РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Здоровьесберегающая среда школы как условие для формирования здорового и безопасного образа жизни учащихся

Нечаева Татьяна Владимировна, 
Учитель начальных классов 
МБОУ СОШ № 23 
Города Элисты 
Республики Калмыкия 

Здоровье – ни с чем несравнимая ценность. 

В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Состояние здоровья детей вызывает очень серьезное опасение специалистов. Здоровье школьников – одно из важных условий благополучия школы, ее успешности в сфере образования, поэтому главная задача образования – построить учебный процесс так, чтобы сохранить здоровье школьников. 

Исследования Центра здоровья детей и подростков РАМН свидетельствуют о том, что около 90 % детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье. 

Из них 30-35 % детей уже имеют хронические заболевания при поступлении в школу. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число нарушений зрения, осанки; в 4 раза увеличивается количество нарушений психического состояния учеников; в 3 раза увеличивается число детей с заболеваниями органов пищеварения и т.д. 

Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Учёные считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20% - от действия окружающей среды, 10% - от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% - зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт. Нормой каждого должен стать ЗОЖ и санитарная культура. ЗОЖ принципиально не совместим с вредными привычками. Здоровье подрастающего поколения республики и разработка эффективных мер, направленных на его укрепление, в настоящее время – важнейшая социальная задача. Именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье взрослого населения. 

Известно, что все знания, умения, навыки и привычки ребёнок получает в процессе обучения и воспитания, поэтому методам формирования собственного здоровья необходимо учить, как учат детей чтению, письму и счёту. Настало время, когда жизненно важно научиться быть здоровым, выжить в столь сложных условиях, оздоровить среду обитания, производственную и бытовую обстановку. Именно поэтому в нашей школе система мер по сохранению и укреплению здоровья школьников внедряется в учебно-воспитательный процесс с учетом возрастных и индивидуальных физических и психологических особенностей детей. 

Администрация и педагогический коллектив школы используют в своей практике здоровьесберегающие технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья учеников. Однако мы испытываем некоторые затруднения, так как стоит вопрос и об улучшении материально-технической базы, необходимой для работы в данном направлении. 

Целью деятельности нашей школы по здоровьесбережению учащихся является: 

  • формирование у учащихся устойчивой мотивации на здоровый образ жизни, ответственности за состояние своего здоровья, за собственное благосостояние и за состояние общества. 
  • приобщение к занятиям физкультурой и спортом. 
  • формирование ценностных установок, жизненных приоритетов на здоровый образ жизни; 
  • вооружение учащихся: 
  • санитарно-гигиеническими знаниями, воспитать убеждённость школьников в выполнении требований и правил гигиенического поведения в труде и в быту; 
  • знаниями о пагубном влиянии на организм курения, алкоголизма и наркомании, нацелить на искоренение вредных привычек; 
  • знаниями о социальных, нравственных и медицинских аспектах взаимоотношений полов, о профилактике венерических заболеваний и СПИДа. 
  • помочь учащимся осознать необходимость постоянного поддержания достаточной физической активности, соблюдения норм рационального питания, сохранения устойчивого психоэмоционального состояния. 

Четыре взаимосвязанных направлений представляют систему работы школы, направленную на охрану и укрепление здоровья школьников. 

Деятельность школы по созданию в ней здоровьесберегающей среды как условия для формирования здорового и безопасного образа жизни учащихся мы разбили на такие сферы деятельности: 

Условия реализации формирования здоровьесберегающей среды в школе ( условия в соответствии с СанПиНом: 

  • расположение здания школы; 
  • участок образовательного учреждения; 
  • оборудование подсобных помещений (гардеробы, туалеты и т.п.); 
  • водоснабжение и канализация; 
  • учебные кабинеты: площадь и оснащенность; 
  • наличие учебных мастерских; 
  • соблюдение размеров мебели; 
  • воздушно-тепловой режим; 
  • освещенность мест занятий; 
  • отличное санитарное состояние; 
  • наличие двух спортивных залов, раздевалок, подсобных помещений; 
  • спортивное оборудование и инвентарь; 
  • расписание; 
  • наличие зала для занятий ЛФК; 
  • медицинский кабинет и оборудование. 
  • учебная нагрузка.) 
  • мониторинг здоровья ( уровень физического, психического развития, уровень заболеваемости детей, уровень знаний о здоровье и т. д.) 
  • коррекционно-оздоровительная деятельность школы ( организация горячего питания, спортивные секции, школа дополнительного образования, работа медицинского персонала, логопеда, психолога и т. д. ) 
  • обучение здоровью или формирование потребности в здоровом образе жизни ( уроки физической культуры и ОБЖ, дни, недели и праздники здоровья, физминутки на уроках, викторины, конкурсы и классные часы по ОБЖ и ПДД, уголки здоровья, участие детей в исследовательской деятельности по здоровьесбережению) 

