РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Анакруза в системе стихосложения

Анакруза в системе стихосложения

Автор: Цветкова Мария Владимировна

Анакруза – безударные слоги в начале стиха до первого ударного (долгого) [1, 31].

В своей работе мы выявили функцию анакрузы в различных системах стихосложения и отметили, что стиховой зачин наиболее интересно проявляется в переходной системе – дольнике и в свободном стихе. В тонической системе стихосложения анакруза выполняет второстепенную роль. Возможно, что эта второстепенность позволяет нам проследить за тем, как в тексте стиховой зачин проявляется в функции загадочности. Чередование анакрузы создает образ игры. Слова, которые приходятся на анакрузу, все время акцентируются.

Неопределенное соотношение анакруз в силлабо-тонической системе стихосложения характеризуется, возможно, тем, что в начале стихотворений наблюдается плавный вход в ту атмосферу, которую спешит передать нам автор. Ведь потом, в зависимости от анакрузы мы наблюдаем равномерное ее чередование, которое, возможно, свидетельствует о состоянии лирического героя. Соотношение анакрузы и эпикрузы в дольнике различно.

Это может объясняться:

  1. авторским замыслом. Немаловажно обращать внимание на те слова, которые оказываются опорными в тексте;
  2. структурой текста. Анакруза и эпикруза будут являться неотъемлемой частью, единой составной рамкой.

В нашей работе, в основном, мы будем опираться именно на эти два пункта. Потому что, с нашей точки зрения, это опорные аспекты для выявления художественной функции анакрузы и эпикрузы. Условно соотношение анакрузы и эпикрузы (начало и конец стихотворных строк) можно разделить на три группы. К первой группе мы относим нулевую анакрузу, которая соотносится с нулевой, однодольной и двухдольной эпикрузой.

Анакруза, в данном случае, будет являться некоей сильной позицией, которая в той или иной степени будет отражать содержание текста и его структурные компоненты. Нулевая анакруз и нулевая эпикруза образую некую рамку, законченность, а остальные сочетания – отступление от нее. Ко второй группе мы относим однодольную анакрузу, которая сочетается с нулевой, однодольной и двухдольной эпикрузой. В таком, схематически обозначенном плане, анакруза обозначает некий вход в произведение. Эпикруза обозначает некую законченность стиха, а может быть даже и размышление. К третьей группе мы относим соотношение двухдольной анакрузы и нулевой, однодольной и двухдольной эпикрузы. __ __ __ _ _ _ _ __ __ __ __ _ _ _ _ __ __ __ __ __ _ _ _ _ __ __ __

На примере дольников Блока мы выявили одну немаловажную функцию анакрузы: она влияет на создание хронотопа в произведение. Мы отчетливо проследили за тем, как сочетание анакрузы и эпикрузы позволяет создать бесконечное пространство, как изменяется временная композиция стиха. Это играет немаловажную роль при анализе произведения, выявления его характерных черт. В свободных стихотворениях Блока мы проследили то, как используется анакруза и эпикруза, какое значение несет то или иное слово, входящее в состав анакрузы и эпикрузы.

Анакруза - немаловажный ритмический определитель. Она помогает «проникнуть» в текст и понять отдельные его структурные части. Анакруза неразрывно связана с эпикрузой. Эти две составляющие помогаю читателю окунуться в мир лирического героя, понять его мысли. Читая, при помощи анакрузы и эпикрузы, можно себе представить некую рамку, в которой происходит то или иное событие, место и время действия. В ходе исследования мы выявили, что при анализе произведения нужно учитывать художественную функцию анакрузы. Ведь именно она помогает читателю проникнуть в мир стихотворения.

Список литературы:

1. Квятковский А. Поэтический словарь. М.: Изд. Советская энциклопедия, 1966. 376 с.

Цветкова Мария Владимировна19.05.2015 8440 Вне урока
Всего комментариев: 0
avatar