РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка средствами игровой деятельности

Развитие коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка средствами игровой деятельности

Паршина Елена Николаевна
Учитель начальных классов, МОУ «Лицей №26»
г. Саранск

Ключевые слова: коммуникативные компетенции, средства игровой деятельности, игровые технологии.

В настоящее главной целью начального образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, планировать пути их реализации, справедливо оценивать свои результаты, то есть – формирование умения учиться. Как всегда было принято учитель был обязан дать ученику необходимые знания по предметам. Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Поэтому и появляется необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. Мы не уходим от основной системы знаний. Современное образование изменило основные приоритеты. Содержание урока, его предметная сторона перестает быть центральной частью стандарта.

Новый Образовательный Стандарт предполагает: формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий. В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает освоение всех компонентов учебной деятельности, УУД направлены на достижение планируемых результатов. Различают три группы планируемых результатов: Предметные, Метапредметные и Личностные универсальные учебные действия. Хотелось бы отметить, что особое внимание в системе развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий, т.к. содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Соответственно, начинать формировать коммуникативные учебные действия у младших школьников следует, развивая связную речь детей. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и диалогическими формами нормами родного языка – это те задачи, которые я решаю в своей системе работы с младшими школьниками.

В систему работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка необходимо активно включаю игры. Для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей очень действенным методом является дидактическая игра, которая может выступать как ведущая деятельность . Русский язык является одним из сложных и отнюдь не самых интересных предметов в школе. Поэтому необходимо ещё в начальной школе развить у учащихся интерес к этому предмету, сделать его как можно более радостным и увлекательным. В этом и могут помочь дидактические игры, их периодическое использование на уроках. Здесь необходимо обратить внимание ещё и на то, что учащиеся совершают переход от игровой деятельности к учебной, в младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей, но и игра в это возрасте имеет место быть. Об этом свидетельствует то, что дети продолжают носить в школу игрушки. Основываясь на этой особенности в развитии младших школьников можно сделать вывод о том, что именно через дидактические игры можно привлечь внимание детей к предмету, развить у них интерес, заинтересованность в получении знаний. В игре на уроке у учащихся развиваются психические процессы, а изучаемый материал усваивается и запоминается лучше, чем на обычных уроках.

Применение дидактических игр способствует не только повышению интереса к учению, но и повышает качество самого обучения, повышает прочность полученных знаний.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя.

Примеры дидактических игр:

  • предметные игры;
  • предметно-словесные;
  • словесные.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно представляют значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Но не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности. Дидактическая игра обучающего характера сближает новую, познавательную деятельность ребенка с уже привычной для него, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе.

Так при изучении темы «Слово и словосочетания» можно использовать следующие игры: «Пол слова за вами».
Цель игры: условия для повторения разных способов словообразований. участники садятся в круги перебрасывают друг ругу мяч. При этом бросающий громко говорит половинку какого-нибудь слова: тот, кто ловит, должен сказать вторую половину слова. Например: паро-воз, теле-граф, само-лет. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро, за каждую ошибку или задержку игрок выбывает из игры.

«Восстанови слова»

Цель: создать условия для повторения разных способов словообразования. В записанных несколько необычным способам словах есть одинаковые слоги — первый и последний. Что это за слова? Восстановите их.

**но** **туш** **ри** **ат** **х** **леч**

(Заноза, катушка, царица, оратор, тахта, колечко.)

«Впиши гласные».

Цель: развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других учеников, создать условия того, чтобы учащиеся повторили словарные слова, изученные в прошлом году

Эта игра проводится на время. Участвовать могут несколько человек или весь класс, поделенный на группы. За 2-3 минуты дети должны восстановить как можно больше словарных слов, вставляя гласные буквы:

Б-р-г; -п р- ль; Л-г-рь; С-х-р; Л-п-т; З- р – ; В-т –р; Г-р-й; Г-р-х; С-р- нь; Х-р-ш; К-р-в

Разумнее всего использовать игры в конце урока, когда работоспособность учащихся падает, внимание начинает рассеиваться, и нужен более эффективный метод, способный мобилизовать умственные способности школьников. Кроме того, игра требует от учащихся значительной степени самостоятельности, поэтому она должна быть подготовлена предшествующими ей упражнениями. Для неѐ должно быть оставлено достаточно времени. Однако возможно проведение некоторых игр и в начале урока, особенно в тех случаях, когда учащиеся к ним готовились дома. Можно использовать игру как своеобразную форму словарного диктанта, орфографической пятиминутки.

Игры необходимы для начальной школы, и использовать их надо в системе, на разных этапах урока, включать в них различные виды деятельности школьников, применять игры при изучении сложного, трудного для понимания материала. Необходимо разрабатывать целые комплексы игр по определенным темам, для более систематизированного их использования.

Игра – это незаменимый инструмент в развитии личности младшего школьника, с помощью которого можно повысить интерес к русскому языку и сделать этот предмет более «живым» и увлекательным, путем чередования различных упражнений, игровых моментов мы поднимаем интерес к родному языку, культуре общения, способствуем развитию языкового мышления и коммуникативных умений.

Список литературы:

  1. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников / О. А. Козлова. Журнал «Начальная школа», Москва: Издательский дом «Первое сентября», № 11. - 2004. – 45с.
  2. Научно- методические подходы к использованию игры в педагогической работе с младшими школьниками / О. А. Степанова. Журнал «Начальная школа полюс до и после», Москва: Издательский дом «Первое сентября», № 8. – 2003.- 66 с.
  3. Игры на уроках русского языка / Л. А. Петрановская. - Москва: Просвещение, 2000. –233 с.
Паршина Елена Николаевна03.05.2015 15190 Вне урока
Всего комментариев: 0
avatar