РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Комплексное сопровождение развития ребенка в системе дополнительного образования

Комплексное сопровождение развития ребенка в системе дополнительного образования

Автор: Цыбикова Т.А.
ПДО, руководитель клуба раннего развития «Солнышко»

Успех проведения социально-экономических и политических реформ в Российской Федерации в значительной степени причин: зависит от развития творческих способностей людей, личной инициативы, реализации потенциала личности, ее индивидуальных, личностных, профессиональных ресурсов, эффективности становления человека как гражданина и профессионала. Для полноценного развития личности важным периодом является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте нужно ребенку дать все для развития творческого потенциала. В этом возрасте начинается формирование ценностей и норм, правил поведения. Ребенок проявляет интерес к познанию. И взрослым необходимо помочь реализовать индивидуальные потребности ребенка.

Самым благоприятным этапом в жизни каждого человека для формирования базовых предпосылок вышеперечисленных качеств, по мнению ведущих педагогов и психологов, является дошкольное возраст. Если для развития речи таким периодом считается ранний возраст с 1 года до 3 лет, то дошкольный возраст (с 4 до 7 лет) - важный период для развития творческого потенциала ребенка, интереса к познанию, формирования ценностных ориентации и норм, правил поведения, реализации индивидуальных потребностей ребенка. Именно в этом ключе роль семьи и педагога-наставника для полноценного прохождения ребенком всех периодов детства, пожалуй, трудно переоценить.

Дополнительное образование является специфической системой построения дополнительного (к базовому) образовательного пространства развития ребенка и решает не только утилитарные задачи, но и позволяет расширить и дополнить реализуемые основным образованием направления в работе с детьми.

Несомненный интерес представляет опыт работы с детьми в рамках дополнительного образования по подготовке их к школе: в экспериментальном режиме, отработка моделей предшкольной подготовки является перспективным направлением в деятельности центров дополнительного образования по ряду причин:

  • коллектив педагогов дополнительного образования, как правило, наиболее полно представляет разные направления в работе с детьми (художественно-эстетическое, познавательное, трудовое, нравственное и др.);
  • контингент воспитанников формируется на основе преемственности, а образовательные услуги центров дополнительного образования вариативны и позволяют выстраивать гибкий образовательный маршрут детей с учетом их интересов и возможностей;
  • существующая система работы и подходы к планированию позволяют оперативно согласовать реализуемые в образовательной и воспитательной работе с детьми направления, а также своевременно корректировать планы в зависимости от изменяющейся социокультурной реальности.

В данной статье обобщается опыт работы ДДТ Советского района г. Улан-Удэ в процессе реализации многолетней работы по направлению развития детей в клубе раннего развития. Данный клуб дает возможность получения равных стартовых возможностей для неорганизованных детей предшкольного возраста.

Основная цель клуба - создание системы необходимых условий для разностороннего и целостного развития дошкольника. Для осуществления, поставлен ной цели необходима реализация следующих задач:

  • создать условия для разностороннего и целостного физического, социально-личностного, познавательно-речевого, эмоционального, духовно-нравственного и художественно-эстетического развития детей в соответствии с возрастом;
  • способствовать становлению базиса личностной культуры ребенка с учетом детской субкультуры;
  • обеспечить успешную социально-психологическую адаптацию к новой образовательной среде;
  • способствовать формированию познавательной мотивации и предпосылок учебной деятельности;
  • обеспечить профилактику дисгармоний в развитии личности и коррекцию неблагоприятных линии развития ее эмоционально-волевой, познавательной сфер.

Задачи развития

Развитие:

  • мышления и формирование у детей элементарных математических представлений, формирование духовно-эстетического отношения к явлениям окружающей жизни и предметам искусства;
  • активного культурного сознания и воли для практической реализации нравственных норм и правил;
  • личности ребенка, его дарований и способностей путем самостоятельного и коллективного решения творческих и других задач;
  • основных познавательных процессов направленного развития основных познавательных процессов, произвольности поведения, интеллекта, коммуникативных качеств, крупной и мелкой моторики;
  • создание условий для адаптации ребенка, способствующей эффективному усвоению социальных норм, формированию психологической готовности к поступлению в школу.
  • адекватного поведения через коррекционные и развивающие упражнения на произвольную тему;
  • интеллекта через формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, аналогия);
  • коммуникативных способностей детей посредством групповых игр;
  • крупной и мелкой моторики через систе¬му соответствующих игр и упражнений;
  • творческих способностей, образного мышления (ощущения, восприятия, представления);
  • речи, умения высказывать и обосновывать свои суждения;
  • математических способностей;
  • музыкального восприятия, слуха, способности выполнять ритмические движения под музыку.

