РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование патриотизма у учащихся начальной школы

Формирование патриотизма у учащихся начальной школы

Л.В. Райденко,
учитель начальных классов, МБОУ Гимназия, г.Ливны

Человечество еще в седой древности убедилось в том, что кроме силы физической у человека есть сила духовная – верность своим убеждениям, непоколебимость перед трудностями, бесстрашие, уверенность в своей правоте. Понятие о силе духа, мужестве, волевой стойкости являются историческими, складываются постепенно.  Эти понятия мы используем сегодня для патриотического воспитания подрастающего поколения. 

Дети должны гордиться своей страной, её достижениями. Должны брать пример с тех, кто прославляет свою страну. Быть верными своей Родине и при необходимости стать на её защиту. Сегодня быть патриотом означает не только гордиться флагом и гербом страны, нашими достижениями в области экономики, политики, спорта и культуры, но и на деле, своими поступками доказывать заинтересовывать в том, чтобы наша страна процветала.

В начальных классах учитель и классный руководитель в единственном числе, и специфика воспитания состоит в том, что обучение и воспитание взаимодополняют друг друга.

Растить детей гражданами и высоконравственными людьми - значит передавать им духовный опыт отцов, дедов, прадедов. Без традиций - не народ, а просто население. Я в своём классе целенаправленно работаю над разработкой и проведением мероприятий, посвящённых этой проблеме.

Работу по гражданско-патриотическому воспитанию я организую в три этапа:

  • I этап. Развитие интереса к истории своей родословной, бережное отношение к семейным традициям.
  • II этап. Изучение истории своего края, его настоящего и будущего.
  • III этап. Изучение истории, культуры, быта, традиций Отечества. Участие в работе органов классного и школьного самоуправления.

На первом этапе (1-й класс) проводятся тематические классные часы: «История нашей семьи», «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях», «Памятные даты нашей семьи», «Дедушкин альбом» и др. Детям предлагается отобразить тему «Моя семья» в рисунках, подобрать фотографии, рассказывающие о членах их семей.

Классный час, посвященный Дню Матери, позволяет детям испытать чувство гордости за своих мам, дает наглядный пример проявления внимания и чуткости.

В теме «Семья» я начинаю использовать проектную технологию. Дети совместно с родителями в 1 классе участвуют в таких проектах, как: «Я и моё имя»,   «Семейное древо», «Герб моей семьи», «Моя семья в годы войны». К этому занятию привлекаются дедушки и бабушки, сохранившие семейные предания и традиции. Конечно же, такие проекты ребёнку невозможно выполнить без помощи взрослых, но использование данного метода, несомненно, эффективно. Подобная совместная деятельность заставляет её участников бережнее относиться к своим традициям, способствует сохранению семейных связей.

В результате реализации первого этапа у детей появляется чувство гордости за свою семью, растет интерес родителей к своим генеалогическим корням, выявляются новые факты семейных биографий.

На втором этапе (2-й класс) начинается изучение истории своего края, его настоящего и будущего, культуры, быта и традиций. Классные часы   «Край любимый»,  «Моя малая Родина», «Мои земляки» и др. частично выстраиваются на знаниях учащимися своего родного города, его улиц, предприятий, культурных и исторических памятников и затем пополняются в течение последующих лет обучения.

Исследовательский проект "Символика города Ливны”, викторина «Знаешь ли ты историю своего города?» позволяют расширить знания учащихся о родном городе. Тестирование «Ты гражданином быть обязан!» выявляет представления о гражданских качествах человека.

Экскурсии и прогулки являются составной частью работы в данном направлении. Постепенно дети приходят к осознанию понятия «малая родина», своей сопричастности к ее делам и заботам.

На третьем этапе (3-й и 4-й класс) дети готовы воспринимать более сложный материал. Проводится цикл классных часов о родной стране: «С чего начинается Родина», «Наша страна – Россия», «О гербе, флаге и гимне», «Я -  гражданин России», «Москва – столица нашей Родины». Дети получают представление о правах и обязанностях граждан России, изучают историю гимна, герба, флага нашей Родины.  Игра «Историческое лото» позволяет воспитанникам задуматься над смыслом крылатых выражений, дошедших до нас из глубины веков: «Кто с мечом на русскую землю придет, от меча и погибнет», «Лучше смерть, чем позор», «Сам пропадай, а товарища выручай». 

