РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Средства, формы, методы организации творческой деятельности учащихся во внеурочное время в общеобразовательной школе

Средства, формы, методы организации творческой деятельности учащихся во внеурочное время в общеобразовательной школе

В планировании внеклассной работы по иностранному языку учитель очень часто сталкивается с проблемой выбора мероприятий и занятий. Нельзя не согласиться с утверждением, что любой предложенный учителем вид деятельности должен быть привлекательным для учащихся, не вызывать переутомления и не быть однообразным. Особое место в системе обучения иностранному языку занимает такая форма внеклассной работы как неделя иностранного языка. Участие ребят в различных мероприятиях развивает их творческие способности, что позволяет каждому ученику, независимо от успеваемости, проявить себя, у них формируются навыки публичного выступления на иностранном языке, группового взаимодействия. Неделя иностранного языка в школе является по своей структуре комплексной формой, состоящей из совокупности разных по смыслу и форме мероприятий, направленных на решение задач по воспитанию учеников. Неделя иностранного языка в школе является массовой формой внеклассной работы, так как в ней участвует широкий контингент учащихся. 

Данная форма внеклассной работы проводится в определенное время по предварительно составленной программе, в которой содержатся цели, содержание и форма её компонентов. Тема мероприятий во время Недели должна пробуждать интерес. Она должна быть познавательной, доступной, иметь связь с учебным материалом и соответствовать личностным особенностям учеников, уровню их языковой подготовки [1]. Преемственность между урочной и внеурочной работой не только стимулирует деятельность учащихся за счет повышения готовности участвовать в ней, но и объединяет мотивы учебной и внеучебной деятельности, дает возможность практически применять знания, умения и навыки по близкой к изучаемой по программе теме. 

Неделя иностранного языка в школе как комплексная форма должна оказывать содействие целенаправленной организации и систематизации всей внеклассной работы по иностранному языку в школе, активизации работы кружков, для которых Неделя становится своеобразным творческим отчетом, формированию творческих отношений между учениками, учителями и родителями, которые взаимодействуют в процессе подготовки и проведение Недели.

При этом важно отметить, что необходимо соблюдать ряд этапов при подготовке: 1) обсудить с учащимися и администрацией школы характер и содержание мероприятия, время его проведения; 2) подобрать необходимый материал, составить сценарий, распределить среди учащихся роли, назначить ответственных за музыкальное и художественное оформление и т.д. Кроме этого, необходимо провести соответствующую работу с языковым материалом, необходимым для понимания содержания мероприятия. 

Также следует уделить большое внимание всем видам наглядности, с помощью которых облегчается восприятие иностранной речи, прочно усваивается лексика и речевые структуры, создается особая атмосфера коллективного праздника.

Эффективность и результативность данного мероприятия находятся в прямой зависимости от соблюдения следующих условий: 

  1. добровольное участие; 
  2. сочетание самодеятельности и инициативы детей с направленной ролью учителя; 
  3. устная организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий; 
  4. эстетическая выразительность, занимательность и новизна содержания форм и методов работы; 
  5. наличие целевых установок и перспектив деятельности; 
  6. широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся.

Хотелось бы более подробно остановиться на принципе добровольности, который означает участие всех учеников в подготовке и проведении мероприятий по иностранному языку. Заинтересованность ученика - вот главное условие добровольного и массового участия в работе. Если каждый ученик найдет себе занятие по душе, то учителю не придется призывать его к активности и сознательности. Ученика надо увлечь, тогда не будет необходимости зазывать его или приказывать. Следовательно, при планировании внеклассных мероприятий необходимо учитывать интересы всех учеников без исключения. Этот ведущий принцип организации внеклассной работы определяет ее форму и содержание, которые должны постоянно поддерживать, углублять и развивать интерес к иностранному языку.

Непосредственно сам процесс подготовки и проведение недели иностранного языка можно провести в три этапа.

