РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Мой тренерский подход к работе с детьми и подростками

Мой тренерский подход к работе с детьми и подростками

Однажды ученик поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно.

Улыбаясь, он подошел к Учителю и спросил: - Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, учитель ответил: - Все в твоих руках. Позади годы работы тренером-преподавателем, пройдены курсы, ни один час потрачен на чтение методической литературы, учебников по педагогике и психологии, позади первые обиды, непонимание – добавилось осознание своих ошибок и понимание, что надо было сделать в той или иной ситуации. Уже с вечера, старюсь четко, целеустремленно готовиться к занятиям, планирую, вижу подводные камни (завтра группа девочек-подростков).

Засыпаю с одной мыслью – что придумать нового, интересного, как сделать занятие увлекательным и необычным, чтобы спортивная школа стала для них поистине вторым домом. Вглядываюсь в синие и карие глаза и чувствую, что у них творится на душе: чем озабочены или встревожены, а что вызывает радость и удивление. И каждый день как страница дневника, раскрывающая задания, оценки и примечания, которые всегда должны быть заполнены добротой, теплом и пониманием.

С каждым днем крепнет убеждение – труд тренера-преподавателя тяжел, а чем больше узнаю, читаю, думаю, - тем больше появляется вопросов, на которые нужно найти ответы. «Я – тренер, а это значит…» - один из таких вопросов (да, для меня это вопрос). И отвечаю не только себе, каждый день, каждое занятие, в моменты встречи с детьми, родителями – своим поведением, отношением, безразличием или заинтересованностью – в общем, жизненными принципами. Каковы они, эти самые принципы? Один из них или первый – помощь в раскрытии положительных качеств. - Ты не хуже меня, ты просто другая. Я могу помочь тебе измениться. Мне кажется неверным мнение: ребенка надо принимать таким, какой он есть, со всеми его плюсами, минусами, непохожестью. Ребенок растет, меняется, взрослеет, а мы его принимаем таким, какой он есть? Хочу здесь привести высказывание А. Дистервега: «Если мы принимаем ребенка таким, каков он есть, мы делаем его хуже». Что же делать?

А в ответ можно привести высказывание еще одного классика педагогики и психологии, Л. Выготского: «Педагоги должны к ребенку относиться так, как будто он уже такой, каким бы они хотели его видеть». Фактически хочу запрограммировать девчонок на другое, позитивное поведение, хочу дать им крылья, чтобы они смогли сами летать. Трудно? Да. Не могу сказать, что у меня всегда все получается. Ну что ж, прелесть моей работы в том и состоит, что я постоянно учусь рядом с ними. Они мои ученики и они же мои учителя. Я учу их, как нужно жить, а они меня – как не нужно, потому что они – катализатор моих просчетов и ошибок. Не прав тот, кто говорит: «В наше время дети были другие…». Я уверена, что они хороши, насколько мы их делаем хорошими. Признать их хуже значит признать хуже себя. Моим девчонкам нужна ласка, забота, и они должны постоянно ощущать любовь и защиту со стороны взрослых, чувствовать, что их мнение всегда будет значимым, и в трудную минуту будет оказана помощь и поддержка.

Я учусь уступать и отступать, подбрасывать им мысли и идеи, чтобы они дальше их развивали. Мы вместе мечтаем достичь вершин, и счастливы когда поднимаемся на ступеньку выше. Победители открытого межрайонного турнира по волейболу посвященного Дню Победы среди девочек 2002г.р и младше (команды –участники: Тавда, Нижняя Тавда, Туринская слобода, Упорово) Второе место Первенство Восточного управленческого округа по волейболу среди женских команд г.Ирбит И тогда приходит удовлетворенность своей работой, но не та, что бывает от высоких показателей, от высокого уровня спортивной подготовки, хоть это есть составляющая моих тренерских задач и профессиональной компетенции, - совсем другая, что граничит с гордостью: в достижениях каждой конкретной девочки есть и моя заслуга.

Победители Кубка города по лыжным гонкам Самое глубокое удовлетворение приходит тогда, когда на улице ты слышишь: «Здравствуйте, Валя Павловна!» - и навстречу торопятся мои спортсменки ; когда в любое время может раздаться звонок: «Валя Павловна, мне нужна Ваша помощь!; когда воспитанники интересуется моим мнением – и не пустословия ради. Конечно, «Тренер должен тренировать!», но главное – доверие. И вот здесь сразу медаль предстает оборотной стороной, на которой высвечен ярко-ярко второй принцип - ответственность. Чтобы иметь моральное право спросить с других, я сама должна быть точна и исполнительна, ведь, ничто так не запоминают ученики, как ошибки и промахи своего учителя, а, говоря о результатах, чаще употреблять местоимение «мы», ведь мы – это маленький коллектив, состоящий из девчонок, неповторимых и прекрасных личностей.

Я отвечаю за свои действия, за свой выбор, во мне видят того, кто может помочь, научить, и этому доверию следует соответствовать. Значит, грань между доверием детей (и их родителей!) и просто терпимостью я не перешла. А поэтому стоит и дальше задавать себе вопросы и вырабатывать следующие профессиональные и жизненные принципы. Тренером начинаешь осознавать себя только тогда, когда многого уже достиг, многое в жизни уже точно знаешь, и одновременно понимаешь, что знания твои малы и несовершенны, тогда тебя охватывает стремление стать лучше, чем был вчера, а завтра – лучше, чем сегодня.

Любовь к спорту привела меня в систему образования, в спортивную школу. Сейчас моя профессия накладывает отпечаток на все настоящее, и заданные планки заставляют постоянно им соответствовать, «брать высоту», быть полезной и нужной, интересной и современной, знать и уметь, объяснять и фантазировать, быть строгой и ласковой. Ну что ж, буду расти, меняться и дальше, вместе с девчонками, ведь я очень хочу быть для них не просто первым тренером, я хочу быть для них Тренером – именно с большой буквы. От этого и буду отталкиваться, отвечая каждый день для себя на вопрос «Я – тренер, а это значит…» P.S. Получилось примерно следующее – стараюсь работать так, чтобы мое отсутствие было заметно, хочу найти свое место в жизни других людей, все в моих руках… Пустой ли новый день наполненный, Мне встречный этот недруг, друг, а, может, враг? Желания загаданы или уже исполнены Я знаю, все это в моих руках. Кого-то вдохновлять или подбадривать, Или обидеть, не заметив, впопыхах, Быть равнодушной или же желания угадывать – Я помню, все это в моих руках. В глазах детей увидеть уважение, Любовь, иль равнодушие, или, быть может, трах? Я в их глазах в зеркальном отражении И то, что вижу там – в моих руках.

Минасуева Валентина Павловна22.04.2014 8340 Вне урока
Всего комментариев: 0
avatar