РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Современные педагогические условия, способствующие формированию инновационного мышления участников образовательного процесса

Дементьева Анна Евгеньевна

Дементьева А.Е.,
мастер производственного обучения
ГПОУ «Беловский многопрофильный техникум»
г.Белово Кемеровской области

В конце ХХ в. человечество вступило в стадию, получившую название информационное общество. Это общество уникально тем, что его характеризует исключительно быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий, а их возможности становятся беспрецедентными для развития человека, для эффективного решения многих профессиональных, экономических, социальных и бытовых проблем. Грамотно, умело распорядиться этими возможностями смогут лишь те члены общества, которые будут обладать необходимыми знаниями, позволяющими ориентироваться в новом информационном пространстве.

Кризис системы профессионального и общего образования свидетельствует о разрыве между резко изменившимися условиями жизни и образовательной системой, ее целями, видами, содержанием и технологиями обучения. Традиционная технология обучения (от знания к умениям), основанная на логике науки, должна быть дополнена новыми технологиями, основанными на закономерностях познавательной деятельности. Главной фигурой в учебном процессе становится сам студент, выступающий не как объект, а как субъект обучения.

Инновационное образование ориентируется на студента и педагога, полагая их субъектами образовательного процесса. Их интересы – духовные, интеллектуальные, культурные – служат предпосылкой становления профессионального мышления, а потому выносятся в центр внимания такого образования. Инновационное образование предполагает высокий уровень самостоятельности студента, его способности к самоуправлению, от преподавателя требуется высокий уровень педагогической компетентности, инициативности и технологической функциональной грамотности.

Ключевым понятием инновационного образования является понятие «профессионализм».

Большинство педагогов под профессионализмом понимают:

  • определенный уровень мастерства решения профессиональных задач;
  • способность в рамках своей профессии к надежной, безотказной деятельности;
  • творчество в нестандартных ситуациях, поиск эффективных решений;
  • высокий интеллектуально-личностный уровень развития;
  • наличие ключевых квалификаций и компетенций.

Современное образовательное пространство состоит из 2-х типов педагогических процессов - инновационных и традиционных.

Инновация - это теоретически обоснованное, целенаправленное и практико-ориентированное новшество.

Целями инновационного образования являются:

  • обеспечение высокого уровня интеллектуально-личностного и духовного развития студента;
  • создание условий для овладения им навыками научного стиля мышления;
  • научение методологии нововведений в социально-экономической и профессиональной сферах.

Инновационное образование ориентируется на студента и педагога, полагая их субъектами образовательного процесса. Их интересы – духовные, интеллектуальные, культурные – служат предпосылкой становления профессионального мышления, а потому выносятся в центр внимания такого образования.

Итак, инновационное образование выстраивает учебный процесс как движение от социальных и общекультурных знаний и умений своей профессии (от профессии к культуре) к технологическим, дающим ему понимание способов и методов решения профессиональных задач, а от них к методологическим, позволяющим отслеживать динамику изменения качества своей профессиональной деятельности.

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что ведущими функциями инновационного обучения можно считать:

  • интенсивное развитие личности студента и педагога;
  • демократизацию их совместной деятельности и общения;
  • гуманизацию учебно-воспитательного процесса;
  • ориентацию на творческое преподавание и активное учение и инициативу
  • студента в формировании себя как будущего профессионала;
  • модернизацию средств, методов, технологий и материальной базы обучения, способствующих формированию инновационного мышления будущего профессионала.

Внедрение новых идей науки и перевод учебных заведений в новое качественное состояние, зависит от освоения новых образовательных технологий педагогами и от работы по переподготовке преподавателей. Судьба инноваций напрямую зависит от становления субъектности педагога, так как «личность учителя и его мировоззренческие установки являются непосредственным содержанием образования». Есть три обязательных условия для освоения любой педагогической инновации – это: понимание, рефлексия и личностная подготовленность.

Инновационность в образовании означает реализацию трёх целевых установок в комплексе: формирование специальных знаний, умений и навыков; формирование профессионального мировоззрения; формирование личности студента средствами обучения. С позиции личностно-ориентированного подхода студент рассматривается как активный, самостоятельно организующий свою деятельность субъект педагогического взаимодействия. Только с этих позиций и можно относиться к студенту как партнеру педагогического общения, как самобытной и интересной для преподавателя личности.

Учебная деятельность студента определяется, прежде всего, мотивационной сферой его личности. Ведущими в учебной деятельности являются два типа мотивов - мотивация достижения и познавательная мотивация. Поскольку успеваемость студентов зависит не столько от природных способностей, сколько от развития учебной мотивации, а точнее - от профессиональной мотивации.

Рост уровня профессионализма связан с осмыслением и совершенствованием приемов и технологий реализации собственных функциональных обязанностей.

Такими характеристиками профессионализма являются:

  • способность успешно выполнять профессиональную деятельность;
  • подготовленность к стабильному продуктивному труду;
  • профессиональное мастерство в реализации функций и обязанностей;
  • творческое овладение исследовательско-инновационным стилем профессиональной деятельности.

Важным условием развития инновационного типа мышления студентов является их участие в исследовательской работе. Исследовательская работа постоянно ставит студента в проблемную ситуацию, позволяет увидеть противоречия в исследуемых объектах, почувствовать проблемы, интенсифицирует работу интеллекта, развивая креативность мышления, воображение, любознательность, потребность в нестимулированном чтении профессиональной литературы, способность к саморефлексии.

Основными показателями профессиональной компетентности субъекта деятельности становятся обученность, профессиональная подготовленность, профессиональный опыт и профессионализм.

Таким образом, инновационно-ориентированная среда колледжа и включение студента в приоритетные для него виды деятельности являются наиболее значимыми условиями формирования инновационных компетенций студентов, так как позволяют каждому студенту быть включенными во взаимодействие через создание, внедрение и рефлексию новшеств, осознавать себя как творческую индивидуальность в общественной, учебной и профессиональной деятельности.

При современных педагогических условия, которые способствуют формированию инновационного мышления участников образовательного процесса, мы видим ожидаемый результат программы развития – наш выпускник колледжа: успешен, конкурентоспособен, легко адаптируется к новым условиям. Для него значимы общечеловеческие ценности: доброта, гуманизм, справедливость, патриотизм, толерантность.

Дементьева Анна Евгеньевна08.03.2016 5420 Вне урока
Всего комментариев: 0
avatar