I этап (подготовительный) начинается составлением программы Недели. На этом этапе создается оргкомитет, в состав которого входят учителя иностранного языка, завуч, представители ученической массы. Члены оргкомитета определяют исполнителей программы, организуют изготовления костюмов, реквизита, оформление помещений, выставок, объявлений, приглашений, а также подготовку необходимых музыкальных материалов, слайдов. Непосредственно подготовку учеников к выступлениям проводят учителя иностранного языка, работая индивидуально с каждым учеником или с группами учеников в кружках. Во время репетиций ученики совершенствуют свое произношение, учатся вести себя на сцене и т.п.

II этап - это проведение Недели иностранного языка. Обязательным условием проведения Недели есть создание атмосферы праздничности, непринужденности. Ученики должны ощущать удовлетворение и радость от своего участия в празднике. Благодаря увлекательной, интересной, захватывающей форме, ученики испытывают удовлетворение от взаимодействия с объектом, этот миг удовлетворения становится основанием для принятия объекта как личностной ценности в структуре личности. Так, испытав духовное наслаждение на конкурсе чтецов, один ребенок проявляет любовь к стихам, другой открывает для себя своих товарищей, удивляясь их талантам и т.д.

Необходимо особо отметить, что учащиеся проявляют особый интерес к соревновательным видам работы: конкурс, викторина, инсценировки, олимпиада, игра и др. Им нравится то, что во время проведения каждого из этих мероприятий они могут проявить инициативность, творчество, дух соревнования, любознательность, стремление знать и уметь больше других.

Следует пояснить, что каждая из соревновательных форм работы может иметь несколько видов. В любом конкретном случае учителю следует продумать содержание материалов и тему, учитывать уровни обученности и индивидуальные особенности школьников. Каждая разработка мероприятия должна носить творческий характер. Главной целью разработок является формирование основного представления о принципах организации, подготовки и проведения форм работ. В каждой разработке должны формулироваться практическая, воспитательная и образовательная цели. При этом к каждой разработке следует подходить творчески.

Увлекательные мероприятия позволяют вовлекать во внеклассную работу даже самых пассивных учащихся. Учитель должен чутко реагировать на душевное состояние воспитанников. У учащихся появляются дисциплинированность и ответственность, любознательность по отношению к учебным занятиям и повышение работоспособности на уроках иностранного языка, доброжелательность, товарищество.

III этап посвящен итогам Недели иностранного языка. На заключительном концерте делаются выводы о проделанной работе. Представитель оргкомитета сообщает о том, как прошла Неделя иностранного языка, каких успехов достигли ее участники, кто из учеников наиболее выделился, а также он награждает ценными призами всех учеников за успехи в изучении немецкого языка и за участие в празднике. На заключительном концерте можно наградить учеников по разным номинациям: «Лучший актер», «Лучшая актриса», «Знаток иностранного языка», «Лучший художник», «Лучший танцор» и т.д. Самое главное – выделить и похвалить каждого ученика, тем самым, стимулируя его к изучению языка.

Подводя итоги всей Недели, хотелось бы отметить, что данная форма внеклассной работы является наиболее оптимальной, хотя и требует большой подготовки и много времени. Но именно совокупность разных мероприятий, входящих в состав Недели позволяет каждому ученику найти и показать себя в той области, в которой он имеет способности: будь то конкурс песни или танца, либо чтение стихотворения наизусть или его стихотворный перевод. Учитель должен умело стимулировать активность учащихся, предоставлять им право выбора вида деятельности и её содержание, привлекать к составлению программы недельных мероприятий и к планированию внеклассной работы, выявлять «талант» (умение петь, играть на музыкальных инструментах, выразительно читать, выполнять художественные переводы стихов и прозы и т.д.). Благодаря подобным мероприятиям каждый ученик получает возможность проявить свои творческие способности, обогатить свои знания о культуре изучаемой страны, и, конечно же, получить удовольствие от участия в мероприятии и созерцания происходящего.

В заключении хотелось бы отметить, что участие во внеклассной работе способствует раскрепощению и развитию личности школьника, в частности таких его качеств, как активность, целеустремленность, коллективизм и ответственность.

Литература:
1. Олифер В., Олифер Н. Новые технологии в обучении. – СПб., 2000.
2. Синагатуллин И.М. Роль и место иностранного языка в поликультурном социуме – ИЯШ, 2002, №1.

Волкодав Наталья Николаевна23.09.2013 31800 Вне урока
Всего комментариев: 0
avatar