РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Организация внеурочной (досуговой) деятельности

Организация внеурочной (досуговой) деятельности

«Невозможно - это всего лишь громкое слово, 
за которым прячутся маленькие люди,
им проще жить в привычном мире,
чем найти в себе силы его изменить.
Невозможно - это не факт.
Это только мнение. Невозможно - это не приговор.
Это вызов. Невозможно - это шанс проверить себя.
Невозможно - это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО!
В. Альфиери


Под внеурочной деятельностью мы понимаем составную часть учебно-воспитательного процесса в школе, одну из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная работа помогает удовлетворять потребности детей в неформальном общении в клубах, любительских объединениях, музеях, во время школьных вечеров, праздников, фестивалей и т.п. Так как понятие ограниченные возможности здоровья является достаточно спорным, мы будем толковать его так: любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах. В зависимости от степени возможности компенсации или восстановления ограничение возможностей здоровья может быть временным или постоянным. 

Что же такое досуг? В современных условиях этому понятию дается следующее определение. Досуг - это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Она продиктована личными потребностями и интересами человека, а не вызвана внешними обстоятельствами, вынуждающими его заниматься такой деятельностью. Не секрет, что потому, как человек проводит свой досуг, можно судить, насколько высок его интеллектуальный уровень, какое место он занимает в обществе, каков его доход. Кроме того, можно сказать и о том, какое у него воспитание, чем он увлекается и какие у него интересы.
Естественно, что многое зависит от воспитания человека, окружающей социокультурной среды, а, следовательно, оттого, что воспринял ребенок от окружающих его взрослых. Это значит, что и проводить досуг человек будет так, как проводили родители и окружающие его взрослые. 

Поэтому со времен Я.А.Каменского, Ж.Ж.Руссо и И.Г.Песталоцци досугу уделяются большое внимание, отечественные и зарубежные педагоги во множестве работ дают свои рекомендации, как нужно организовать деятельность ребенка, чтобы он раскрыл свои природные задатки, приобщился к культуре своего народа, используя для этого свободное время от занятий и труда.

Теоретический анализ социально-педагогической и методической литературы, Государственного стандарта по образованию и нормативных документов органов образования, периодической печати по проблеме, а также изучение практического опыта деятельности образовательных учреждений детей и подростков позволили сделать вывод о том, что культурно-досуговая деятельность детей - это специфическая, практически основная сфера социальной жизни детских образовательных учреждений, которая создает внешние и внутренние условия для освоения социокультурного опыта человечества и развития личности (взрослого и ребенка в их взаимодействии, в автономном или коллективном режимах) в процессе изучения и познания ценностей (духовных, нравственных, эстетических) различных видов культуры. 

Досуговая деятельность - это не только биолого-физиологическая потребность детского организма в отдыхе, т.е. досуг выполняет не только психофизиологическую функцию, но и социокультурную, которая характеризуется следующим:  
  • Ей свойственна целенаправленность и продуманность; 
  • Осуществляется в свободное время ребенка и протекает как индивидуально, так и коллективно; 
  • Ее отличает относительная свобода (в зависимости от состояния здоровья и самочувствия ребенка) выбора досуговых мероприятий и намерений взрослых (программ) связанных с саморазвитием (что чаще всего носит непроизвольный характер), общением, оздоровлением на основе добровольности, активности, инициативы, как отдельного ребенка, так и различных групп; 
  • Она обусловлена региональными особенностями, традициями и характеризуется многообразием видов досуговой деятельности на основе разнообразных интересов ребят; 
  • Способствует познанию детьми культуры и искусства, формированию их базовой культуры через творческую деятельность родителей (взрослых), основанной на культурологических знаниях, духовной культуре; развитию творческой деятельности ребенка; 
  • Досуговая деятельность всегда носит этико-эстетическую норму культуры поведения и формирует у ребенка такие качества, как человечность гуманность, порядочность и увлеченность. 
Все выше сказанное относится не только к здоровым детям. Так как ребенок с ограниченными возможностями здоровья является полноправным членом общества, он может и должен участвовать в его многогранной жизни, а общество обязано создать для него специальные условия, предоставляющие ему равные с другими людьми возможности для удовлетворения всех его прав. Ребенок с особыми нуждами имеет такие же задатки и способности, как и его нормально развивающиеся сверстники. Задача общества, помочь ему обнаружить, проявить и развить свои дарования с максимальной пользой для семьи и общества. В данном процессе ребенок должен быть не пассивным объектом помощи, а активно действующим субъектом. 

В силу вышесказанного, можно утверждать, что важнейшим средством социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья, является его социокультурная досуговая деятельность:
  • Развитие «особого ребенка» посредством творческой деятельности стимулирует его креативное развитие. 
  • В искусстве и музыке проявляются неречевые формы общения, которые дополняют, корригируют и расширяют вербальный опыт ребенка или заменяют его. 
  • Досуговая деятельность наполняет жизнь ребенка новыми ощущениями и переживаниями, способствует развитию самосознания. 
  • Расширяются и обогащаются представления ребенка о своих возможностях, способностях, развивается уверенность в своих силах. 
  • Ребенок становится признанным в обществе на основе своих достижений, что меняет его отношение к себе и другим, зарождается способность к саморегуляции. 
Виды культурно-досуговой деятельности многообразны, и их можно классифицировать, следующим образом:  
  • Отдых (активный и пассивный); 
  • Развлечения (распространены три вида развлечений по степени активности участия детей: дети являются только слушателями или зрителями, дети - непосредственные участники, участники и взрослые и дети); 
  • Праздники (народные и фольклорные, гоударственно- гражданские, международные, православные, бытовые и семейные); 
  • Самообразование (целенаправленная познавательная деятельность: чтение литературы, экскурсии, посещение театров и музеев и т.д.); 
  • Творчество. 
С уверенностью можно сказать, что такая деятельность выступает важнейшей сферой социально-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения психофизического здоровья, способствует преодолению их изолированности и переходу к их интеграции в общество.
Главной задачей организации социокультурной деятельности является переход досуговой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья из индивидуального в социальное пространство.

Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение. 

Игра решает следующие коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные и образовательные задачи:
  • Развитие познавательной деятельности ребёнка с ОВЗ; 
  • Развитие эмоционально- волевой сферы; 
  • Обогащение представлений об окружающем мире; 
  • Формирование коммуникативных навыков; 
  • Формирование культурного поведения; 
  • Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики; 
  • Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций. 
Цель – создание условий для успешной адаптации ребёнка с ОВЗ в макромире, для коррекции и развития личности. 

Для решения поставленных целей и задач на уроках и во внеурочное время использую следующие игры:
а) – дидактические;
б) – сюжетные;
в) – ролевые;
г) – театрализованные;
д) – подвижные;
е) – конструктивные.
 
Поскольку детская игра – явление универсальное и дети в играх копируют окружающую жизнь, её функции разнообразны.
  1. Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственно-эстетического воспитания детей. 
  2. Развивающая функция заключается в развитии ребёнка, коррекции того, что в ней заложено и проявлено. 
  3. Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности детей. Позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников. 
  4. Коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность. 
  5. Развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребёнка неожиданными и яркими впечатлениями, создаёт благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребёнком. 
  6. Психологическая функция состоит в развитии творческих способностей детей. 
  7. Релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил ребёнка. 
Развитие и коррекция воображения у детей с ограниченными возможностями здоровья путём применения развивающих игр и упражнений на уроках и во внеурочной деятельности.

Некоторые виды работ из разных материалов, доступные для выполнения детьми.

Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования 

Нетрадиционные способы рисования
  • «Пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой); 
  • «Смешивание красок»; 
  • «Отпечатывание»; 
  • «Точечный рисунок»; 
  • «Пластилинография»; 
  • «Рисование свечой»; 
  • «Рисование по мокрой бумаге»; 
  • «Кляксография»; 
  • «Монотипия»; 
  • «Граттаж»; 
  • Аппликация, коллаж и т.д. 
Роль оригами в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время для реабилитации детей с ограниченными возможностями прибегают к направлению арт-терапии - оригами.
Оригами – увлекательное занятие не только для детей, но и для подростков и взрослых! 

В.А.Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
«Рука – это инструмент всех инструментов», - сказал еще Аристотель.
«Рука – это своего рода внешний мозг», - писал Кант. 

Значение оригами
  • помогает развивать художественный вкус и логику; 
  • эффективно способствует формированию пространственного воображения и фантазию; 
  • развивает память, способствует концентрации внимания и самодисциплине; 
  • активизирует мыслительные процессы; 
  • совершенствуется мелкая моторика, точные движения пальцев; 
  • развивается глазомер; 
  • воспитывает усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу; 
  • способствует формированию добрых чувств к близким, и дает 
  • возможность выразить эти чувства через сделанные своими руками подарки; 
  • влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки. 
Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как
  • подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, т. к. раннее обучение часто приводит к формированию неправильной техники письма), 
  • ознакомление с элементарными геометрическими формами, 
  • развитие пространственного мышления, 
  • понятия относительности (больше - меньше, короче - длиннее и т.д.), 
  • художественного восприятия, 
  • глазомера, 
  • обучение коммуникативным навыкам, 
  • внимательности, 
  • усидчивости и т.д. 
Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. 

Работы детей выполненные в технике оригами

Дети с ограниченными возможностями здоровья не изолированы от других детей, а интегрированы в общеобразовательную среду. Мы стремимся создать психологические и материально-технические условия, чтобы обучение таких детей проходило комфортно. Мы наблюдаем уникальный процесс, когда развитие обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, идет через контакт с детьми общеобразовательных классов. 

Школьная внеклассная работа включает в себя: работу классного руководителя, кружковую работу, физкультурно-оздоровительную, организацию отдыха и досуга. 

При организации воспитательной работы мы не разделяем детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, и детей из образовательных классов. И это дает свои положительные результаты: повышает уровень развития и социализации одних и формирует человеколюбие других. В отличии от учебного процесса, который ограничен рамками учебных планов и программ, воспитательный процесс организуется по единому школьному плану, что позволяет реализовать себя детям, имеющим различные способности и возможности. Праздники, конкурсы, соревнования, игры и т.д., проводимые в школе, предоставляют возможность каждому участвовать и добиваться успеха. 

В соответствии с годовым планом спортивно-оздоровительной работы на базе школы проводится много спортивных соревнований Все обучающиеся школы, в том числе и дети с ограниченными возможностями здоровья принимают в них активное участие, каждый по своим способностям. 

Школа организует совместный отдых всех обучающихся: работа школьного лагеря в период летних, осенних каникул, дни здоровья, турслёты. 

Благодаря такой работе и таким занятиям дети не чувствуют себя изгоями в современном обществе. Если в учебной деятельности и возникают трудности, то здесь могут себя проявить и доказать, что они конкурентоспособны. 

Таким образом, наша школа делает всё возможное, чтобы дети класса коррекции получали достойное образование и развитие.
Сегодня мне хочется продемонстрировать вам деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья. 

И счастлив тот человек, который детское восприятие мира сумеет пронести через всю жизнь, не растеряв этот прекрасный дар: видеть всю красоту, умеет радоваться ей, стремиться создавать её своими руками!
Чемакина Марина Игоревна01.03.2013 90040 Вне урока
Всего комментариев: 0
avatar