РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Направление – экологическое воспитание.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Направление – экологическое воспитание.

Материал подготовлен воспитателем начальных классов ГБОУ «Школа-интернат №2 VII вида” г. Твери Чистяковой Л.А.

Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются сегодня в контексте национального воспитательного идеала. В Концепции такой идеал обоснован, и сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Перечень базовых национальных ценностей, приведенных в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, является обязательным.

Общие задачи воспитания систематизированы по основным направлениям воспитания и социализации младших школьников:

  • воспитание гражданственности, патриотизма и уважения к правам, свободам и обязанностям человека
  • воспитание нравственных чувств и этического сознания
  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
  • формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

В каждом из этих направлений раскрывается соответствующая система базовых национальных ценностей.
Программа духовно-нравственного воспитания опирается на традиционные источники нравственности.

Любовь к природе заставляет нас обратить особое внимание на экологическое направление духовно-нравственного воспитания школьника. Чтобы стать добрым к людям, надо научиться понимать других, быть трудолюбивым, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней, охранять окружающую среду.

Одно из основных условий успешного решения вопросов охраны окружающей среды – высокая экологическая культура населения. Процесс формирования экологического мировоззрения затрагивает разные уровни и сферы развития личности, является обязательным этапом становления ее социальной сущности. В этой связи, проблема создания целостной, эффективной системы экологического воспитания – важнейшая социальная проблема государственного значения.
Решение ее во многом связано с совершенствованием форм и методов школьного экологического образования.

Почему это так необходимо? Что послужило тому причиной?

К числу актуальных, острых относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды.
Загрязняется воздух, вода, почва. В результате – истощаются почвы, от загрязнения мест обитания, разрушения, влияния со стороны человека – исчезли, или на грани исчезновения, многие виды растений и животных.

Спасти окружающую среду от уничтожения человечество сможет только при условии осознания своей собственной позиции, ответственности за судьбу своего общего дома – планеты Земля.

Экологическое воспитание формирует ответственное отношение к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых норм природопользования, пропаганду идей, активную деятельность по изучению и охране природы своей страны.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве образовательных, воспитательных, развивающих задач.

Образовательные задачи – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их решения.

Воспитательные – формирование мотивов, потребностей и привычек целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни.

Развивающие – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния окружающей среды своей местности и ее улучшению, развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Наша школа находится в непосредственной близости к природе – Бобачевской роще, являющейся естественной лабораторией для экологического воспитания. Она расположена в Московском р-не г. Твери. Площадь – 20,5 га. Является памятником природы с 1982 г.

Во все времена года (практически ежедневно) мы посещаем Бобачевскую рощу. Наблюдаем за природными изменениями, играем в познавательные игры: «Найди дерево по его приметам» и т.п. Во время экскурсий, прогулок собираем осенние листья, сосновые и еловые шишки, интересные по форме сучки и т.д. В свободное от самоподготовки время готовим поделки из осенних листьев.

Мероприятия экологической направленности в начальной школе.

1. Проводим недели экологии в рамках предметных декад.

В течение предметной недели была организована выставка поделок обучающихся, прошли открытые уроки, внеклассные мероприятия. Проявился интерес родителей к проведению предметной недели – помогали детям готовить поделки, присутствовали на внеклассных мероприятиях. Проводились конкурсы плаката и рисунков на тему экологии. Умение видеть красоту окружающего мира – основа истинной любви к природе, бережного отношения к ней. Были проведены классные часы.

На заключительной линейке по декаде экологии подведены итоги в конкурсах – плаката, рисунка, поделки, состоялось театрализованное представление «Кто спасет зеленый лес»; игры и конкурсы на экологические темы.

Экологические экскурсии: «По экологической тропе».

Конкурсы:

  • эстафета «Экологическая тропа»
  • конкурс плакатов «Сохраним планету Земля»
  • конкурс газет
  • конкурс «Знатоки природы»

Экологические акции:

  • «Спасем первый подснежник – не рвите мать-и-мачеху!»
  • «Покорми птиц зимой» (3,4 кл.)
  • «Птичий патруль» (1,2 кл.)
  • «Сделай чистым Дом, в котором ты живешь» (сезонные акции по уборке территории школы и прилегающих к ней территорий)
  • «Витамины на подоконнике» (выращивание овощей и зелени на подоконнике)

Экологические праздники: февраль – масленица; март – День птиц.