Задачи воспитания

Воспитывать:

  • историко-духовное самосознание ребенка, развивая чувство патриотизма и любви к Отечеству, родному городу;
  • духовные и нравственные качества ло¬гическую адаптацию к новой образовательной среде;
  • уважение к национальной самобытности русского народа, его языка и традиций;
  • культуру общения;
  • доброжелательное, отзывчивое, тактичное отношение ко взрослым и сверстникам

Задачи воспитания

Образовательные задачи дифференцируются по предметам.

  • Логика - развитие логических функции мышления и формирование у детей элементарных математических представлений
  • Родной язык - создание условий для успешного овладения ребенком фонетической, графической, лексической и грамматической основами родного языка.
  • Музыка - создание условий для формирования запаса музыкальных впечатлений, развитие певческих умений.
  • Психология - через организацию игровой деятельности создание условий для целенаправленного развития основных познавательных процессов, произвольности поведения, интеллекта, коммуникативных качеств, крупной и мелкой моторики; создание условий для адаптации ребенка, способствующей любознательности как основы познавательной активности будущего школьника, формированию психологической готовности к поступлению в школу. Способствует развитию психики ребенка, основных психических новообразований в соответствии с возрастом в процессе формирования учебно-игровой и других видов деятельности во взаимодействии с образовательной средой, сравнение, обобщение условий для ознакомления ребят с народными ремеслами, произведениями искусства, являющимися источником творческого отражения категорий добра и красоты окружающего ми¬ра и в сфере человеческих отношений.
  • Бурятский язык - создание условий мышления (ощущения, восприятия, представления); для формирования у детей основ родного языка.
  • Хореография - создание условий для формирования у детей основ танцевальных движений, знакомства с простейшими танцами для выразительной передачи различных игровых образов и т. д.
  • Введение в мир - создание условий для формирования представлений у ребенка об окружающем мире - мире предметов и явлений, животном и растительном мире.

В клубе созданы условия для комплексного сопровождения развития ребенка в системе дополнительного образования.

К концу дошкольного возраста выделяются три линии развития:

  1. Линия формирования произвольного поведения
  2. Линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности.
  3. Линия перехода от эгоцентризма к децентрации.

Выделенные линии развития стали основой для построения развивающего курса занятий в «Солнышке».

Линия формирования произвольного поведения

Произвольное поведение рождается в игре в коллективе детей, так как при подражании предполагаемому образцу коллектив в этом случае корректирует нарушения, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно, что требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения. Игра - ведущая деятельность дошкольников. Игрой пронизано все обучение ребенка в «Солнышке», так как, будучи ведущей деятельностью дошкольников, она обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка, является эмоциональной основой детского коллектива, раскрепощает детей, развивает их коммуникативные, творческие способности, инициативу, снимает физическую усталость мышц. Через игру осуществляется психотерапевтическая коррекция личности ребенка.

В работе «Солнышка» используются: дидактические игры; игры на знакомство, на выявление лидеров; подвижные игры; игры малой подвижности; коммуникативные игры; коррекционные игры; игры релаксационного характера; логопедические игры. Игра также является одной из форм организации занятий в «Солнышке». В игровой форме может быть организовано как само занятие в целом (занятие-игра, игра-путешествие, занятие-сказка и т.д.), так и структурная часть занятия (формирование в игровой форме учебной задачи, задания, проблемной ситуации и т.д.; использование элементов игры-драматизации с участием различных персонажей; организация объяснения, закрепления, контроля через дидактические, сюжетно-ролевые игры), к «систематическому» расшатыванию представлений ребенка об абсолютности своего положения в мире вещей и людей и создает условия для координации разных позиций». Никакое обучение невозможно до тех пор, пока мысль учителя не станет предметом рассуждения ребенка.

Ориентация на раскрытие потенциала ребенка во взаимодействии со взрослым, сотворчество в деятельности и событийность в общении позволяют максимально реализовать сущностные силы детства в дополнительном образовании.

Программа развития «Солнышко» с самого их основания ставила во главу угла решение таких непростых вопросов, как создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности

Обсуждая проблему готовности к школе, на первое место ставится сформированность необходимых предпосылок к учебной деятельности. Анализируя эти предпосылки мы выделили следующие параметры:

  • умение детей сознательно подчинить свои действия правилу;
  • умение ориентироваться на заданную систему требований;
  • умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме,
  • умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу,

Эти умения в полной мере развиваются на занятиях по предметам «логика» и «родной язык», «введение в мир», где дети учатся обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы, развивается широта представлений, речь, поведения.
от эгоцентризма к децентрации

Эгоцентризм означает, что ребенок может видеть мир со своей точки зрения. Никаких других точек зрения для ребенка не существует. Посмотреть на предмет глазами другого, с точки зрения науки, общества, ребенок не может. Умение адекватно оценивать себя связано с умением посмотреть на себя и на ситуацию с разных позиций.

Широкое использование ролевых игр на занятиях, частое переключение с одной роли на другую в разнообразных играх детей, воспроизведение в игре позиции взрослого, приводит реализация данной программы способствует решению таких актуальных на сегодняшний день проблем, как:

  • развитие, воспитание и обучение детей дошкольного возраста, не охваченных сетью дошкольных учреждений;
  • организация преемственности в обучении и воспитании детей на ступенях дошкольного и начального школьного образования. требования, предъявляемые к выпускнику.

Программой определена модель типа личности ребенка: духовно и нравственно развивающегося; обладающего культурой мышления, нравственными ориентирами, способностью к развитию самого себя, развитой познавательной активностью и познавательных процессов (образного мышления, памяти, воображения, контекстной речи), обладающего личностной культурой общения и межличностных отношений, познавательной деятельности, речи, эмоций и чувств, поведения, игровой деятельности, труда, здоровья, личной безопасности обладающего сформированным товарищеским отношением к сверстникам, интересом и потребностью к совместным занятиям с ними, развитой волей, сознательным управлением своим поведением, умением добиваться принятой цели и преодолевать трудности; соподчинение мотивов поведения, инициативы, самостоятельности; имеющего развитое самосознание и адекватную самооценку, понимание своего места в системе общественных отношений, внимание к собственной внутренней жизни,

Программа клуба раннего развития «Солнышко» предназначена для детей от 4 до 6 (7) лет. Продолжительность курса 9 (девять) месяцев, с сентября по май. Срок реализации программы 3 года. Занятия проводятся три раза в неделю. Продолжительность занятий - 20 минут, Продолжительность перемен - 5 и 10 минут. Наполняемость групп - 10-12 человек.

Учебный план в клубе «Солнышко» позволяет составить расписание занятий, которое обеспечивает смену деятельности учащихся и не превышает допустимой для данной возрастной группы нагрузки .

Интересные по содержанию задания, отсутствие напряженности, связанной с боязнью получить низкую отметку, создают на занятиях особый положительный эмоциональный фон; раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей учащихся.
Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами в области дошкольного образования. В ней нашли отражение принципы, изложенные в методическом письме Минобразования России «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений РФ».

Работа с родителями

Одним из главных направлений программы является полноправное участие семьи в воспитательном и образовательном процессах в «Солнышке». Значение семьи для развития ребенка в раннем детстве нельзя переоценить, поэтому педагоги тесно сотрудничают с родителями, знакомясь со сложившимися в семье принципами взаимодействия с ребенком. Основой плодотворного взаимодействия педагогов и родителей является открытое, доброжелательное, тактичное общение, уважение и, прежде всего, признание важности интересов ребенка.