Условия реализации по оздоровлению детей в школе достаточно благоприятные и позволяют в полном объеме проводить мероприятия по сохранению здоровья учащихся. Кабинеты в школе светлые, теплые, проветриваемые. Рекреации просторные и предназначены для отдыха детей. Классы соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям: освещение, режим работы школы, учебный план, наполняемость классов, вентиляция учебных помещений, но , к сожалению, не во всех классах размеры ученических столов и стульев соответствуют росту детей. Для всех учеников занятия организованы в одну смену. Уроки имеют продолжительность 35 минут с пятидневной нагрузкой в наделю. Для питания учащихся начальной школы отведена перемена 15 минут после второго и третьего уроков. Остальные 10-минутные перемены позволяют ученикам восстановить свои умственные и физические способности после напряженного труда на уроках. Решен вопрос организации питьевого режима в школе: в каждом классе стоят кулеры с питьевой водой. В учебно-воспитательной работе решена задача нормирования учебной нагрузки и объема домашнего задания учащихся с учетом расписания. Наша школа располагает работой двух спортивных залов: малого и большого с наличием спортивного инвентаря. В школе функционирует кабинет ЛФК и медицинский кабинет. 

Одним из следующих направлений в работе школы по здоровьесбережению является мониторинг состояния здоровья детей, то есть создание системы учета контроля состояния здоровья на основе комплексных психологических, педагогических, медицинских обследований детей. В течение каждого учебного года проводятся анкетирования детей и их родителей по проблемам здоровья учащихся. Специалистами – медиками проводятся по плану диспансеризация детей, по необходимости – прививки и витаминизация. Практически все ученики обследованы врачами – стоматологами и ежегодно получают стоматологическую помощь в стоматологическом кабинете в школе. Своевременно медработником заполняется листок здоровья в журналах. Ежегодно учителями и медработником ведется учет и контроль за состоянием здоровья того или иного ученика, проводится диагностика. Мониторинг физического здоровья проводится регулярно в начале и конце года по классам. В зависимости от результатов корректируется и работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Например, по результатам обследования уровня физического развития и здоровья в 2006-2007 учебном году был выявлен низкий уровень координации движения учащихся 1-11 классов, было принято решение о введении тренировочных упражнений на координацию движений в большем объёме на уроках физкультуры, физкультминутках на других уроках, в подвижных играх в ГПД. Результатом такой работы стало изменение показателей уровня физического развития учащихся в 2007-2008 учебном году по координации движений в лучшую сторону на 15%. 

При посадке детей за парты учителя обязательно учитывают зрение детей и руководствуются медицинскими показаниями. 

Следующим направлением в работе школы по здоровьесбережению учащихся является коррекционно-оздоровительная деятельность. Большая часть детей начальных классов охвачена горячим питанием. В начале учебного года с самых первых дней совместно с родителями, логопедом, психологом, учителем отслеживается адаптация детей (особенно первоклассников) к школьным занятиям, т.к. именно от этого зависит психологическое здоровье младших школьников. Для такой комплексной диагностики используются следующие методы: ознакомительная беседа с ребёнком и его родителями, логопедическое и психологическое тестирование, анкетирование родителей, знакомство с материалами медицинской карты. Всю информацию, полученную в ходе тестирования, используют: 
-для определения уровня развития учащегося с целью профилактики возможных трудностей в обучении, 
-зачисления его в основную или подготовительную группу занятий на уроке физкультуры, соответствующую группу развивающих занятий с психологом, 
-выявления необходимости занятий с логопедом, в группе ЛФК. 

После обобщения информации по классу в целом вырабатываются рекомендации для учителей, работающих в этом классе, планируется работа с родителями (тематика родительских собраний, тренингов, индивидуальных встреч и другие). 