Выставки:

  • поделки из природного материала «Здравствуй, осень золотая!»
  • оформление научно-познавательных стендов «Сохраним планету Земля»

Классные часы – проводились по планам классных руководителей, учитывая план воспитательной работы школы и экологический календарь.

Экологические проекты:

  • «Мы как часть природы»
  • «Лес (парк) как природный комплекс»
  • «Мир насекомых нашей местности»
  • «Особо охраняемые территории (заповедники)» и др.

В процессе экологической работы используется ИКТ:

  • просмотр художественных и научно-популярных фильмов о мире природы и его обитателях
  • просмотр телепередач о природе «Диалоги о животных», «Мир дикой природы», «Неизвестная планета», «Тайны дикой природы»

Совместная трудовая деятельность.

Выращивание растений и уход за ними на разных фазах их развития:

  • проращивание семян растений (гороха, бобов и др.)
  • посев семян растений для выращивания рассады
  • высадка рассады в грунт (анютины глазки, настурция, примула и др.)
  • уход за комнатными растениями, клумбами (полив, рыхление, прополка)
  • уход за деревьями и кустарниками на участке школы (осенняя уборка листьев и веток, сгребание снега к корням растений)
  • уход за домашними животными

Имея опыт работы учителя, проводя внеклассные мероприятия, я пришла к выводу о необходимости формирования экологических знаний у младших школьников на уроках, но с обязательным продолжением во внеклассной работе.

Важным аспектом экологического воспитания я считаю и просвещение родителей учеников. Это знание ими физиологических особенностей детей: значение для развития, роста и умственных способностей ребенка полезной пищи, физических упражнений, закалки; умение вести себя в природе, бережно к ней относиться.

Провожу родительские собрания на экологические темы. Я знакомлю детей, а также их родителей с правилами питания (валеологией). Нарушение по отношению к еде, проявляющееся в переедании и последующем ожирении, впоследствии приводит к различным болезням. Небрежное отношение к еде, беспорядочное питание, неразумное недоедание тоже является причиной многих заболеваний. Целью моих бесед стало ознакомление школьников и их родителей: с требованиями гигиены питания; со значением пищи для роста детей, их физического и умственного развития; с режимом питания школьников, со значением полезных продуктов; с пользой теплой и жидкой пищи; разъяснение вреда чрезмерного увлечения сладостями и хлебобулочными изделиями.

Систематически провожу с детьми уроки здоровья. Особое внимание уделяю соблюдению детьми режима дня в различное время года, стараюсь на практических примерах убедить детей осознанно следить за своим здоровьем. «Что ты должен и чего не должен делать, чтобы быть здоровым?» Дети стараются ответить на этот вопрос. «Грязь и неряшливость в одежде – пренебрежение к своему здоровью».

Интересные беседы провожу по экономному, бережному расходованию воды в хозяйстве. С помощью экскурсий на притоки р. Волга (Тьмака и Лазурь) показываю, что забота о воде необходима.

После каждой экскурсии задаю вопросы:

  • Что дало вам общение с природой?
  • Стал ли ты добрее, богаче душой?
  • Какую помощь вы, школьники, можете оказать природе?

Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают предпосылки для появления интереса к самому себе, к людям, к своему здоровью, к состоянию природы и социальной среды, что является непременным условием эффективности экологического образования на этом возрастном этапе. Любовь к природе – великое чувство.

Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. М.М. Пришвин писал: «Охранять природу – значит охранять Родину».

Планируемые результаты экологического воспитания:

  • ценностное отношение к природе
  • первоначальный опыт эстетического, эмоционального, нравственного отношения к природе
  • элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики
  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства
  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах
Чистякова Людмила Алексеевна22.01.2015 42790 Вне урока
Всего комментариев: 0
avatar