Экскурсии на Площадь Победы, в краеведческий музей, в музей микрорайона, к братским захоронениям с самого раннего детства приучают к бережному отношению к памятным местам. Именно здесь дети могут осознать, какой трудный долгий путь, насыщенный историческими событиями прошел наш родной город от маленькой деревянной крепости до  промышленного города.

Воспитанию патриотизма и гражданственности способствует участие класса в школьном конкурсе гимназического братства, в акциях "Мой сосед – ветеран”,   выпуск классной стенгазеты, посвященной освобождению города Ливны от немецко-фашистских захватчиков,   составление устного журнала "Орден в твоем доме”, Уроки мужества. В прошлом учебном году стихотворения моих учеников  об Орловском крае, о родном городе Ливны были опубликованы в газете «Ливенский рабочий»

Опыт работы в младших классах показывает, что рассказ о героических традициях становится более эффективным, если он опирается на местные факты, преломляется через традиции своего народа, родного края. Дети встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами – афганцами. Их живое слово оставляет в душах детей самое неизгладимое впечатление. Подобные встречи  оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих близких, участников величайших событий истории, заставляют гордиться подвигом Родины.

Большое впечатление и неподдельный интерес произвели на учащихся встречи с известными людьми нашего города: создателем гимна города М.Ю. Карасевым,  писателем Г. Рыжкиным, краеведом О. Якубсоном, участницей ансамбля «Ливенские гармошки» Черниковой Л.М.

В своём классе в этом учебном году, т.е. в 4-ом классе я провела анкету. В первом задании нужно было дописать предложение: «Россия - ...»

Вот какие варианты ответов я увидела:

  • большая страна, сильная и мощная;
  • наша Родина;
  • великая держава;
  • цивилизованная страна, в которой много радостей и, в то же время, неприятностей.

Во втором задании нужно было продолжить предложение «надо любить свою Родину, а это значит ...».

Вот какие варианты ответов предложили дети:

  • любить и ценить то место, где ты родился;
  • не губить природу;
  • не променять её (Родину) на красивую жизнь за границей;
  • оберегать её от пожаров, войн, соблюдать законы.

Варианты ответов меня удивили, и я поняла, что дети чувствуют и понимают, что значит любить Родину. Я поняла, что наши дети умнее, чем порой нам кажется.

В третьем задании нужно было дописать предложение «Когда я слышу слово «Ливны», я вижу ..., слышу ..., чувствую ...».

Варианты ответов: 

Я вижу: Я слышу: Я чувствую:
  • леса, луга;
  • ул. Ленина;
  • маленький, тихий  городок
  • голоса детей, смех;
  • шум Сосны;
  • как поют птицы;
  • родной голос мамы
  • я рад, что живу в Ливнах;
  • я горжусь своим городом.

В последнем задании нужно было ответить на вопрос «Что бы ты изменил в городе, если бы был мэром?»:

  • понизил бы цены на продукты питания;
  • заселил в дома бездомных людей;
  • дал денег нуждающимся;
  • чтобы было больше спортивных площадок, тренажёрных залов;
  • привёз бы в школу новую  мебель

Анализируя ответы детей, я увидела их любовь к своему городу, семье, к родному краю, к окружающим людям.

Вот тот  маленький гражданин, который думает о проблемах, т.е. мы видим выход на государственное осмысление проблем детьми. Дети видят, что политика должна быть направлена на развитие спорта, образования и т.д.

Хочется верить, что сегодняшние мои ученики 4 класса продолжат традиции, которые были заложены у них в начальной школе, и станут достойным продолжением выпускников гимназии.

Райденко Лариса Викторовна10.05.2015 8720 Вне урока
Всего комментариев: 0
avatar