РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Организация учебного процесса в дистанционном режиме

Организация учебного процесса в дистанционном режиме

Мы живем в век информационных технологий, когда стремительно меняется темп нашей жизни.

В некоторых садах уже внедряются компьютеры даже в группах, для того, чтобы дети смогли осваивать азбуку, счет или иностранный язык. В школах компьютеры появляются не только в кабинетах информатики, но и в классах, где изучаются другие различные дисциплины. Во многих школах существует электронный дневник. Это очень удобное нововведение позволяет родителям и детям быть всегда в курсе текущих оценок учащегося. Электронные книги и Интернет существенно облегчают поиск нужных для прочтения книг, обучающимся нет надобности тратить массу времени в библиотеках.

Поколение детей, которые в данное время посещают школы, отличается особыми навыками и знаниями в области компьютерных технологий.

В течение последних трех десятилетий использование современных технических средств стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, которое изменило подход к образованию во многих странах мира. В нашей стране только в последнее десятилетие информационные образовательные технологии получили интенсивное развитие, но уже уверенно стали завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения. Среди них все чаще мы начинаем говорить о дистанционном обучении, одном из самых свободных и простых методов обучения. Развитие дистанционного образования признано одним из ключевых направлений основных образовательных программ ЮНЕСКО «Образование для всех», «Образование через всю жизнь», «Образование без границ».

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между учителем и учащимся.

Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.

Необходимость в таком методе обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать:

  • потребность в интерактивном взаимодействии учеников и преподавателей;
  • работа с детьми – инвалидами или часто болеющими;
  • выполнение проектов и исследовательских работ;
  • работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня);
  • увлекательные задания с целью повторения.

Технологии дистанционного обучения позволяют решать ряд существенных педагогических задач:

  • создания образовательного пространства;
  • формирования у учащихся познавательной самостоятельности и активности;
  • развития критического мышления, толерантности, готовности конструктивно обсуждать различные точки зрения.

В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются:

  • электронная почта
  • телеконференции
  • пересылка данных
  • гипертекстовые среды
  • ресурсы мировой сети Интернет
  • видеоконференции

В дистанционном режиме можно осуществлять пересылку учебных материалов. При этом можно передавать не только текстовую информацию, но и видеоматериалы. Также можно контролировать уровень усвоения учебного материала через систему тестов и контрольных вопросов для учащихся.

В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения. Учитель в зависимости от ситуации может оперативно реагировать на запросы ученика, применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов.

Информационные технологии имеют большое значение не только в учебном процессе (на уроках), но и во внеурочной деятельности (проекты, курсы, олимпиады, электронные конференции)

Несомненно, дистанционное образование имеет свои преимущества.

Оно помогает:

  • учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности;
  • решать психологические проблемы учащихся;
  • снимать временные и пространственные ограничения и проблемы;
  • правильно оценить и рассчитать свои силы, организовать свою деятельность;
  • расширять коммуникативную сферу учеников и педагогов;
  • проявлять свои способности к созиданию, реализовать потребность фантазировать, придумывать, творить.

Распространение дистанционных форм обучения – это естественный этап эволюции системы образования и поэтому традиционную и дистанционную формы обучения ни в коей мере не следует считать антагонистами. И если школьникам предоставить возможность не только традиционной формы обучения, но и виртуальной, то они непременно воспользуются ею. Важно, чтобы обучаемый научился самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками информации; умел с этой информацией работать, используя различные способы познавательной деятельности, и имел при этом возможность работать в удобное для него время.

Начинать работу по привлечению школьников в дистанционное обучение надо как можно раньше, с начальной школы, дети должны проникнуться пониманием того, как они могут раскрыть свои возможности, расширить общий кругозор. А победы в конкурсах и олимпиадах будут хорошим "мотиватором" участия в дистанционном обучении. Чем старше ребенок, тем труднее его чем-то заинтересовать, увлечь. Поэтому работу надо начинать с "малышами" и их родителями.

Основные цели инновационного, социально-ориентированного развития России направлены на повышение качества жизни через повышение качества образования. Подтверждение этому мы можем видеть в ряде стратегических документов правительства РФ.

Одним из бесспорных достижений нашего времени стало включение в новые федеральные государственные стандарты общего образования раздела «Информационно-образовательная среда образовательного учреждения». Это будет, несомненно, способствовать развитию дистанционных технологий, использованию их в образовании.

В новом законопроекте есть статья «Реализация образовательных программ с использованием дистанционных электронных образовательных технологий». Школьное образование сегодня становится электронным, так или иначе на каждом уроке все больше и больше используют ИКТ. Термин «дистанционное образование» - это либо позавчерашний день, либо сужение проблемы. В большинстве стран мира от этого термина уже ушли, есть термины «электронное обучение» и «информационно-коммуникационные технологии в образовании».

Мы должны отдавать себе отчет в том, что в эпоху электронной школы учитель должен стать иным, так как ученик уже стал иным.

Современный школьник учится работать с любым гаджетом раньше, чем ходить, значительно свободнее и увереннее чувствует себя в информационном поле, чем его родители, обучает новым технологиям родителей и учителей. Современные дети имеют другую физиологию мозга, способны осваивать огромные объемы информации.

Работа с такими учащимися требует иных подходов к выстраиванию педагогического процесса. От учителя современной электронной школы требуется:

  1. другой уровень профессиональных компетенций. От него уже не ждут прямой, монологической речи, его задача как педагога придумать – как ребенок будет учиться самостоятельно, чтобы ученик хотел и мог искать учебную информацию и применять ее в практической деятельности;
  2. умение организовать эффективную коммуникацию с учеником. Условия коммуникации через электронную среду обучения задает более жесткий режим общения. Общение организуется с помощью текстов, фотографий, видео или голоса.
  3. соблюдение определенных правил поведения в дистанционной среде обучения: учимся вместе, не учим, а сотрудничаем.

До сих пор наши дети носят ужасно тяжелые сумки с учебниками в школу каждый день, что вызывает искривление позвоночника и нарушение осанки.

Со временем, думается, надобность приносить в школу учебники совсем исчезнет, так как все носители станут электронными, и домашнее задание будет задаваться тоже в электронном виде.

С 1 января 2015 года, согласно новому «Закону об образовании», будет разрешено издавать только учебники, у которых есть электронная версия. Планируется, что в электронные учебники будут встроены перекрестные ссылки на разные школьные предметы и включены практические задания, а в качестве иллюстративного материала будут использоваться не только картинки, но и видеоролики, аудиофайлы, копии документов.

Рожкова Марина Юрьевна28.03.2014 11660 Вне урока
Всего комментариев: 0
avatar