Ежегодно учителя начальных классов работают над преемственностью учеников из начального блока в среднее звено школы. Система внеурочной занятости, сложившаяся в нашей школе, направлена на то, чтобы школьная жизнь стала для них интересной и полезной. У нас в школе работает эстетический центр «Гармония» и филиал школы искусств №2, где дети занимаются хоровым пением, актерским искусством, хореографией, музыкой, фольклором, танцами. Ученики нашей школы охотно посещают школьные спортивные секции и кружки, участвуют в спортивно-оздоровительных мероприятиях. У нас в школе действуют секции бокса, легкой атлетики, гимнастики, футбола, волейбола. В летнее время около 80 % детей младшего школьного возраста отдыхают в школьном лагере на базе нашей школы. 

Еще одним аспектом в деятельности школы по здоровьесбережению учащихся является обучение здоровью. Одним из факторов, позволяющих приблизить школьную среду к естественной среде обитания ребенка, является оптимизация двигательного режима учеников. 

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, учителя проводят физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока. 

Кроме того, определяют и фиксируют психологический климат на уроке, проводят эмоциональную разрядку, строго следят за соблюдением учащимися правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока. 

Физкультминутки учителя начальных классов проводят, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность. 

В состав упражнений для физкультминуток учителя начальных классов включают: 

  • упражнения по формированию осанки, 
  • укреплению зрения, 
  • укрепления мышц рук, 
  • отдых позвоночника, 
  • упражнения для ног, 
  • упражнения на ковре, 
  • релаксационные упражнения для мимики лица, 
  • потягивание, 
  • массаж области груди, лица, рук, ног, 
  • психогимнастика, 
  • упражнения, направленные на выработку рационального дыхания. 

Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие учащихся. Преподавание 2-х уроков физической культуры в школе ведётся в основном учителями начальных классов.. Организация урока позволяет осуществлять индивидуальный подход, дифференцировать нагрузку в зависимости от группы здоровья ребёнка, а значит создавать ситуацию успеха у каждого. В программу по физической культуре 1-4 классов обязательно входят уроки физ-ры на свежем воздухе. 

На каждом уроке обязательно проводятся ОРУ для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с плечевого пояса и рук, для снятия напряжения с мышц туловища, упражнения для нормализации осанки, укрепления мышц глаз. 

Работа спортивных секций, участие в школьных, окружных, городских спортивных соревнованиях, Днях здоровья способствует укреплению и сохранению здоровья учащихся, закаливанию, пропаганде здорового образа жизни. Для педагогического состава школы и родителей предоставлена возможность поддерживать и укреплять своё здоровье, посещая школьный спортзал для игры в волейбол. 

Ежегодно в школе проводятся дни здоровья. На классных часах постоянно пропагандируется здоровый образ жизни. В ходе данного мероприятия выпускаются стенные газеты, листовки; дети пишут сочинения на определенную тему. Например, «Все о вреде курения», « Что такое ЗОЖ?», «Будь здоров, малыш», «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу», «Зачем надо заниматься спортом?», «Вредные привычки» и т.д. Огромную работу ведут учителя начальных классов по преподаванию правил безопасности дорожного движения. Это и беседы, и конкурсы, и викторины «Светофорчик», « Маленький ЮИД», «Что там за окном?», «Правила безопасного движения» и т.д. 

Наши ученики уже в начальной школе занимаются исследовательской, проектной деятельностью. В предыдущие годы наши ребята выступали на заседаниях школьного клуба «Надежда» со своими проектами. Например, 3 «В» класс предоставил на конкурс проектов работу «Мы за чаем не скучаем», 3 «Б» - «Шоколад: за и против», 3 «А» - «Жевательная резинка. Все «за и против», 4 «А» - «Соль. Полезна или вредна?», 4 «Б» - «Сколько весит наш портфель?», 2 «А» - «Береги глаз как алмаз», 2 «Б» - «Вредность курения», 1 «А» - «Все про физминутки», 1 «Б» - «Как сохранить здоровье на долгие годы?», 1 «В» - « Вся польза и вред мобильного телефона». Работа над проектами помогает развитию способностей учащихся к самостоятельному поиску. Дети приобретают навыки решения жизненно важных задач, в том числе и задач укрепления здоровья. 

Все мероприятия в начальной школе наши учителя направляют на создание здоровьесберегающей среды для наших детей. Методическим советом учителей начальных классов выбрана тема «Школа – источник здоровья». Наши учителя ищут самые оптимальные пути обучения детей, используют передовые педагогические технологии для того, чтобы процесс обучения был радостным, доступным, здоровьесберегающим.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены