основу управления процессом развития и формирования личности школьников составляют действия педагогов, другими словами – управленческие действия. 

В технологии опосредованного управления действия подразделяются на диагностирующие, проектирующие и продуцирующие педагогический результат. В свою очередь продуцирующие действия делятся на «стратегические», «тактические» и «операционные» (1,с. 39). 

«Стратегические» действия направлены на восстановление, воспроизводство, воссоздание тех или иных ценностей («вос»). «Тактические» действия подразделяются на порождающие, сдерживающие, поддерживающие и разрушающие. «Операционные» действия, входящие в содержание вышеуказанных действий, представлены в концепции средового подхода преимущественно глагольным рядом слов с приставкой «о» (1, с.39). Глаголы с префиксом «о» («об») «передают активное действие, они делают кого-то или что-то тем или другим - по значению именной основы» ( 2, с.6). Например, «особытить – насытить событиями, придать больше событийности; опривычить – сделать привычным, ввести в привычку; одействовать – превратить в действие, сделать действительным» (2, с.6). М.Н. Эпштейн обращает наше внимание на то, «что потенциал этой однобуквенной приставки очень велик – и затребован современным обществом, которое ищет новых энергий для практического и языкового воздействия на мир». ( 2, с.6)
Действия, направленные на изменение среды с целью получения воспитательного результата, рассматриваются в концепции средового подхода как непрямые. 

Непрямые действия сложнее прямых, ибо состоят из двух этапов: действий субъекта управления со средой и действий среды на школьников. 

Оборудование, оформление и открытие краеведческого музея – действия, направленные на организацию музейной среды. Созданная среда, в свою очередь, будет оказывать определённое воздействие на личность учащегося. Степень воздействия будет зависеть от включённости воспитанника в организацию музейной среды, в поисковую и исследовательскую работу. Стихии творчества, соучастия, поиска смогут побудить учащихся к сохранению памяти о своих предках, сопереживанию за судьбу малой родины, сотрудничеству в поиске новых музейных материалов. 

В то же время одно и то же действие может носить и прямой и непрямой характер управления. Обсуждение с детьми проблемы здорового образа жизни, пользы физических нагрузок является прямым действием, направленным непосредственно на воспитанника. Обсуждение той же проблемы с педагогами может привести к открытию новых спортивных секций и клубов в школе, к оснащению современным спортивным оборудованием и инвентарём, к объединению учащихся для решения задач, связанных с пропагандой здорового образа жизни и т.д. В данном случае обсуждение является непрямым действием, направленным на создание здоровьесберегающей среды. 

Такое действие, как ограничение свободы детей (временной в рамках урока, пространственной в рамках школы и др.), отнесём к прямым действиям. А ограничение от влияния негативной информации направлено на создание безопасной информационной среды и предполагает ряд дополнительных действий (определение потенциально опасной информации, обнаружение и отделение негативной информации, обсуждение возможных последствий негативного влияния, оформление соответствующих нормативных документов, организация мероприятий, направленных на формирование информационной культуры школьников и т.д.). В данном случае ограничение является непрямым действием. 

Для объединения группы учащихся с целью подготовки и проведения какого-либо дела достаточно обращения педагога. Объединения классного коллектива для достижения целей воспитания просьбой, указанием, обращением добиться практически невозможно. Решение столь сложной задачи требует от педагога выполнения ряда последовательных действий, направленных одновременно и на среду, и на личность. 

В психолого-педагогической литературе подробно освещены такие действия как оценивание (Ананьев), обобщение в дидактике (В.В.Давыдов). Некоторые из управленческих действий просты для понимания и выполнения: озеленение, оформление, озадачивание. В то же время такое действие как обхождение требует не только осмысления, обдумывания, определения, но и обговаривания, обсуждения, обласкивания и т.д. 

Проблема управления формированием и развитием личности воспитанника заключается в том, что действия педагогов не всегда осмыслены, целерациональны. Недостаточное знание о том, что собой представляет то или иное действие затрудняет решение воспитательных задач. Отсутствие классификации действий в педагогике также затрудняет процесс осуществления управленческой деятельности в области воспитания.
Классификация и описание непрямых действий является задачей дальнейших исследований в области управления воспитанием. 

Литература:
1. Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании (методология исследования) / Ю.С.Мануйлов // Педагогика. - 2000.-№7
2. Эпштейн, М.Н. О действенности. Сила приставки «о»./М.Н. Эпштейн. - Новая газета. Свободное пространство. № 40, с.6.
Троицкий Максим Николаевич23.01.2013 8540 Вне урока
Всего комментариев: 0
avatar