Работа ведется в форме тематических встреч, консультаций в «Родительском клубе», Программа предусматривает различные формы участия родителей в воспитании и обучении ребенка:

  • знакомство и обсуждение с родителями программы
  • выработать цели, стратегию и содержание индивидуальной работы с каждым ребенком, т.е. разработать и индивидуальный план его развития, обучения и воспитания;
  • беседы и консультации родителей с педагогами и психологом;
  • посещение родителями занятий;
  • наблюдать за продвижением в развитии обучения и воспитания ребенка в течение учебного года, отслеживать эффективность выбранной стратегии педагогического воздействия;
  • анкетирование родителей;
  • родительские собрания;
  • совместное выполнение с ребенком творческих заданий;
  • проведение совместных праздников, экскурсий.
  • составить объективную характеристику уровня развития каждого ребенка на момент выпуска, показать перспективы его развития
  • в дальнейшем, определить общую готовность ребенка к школе;
  • провести анализ и подвести итоги работы педагогов, групп в целом

Система психологического и педагогического мониторинга

Личностно-ориентированное обучение предполагает индивидуализацию системы контроля.

Результаты и достижения ребенка сравниваются только с его собственными, а не с результатами других детей. Перед началом обучения и после прохождения курса проводится тестирование детей. Программа предполагает использование карточки индивидуального развития ребенка для получения наиболее полной информаци о процессе становления и развития ребенка. Карточка состоит из трех частей.

Первая часть - общие сведения о ребенке; базисные характеристики личности ребенка (заполняется старшим педагогом, психологом и родителями в процессе вводного контроля).

Вторая часть - материалы психологического обследования детей.

Отслеживается развитие основных познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти и воображения на начало и конец учебного года (заполняется психологом).

В основе выбора средств и форм диагностики готовности к школе лежит комплексный подход.

Ожидаемые результаты реализации программы представляют единство возможностей.

Третья часть - материалы педагогической диагностики. Отслеживаются: речь, речевые навыки, перспективные навыки, крупная и мелкая моторика, когнитивные и эмоциональные навыки, состояние здоровья ребенка (заполняется родителями и контролируется старшим педагогом); результативность освоения программы по предметам (заполняется каждым педагогом по своему предмету).

Прописанные в карточке критерии результативности развивающего и воспитательного процессов отслеживаются в рамках вводного текущего и итогового контроля. Это позволяет:

  • определить уровень ребенка на момент поступления в школу;
  • скорректировать и адаптировать содержание программ, методов форм подачи материала;

Показателями эффективности работы «Солнышко» и возможными критериями результативности могут быть:

У обучающихся:

  • внешняя результативность:
  • стабильность функционирования объединения;
  • количество детей, посещающих школу;
  • качество знаний по изучаемым предметам;
  • результаты тестирования выпускников на выявление уровня готовности к школе.
  • внутренняя результативность:
  • полноценное, целостное, возрастное, разностороннее развитие личности ребенка, его индивидуальных творческих способностей, интеллекта;
  • адекватность, активность в общении детей друг с другом, со взрослыми;
  • доброжелательность, отзывчивость в отношениях с окружающими;
  • проявление творчества и инициативы в выполнении заданий;
  • результаты диагностики готовности к школе.

Эффективность развивающего воздействия, в данном случае, обусловлена выраженностью генеральных линий развития психических процессов (линией формирования произвольного поведения, линией овладения средствами и эталонами познавательной деятельности, линией перехода от эгоцентризма к децентрации).

У педагогов:

  • способность диагностировать развитие ребенка по результатам диагностики; адаптировать, корректировать содержание учебных программ, методов, приемов, форм подачи материала, вырабатывать стратегии индивидуальной работы с ребенком;
  • умение добиться высокого результата в обучении, воспитании и развитии каждого ребенка;

У родителей:

  • рост активности родителей в организации воспитательной работы в учреждении;
  • изменение отношений в семье;
  • выражение доверия к педагогам.

Закончить я хочу выдержкой из закона РФ «Об образовании» (ст. 2), где отмечено: «Государственная политика в области образования основывается на принципе гуманистического характера образования, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитании гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».

Поэтому, самое главное, на что мы ориентируем родителей, это то, что какими бы ни оказались успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно для вас самый любимый!

Цыбикова Туяна Александровна29.04.2016 3700 Вне урока
Всего комментариев: 0
avatar