РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Эссе: «Беспокоясь о том, кем ребенок будет завтра, мы забываем, что кем-то он является уже сегодня»

Эссе: «Беспокоясь о том, кем ребенок будет завтра, мы забываем,  что кем-то он является уже сегодня»

Автор: Загария Ирина Владимировна

Прежде всего, мне хочется пояснить, почему мною выбрана данная тема для эссе. Для этого  я должна вернуться к своим школьным годам, к своим  детским ощущениям и впечатлениям…

Помню свои годы в начальной школе: как наша первая учительница, Елена Алексеевна, не просто учила, воспитывала нас, она буквально «жила нами». Мне казалось (а это было на самом деле), что она знала нас лучше, чем наши родители. К каждому из нас она могла найти свой подход, заинтересовать именно тем, что было нужно только мне или Коле, Ванюшке или Любочке. И было нам не просто интересно: мы росли и жили в школе, в уютном  и интересном для нас  мире. Но вот  мы перешли в среднюю школу…Странно, куда делся этот мир, почему мы вдруг «что-то» потеряли? Вроде и учителя были добрые, умные, старались учить нас. Но не было того необыкновенного ощущения «понимания тебя», которое исходило от Елены Алексеевны. Как - то они были похожи чем-то друг на друга, но не похожи на нашу любимую первую учительницу. Теперь я могу точно сказать, что именно она сыграла важную роль в выборе мною будущей профессии – желание стать учителем, и таким учителем, каким была Елена Алексеевна. 

Когда я училась в педагогическом институте, я узнала о замечательной педагогической системе В.А. Сухомлинского и поняла,  даже не столько поняла, сколько  узнала  в этой системе свою первую учительницу, вдруг вспомнила все, что и как она делала. Как и великий педагог, она все свое сердце отдавала нам, зная особенности, способности, характер каждого из нас. Поэтому она и могла создавать для нас комфортный, желанный мир учения, постижения знаний, окружающего мира и себя самого. И последнее- постижение нами  себя самого – и было самым главным в ее педагогическом труде, который определил дальнейший выбор многих из нас во взрослой жизни.

Смысл темы, которую я  взяла для своего эссе, я обозначила бы так: учитель обязан  обучать, воспитывать, развивать каждого своего ученика, учитывая заложенные в него  природой  качества, способности; должен распознать его таланты и помочь ребенку стать тем и таким, как это задумала Природа, как это лучше всего для него, а не для учителей и родителей.

Как нельзя лучше  иллюстрируют мои слова высказывание удивительного человека, летчика, писателя, автора незабвенного «Маленького принца» Антуана де - Сент Экзюпери: «Слишком много на свете людей, которым никто не помог пробудиться».  Я имела счастье учиться у Учителя, который не только дал мне знания, воспитал меня, но и смог  помочь мне определиться во взрослой жизни.

Еще на студенческой скамье я узнала о существовании гуманистической  педагогики,  у основания которой  стояли Ян Амос Коменский, Песталоцци, Д. Ушинский, а много позже - Ш. Амонашвили. Мне стали близки их принципы обучения и воспитания. Каждому, творчески работающему педагогу известно, что основополагающим в формировании маленького человека является принцип природосообразности: каждый  ребенок приходит в этот мир со своей миссией- это значит, что каждый ребенок есть неповторимость и наделен от Природы особым, тоже неповторимым, сочетанием возможностей, способностей. Есть и общие для всех возможности и способности, но есть и своя изюминка у каждого. Без анализа сущности и развития этого принципа  невозможно понимание процесса воспитания в новых реалиях.

Я. А. Коменский критиковал школы своего времени за то, что они учат детей чужим знаниям, вместо развития собственного взгляда на мир. Причиной этого он называл применение ошибочного метода: "Метод преподавания всех предметов показывает, что школы стремятся к тому, чтобы научить смотреть чужими глазами, мыслить чужим умом. Школы учат не тому, чтобы открывать источники и выводить оттуда различные ручейки, а только показывают ручейки, выведенные из авторов, и согласно с ними предлагают идти по ним к источникам назад".

Ряд правил метода Песталоцци, изложенное в письмах к друзьям, собранных в книгу «Как Гертруда учит своих детей» (1801 г.), гласят: «…все родственные по своему содержанию предметы приведи в своем сознании в такую именно связь, в которой они находятся в природе», «используй разнообразные средства для обучения, подобно тому, как природа «для достижения своей цели соединяет кажущиеся разнородными предметы».

Как и Коменский, Песталоцци настаивал на сужении круга изучаемых предметов, предлагал исключать из учебных программ все, что не будет иметь прямого отношения к дальнейшей жизни школьников.

На принципе природосообразности выстроена вся дидактика К.Д. Ушинского. Ему принадлежит крылатый афоризм: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях". Он разъяснял, что прочно усваивается только то, что соответствует "временным наклонностям": «Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями».

К сожалению,  было в системе образования советского периода авторитарно-императивное управление системой просвещения и соответствующие ему педагогический процесс и методическая служба вместе с педагогической наукой, которые  создали целостную структуру «бездетной» педагогической теории и практики.  Этот период  и пришелся на годы моего учения в среднем и старшем звене школы. Но ведь были же тогда и такие учителя, как Елена Алексеевна!

Необходимо отдать должное всем научным поискам, которые составили основу перестройки школы. Среди них следует назвать новую дидактическую систему, созданную экспериментальным путем под руководством Л. В. Занкова, гуманную педагогическую систему, рожденную опытом В. А. Сухомлинского, концепцию содержательных обобщений, созданную на основе эксперимента под руководством Д. Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Но ученые, несущие в себе всю власть авторитарно-императивной педагогики, или, как еще называют, официальной педагогики, смогли растоптать эти ростки нового в педагогическойнауке. Эксперимент Л. В. Занкова и его теоретические обобщения были преданы забвению или же растворены в общей массе «теории педагогики», а лабораторию, ведущую исследования, после смерти ученого закрыли. В.А.Сухомлинский долгое время подвергался попранию и нападкам, его учению наклеивали ярлыки буржуазности. Но новые направления в педагогической науке все же возникли! Как это случилось? Парадоксально, может быть, но эти новые направления, как правило, зарождались и развивались в недрах психологии как психологические эксперименты под руководством психологов и  почве самой педагогики и под руководством ученых-педагогов. А. В. Запорожец, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Н. А. Менчинская. А. Я. Гальперин, Н. Ф.Талызина, Б. И. Хачапуридзе...

Мне пришлось не по своей воле поменять место жительства : я- с Украины, с Донецкой области… Так получилось, что именно Чеченская республика приняла меня под свое крыло, еще не полностью зажившее от своего военного лихолетья. Наверное, это и логично: кто же может сполна понять твою боль, если не тот, кто сам пережил подобную. Сейчас Чеченская республика переживает Возрождение, и не малую роль в этом играют учителя. Замечательны слова  Ахмада Кадырова:  «Учитель создает нацию». Задача учителей республики воспитать новое поколение, вооруженное  современными знаниями, умеющее жить в мирных цивилизованных условиях. Следовательно, и мне, учителю теперь уже Чеченской республики,  необходимо эти слова сделать главной идеей. Моя цель – увидеть, разглядеть, не пропустить в ребёнке всё лучшее, что в нём есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества, идущего из самой глубины души его. Обучая детей, я учусь вместе с ними. Порой мысли закрадываются во сне, а на утро хочется воплотить их жизнь. А когда видишь результаты своего труда, то получаешь истинное профессиональное удовольствие. Творчество – обязательная составляющая жизни учителя будущего. Талант учителя, как мастера, раскрывается тогда, когда на каждом уроке ему удается увлечь ребенка в мир неизвестного, заинтересовать его настолько, чтобы ему самому захотелось познать новое, самому решить поставленную перед ним проблему. Чтобы глаза у ребенка горели, чтобы он чувствовал в себе уверенность, силу и желание творить. Почему именно такой жизненный путь я выбрала для себя? Я часто размышляю над этим вопросом. Наверное, так предназначено судьбой.

Профессия учителя требует огромного труда, постоянного, неустанного. Чтобы завоевать уважение, ты должен много знать, уметь передать это своим питомцам, упорно трудиться, не жалея сил и времени. И любить не только свою работу, любить детей! Перед педагогом стоит задача формирования положительных стереотипов, а для этого необходимо убедить ребенка в том, что он может многое, помочь поверить в свои силы, возможности

Нравится мне, когда дети чувствуют себя свободно, раскованно, легко. Поэтому, на своих уроках я делаю акцент, прежде всего, на индивидуальность каждого ребенка, учу его не бояться своих ошибок, ибо «кто не ошибался, тот и не познал истины»; стараюсь использовать информационно - коммуникационные технологии, которые не оставляют равнодушным ни одного ребенка, вовлекают в познавательную деятельность, заставляют мыслить, анализировать, делать самостоятельные выводы. Каждый ребёнок неповторим, он приходит в  школу со своими привычками, навыками и умениями. У каждого свои интересы. Мне же, как учителю, всегда стоит помнить о том, что беспокоясь о том, кем ребенок будет завтра, не забывать , что кем-то он является уже сегодня».

Загария Ирина Владимировна03.06.2015 8370 Вне урока
Всего комментариев: 0
avatar