РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование коммуникативной компетенции и развитие речи учащихся средних классов на уроках русского языка с помощью элементов технологии

Формирование коммуникативной компетенции и развитие речи учащихся средних классов на уроках русского языка с помощью элементов технологии

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

Предметные результаты изучения предметной области «Филология» должны отражать:

  • совершенствование видов речевой деятельности (чтения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
  • понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;
  • использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;
  • расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;
  • формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
  • формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

Хорошее усвоение нового материала на уроке – это та основа, на которой будет создаваться прочная система знаний учащихся и умение пользоваться этими знаниями на практике. Качество усвоения учебного материала прежде всего зависит от выбора доминирующего метода изучения той или иной темы. Однако сам по себе правильный выбор метода еще не решает полностью этой проблемы. Очень важно и то, как будет применен метод (или прием) обучения, что он даст учащимся с точки зрения развития их познавательной активности и самостоятельности в учебном процессе.

Известно, что при изучении одной и той же темы во многих случаях можно использовать различные методы и приемы, которые дадут одинаковый результат.

На современном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям.

Вот некоторые из них:

  • желание развития творческого мышления,
  • потребность в развитии письменной и устной речи,
  • увеличение объёма информации,
  • уменьшение количества часов по предметам,
  • снижение познавательной деятельности учащихся,
  • низкая мотивация учебной деятельности.

Всё это заставляет пересматривать методы и приёмы обучения. Меня поиски привели к использованию технологии развития критического мышления. Из всех технологий она, на мой взгляд, самая рациональная. При её использовании нет необходимости заставлять учащихся слушать учителя и верить ему на слово, “насильно вести за руку”, работа в коллективе заставляет ребенка взглянуть на себя по-другому, мобилизовать свой потенциал. Необходимо выделить такую особенность критического мышления, как взаимная, органичная связь его с творческим развитием ребенка.

В основу моей деятельности легли прежде всего работы по развитию критического мышления, с которыми я познакомилась в журналах “Русский язык” за 2002-2007. ТРКМЧП меня заинтересовала, и это стало отправной точкой.
Критическое мышление представляет собой рациональное, рефлексивное мышление, которое направлено на решение того, чему следует верить или какие действия следует предпринять. При таком понимании критическое мышление включает как способности (умения), так и предрасположенность (установки).

Используя на уроках русского языка некоторые приемы формирования критического мышления, ученики получают большое удовлетворение от самого процесса обучения и от его результатов. Вовлеченные в процесс критического мышления, они самостоятельно добывают знания, вместе выдвигают идеи, используют приобретенные знания и умения в новых ситуациях повседневной жизни, творят, учатся формулировать собственные мнения и идеи, относиться с уважением к мнению других.

Работа на уроках развивает такие качества, как сотрудничество, доброжелательность, ответственность каждого и чувство коллективной ответственности, толерантности. В конце любого урока виден практический результат, т.е. насколько понят и усвоен материал каждым учеником.

Следует подчеркнуть, что в данной технологии, как и во многих других инновациях, принципиально меняется роль учителя.

Он становится партнером, активизирующим и направляющим учебный процесс. Дети же учатся бесконфликтному обмену мнений. Безусловно, эти изменения влекут за собой определенные трудности в объективном оценивании успешности детей.

Для развития критического мышления необходимо научить элементарно анализировать художественный текст, дать начальные представления о художественной идеи и соотношении идеи и образа, а также анализировать литературный характер. Прежде всего, необходимо объяснить учащимся, какими приёмами пользовался писатель для создания характера своего героя. Вскрыть значение портрета литературного героя, особенности речи и поступков, окружающей обстановки, взаимоотношений с другими персонажами романа. Всё это может помочь овладеть навыками анализа текста.

В основу системы занятий была положена технология развития критического мышления (три фазы):

Кластеры - выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определённом порядке в виде грозди.

Синквейн - короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.

Синквейн представляет собой последовательную «лесенку» из пяти строк:

  1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
  2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
  3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (тремя глаголами).
  4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
  5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Дерево предсказаний - этот приём помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии.

Урок развития речи.

Солнце,
Раскаленное, газообразное,
Излучает, нагревает, обжигает,
Солнечное излучение несет энергию.
Звезда.

  • Пятиминутное эссе- Этот вид письменного задания обычно применяю в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме.

1) написать, что они узнали по новой теме;

2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.
«Сегодня на уроке я научился….
«Сегодня на уроке я узнал(а)…

  • «Толстые» и «Тонкие» вопросы - таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении, а также демонстрация понимания пройденного.
  • Чтение с остановками - работа с художественными текстами. Особенности художественных текстов и возможности работы с ними.
  • Работа в группах - ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передаёт другим (игра «Как вы думаете?»).
  • Дискуссии вырабатывают у учащихся опыт совместной деятельности.
  • Приём проведения рефлексии - письменная форма, позволяющая высказать свою точку зрения.

Приемов ТРКМЧП очень много, это многообразие помогает делать уроки насыщенными, разными, непохожими, а работу обучающихся деятельностной, эффективной, интересной, приносящей удовлетворение.

К одной и той же задаче можно подходить по-разному, в зависимости от знаний в данной области, особенностей своего характера. Мыслящий человек - это интересный человек, человек, самостоятельно добивающийся жизненной цели, удачно и твердо идущий по жизни! Можно говорить об успешной адаптации молодого человека в обществе, ведь у него всегда будет свое мнение, убедительная аргументация своей позиции!

Таким образом, апробировав технологию развития критического мышления на своих уроках русского языка и литературы, я могу сказать, что она позволяет достигнуть качественно нового уровня знаний, а именно, позволяет увеличить объем и качество речевой деятельности обучающихся. Использование технологии развития критического мышления, ее приемов и методов дает хороший результат.

Литература

  1. Клустер Д. Что такое критическое мышление? //М.: Русский язык, 2002, №29. С.3
  2. Заир-Бек С. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методы, приемы // Директор школы. 2005, №4, С. 66.
  3. Власова Т.А. Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах. // Преподавание истории и обществознания в школе.2005, №3. С.44.
  4. Вишнякова Е.Е. Не только о технологии РКМЧП // М.: Русский язык. 2004, №15. С.10.
  5. Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления //Школьные технологии. 2004. №2.
  6. Ковалева Л.В. Технология развития критического мышления./Л.В.Ковалева. - Горно-Алтайск: ИПКРОРА, 2005.
  7. Низовская И. За и против. Критическое мышление - это… М.: Библиотека в школе, №16. С.3-4.
  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.
  9. Столбунова С.В. Развитие критического мышления. Апробация технологии. М.: Русский язык, 2003. №27 - 28.С.3.
Танеева Ирина Викторовна08.08.2014 17840 Вне урока
Всего комментариев: 0
avatar