РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Трио памяти великого художника П.И.Чайковского

Глубокое сочувствие к судьбе человека – своего современника - лежит в основе творчества Чайковского. Музыка композитора охватывает широкий круг жанров, которые раскрывают глубинные психологические процессы человеческой души, душевные движения своих героев, раскрывает их нравственную красоту.

Демократическая сущность искусства композитора ярче всего сказалась в раскрытии душевного богатства людей, дающего им силу, вступить в борьбу со всем, что препятствует их свободному проявлению. Этот протест составляет основу острой конфликтности творчества Чайковского, единство его творческих замыслов, всегда устремленных к утверждению права человека на счастье. При этом музыка Чайковского необыкновенно личностная, что позволяет называть его субъективным художником.

В январе 1882 года Петр Ильич в письме из Рима сообщил Н.Ф. фон Мекк о своем новом сочинении: «Я кончил свое трио и принялся с большим усердием за переписку его. Боюсь только, что, так поздно обратившись к новому роду камерной музыки и целый век свой писавши для оркестра, я погрешил в отношении применения данного состава инструментов к музыке моей…».

Главной причиной обращения П.И. Чайковского к жанру фортепианного трио были тяжёлые переживания, связанные с уходом из жизни Николая Григорьевича Рубинштейна – друга, замечательного артиста.

Смерть Н.Г. Рубинштейна была воспринята Чайковским как большое личное горе. Желание сказать поминальное слово, побудило Чайковского к поиску новых, ранее не использованных им сфер образов и форм для воплощения своих мыслей и чувств. В обращении к трио как жанру могли сыграть свою роль и воспоминания Чайковского об удивительном таланте Рубинштейна-ансамблиста.

Н. Рубинштейн сыграл важную роль в становлении и развитии таланта П. И. Чайковского. И влияние его на Чайковского было не только умозрительным, но и вполне конкретным. Поселившись в Москве, Чайковский жил в квартире Рубинштейна и прожил у него целых шесть лет. Рубинштейн дирижировал всеми симфоническими произведения Чайковского.

В лице Н. Рубинштейна П. Чайковский лишился не только товарища по консерваторской кафедре, преданного друга, но и человека, которому он в большой степени обязан был своею популярностью. Стоя во главе Русского музыкального общества, Рубинштейн исполнил публично многие произведения Чайковского, в том числе: Первый фортепианный концерт, фортепианную сонату.

Чайковский создаёт пронизанное чувством личной утраты сочинение, художественное содержание которого достигает высот философского обобщения идей жизни и смерти, Человека и Бытия.

Наиболее привлекательным оказалось для него сочетание трех сольных инструментов, различных по тембрам и выразительным средствам, способных при объединении создать иллюзию оркестровости. Грандиозное по масштабу и концепции камерное сочинение было создано всего лишь за месяц зимы – с 5 декабря 1881 по 13 января 1882 года.

В письме к Н.Ф. фон Мекк, Чайковский объясняет форму сочинения: «Трио будет состоять всего из 2 частей. Вторая часть - тема с большим количеством вариаций, из коего последняя будет финалом всей пьесы».

Необычная форма сочинения - двухчастная с кодой-эпилогом, ставшая впоследствии образцом для ряда русских трио, до сих пор не встречалась в русском фортепианном трио и не имела аналогов в жанре трио в современной ему западноевропейской музыке. Творение Чайковского обобщило всё, ранее достигнутое и неизмеримо расширило жанровые границы, за счёт приёмов симфонизма. В то же время, трио оказалось истинно национальным с точки зрения музыкального содержания.

Оригинально название первой части – «Элегическая пьеса». Начальное проведение темы первой части подобно своего рода эпиграфу - посвящению. Элегически мягкому, романсовому тонусу музыки отвечают теплый, поющий тембр струнных и плавное «покачивание» фортепианного сопровождения, выразительно оттеняющего оригинальность мелодики с характерным включением в распев декламационных элементов.

Экспозиция первой части как бы делится на две эмоционально - образные сферы: одна включает в себя главную и связующую партии, в которых преобладают сумрачно-элегические настроения, вторая - побочную партию, обе темы которой, дополняя друг друга, являют собой различные грани жизнеутверждающего начала, в образном плане – как «тема скорби» и «тема радости».

Оригинальна и вторая часть, задуманная как «тема с большим количеством вариаций, из которых последняя будет финалом всей пьесы». Значимость каждого раздела вариационного цикла композитор подчеркнул отдельным названием. Раздел А: тема с вариациями»; раздел В: финал вариаций и кода.

Кода – колокольное звучание – как символ, как разъяснение. И последние такты погребальные. Играет виолончель. Виолончель, которая всегда удерживает время, удерживает звучание. Но здесь она не в силах ничего удержать. Скорбь, страх, изживание скорби и наконец – освобождение человеческой души...
Обращение к вариационному циклу, выбор для него светлой, мажорной темы, интонационно близкой народной песне, изложенной фортепиано solo найдёт своё продолжение в фортепианных трио русских композиторов XIX и XX столетий.

Первое открытое исполнение трио «Памяти великого художника» соч.50 состоялось 18 октября 1882 года при участии Танеева.

Емкость содержания, оригинальность концепции и средства выразительности нашли самобытное отражение в исполнительском искусстве. Это потребовало новых форм творческой фантазии, более изощренной и гибкой. Возникла необходимость по-иному оценить возможности каждого инструмента, определить его роль на концертной эстраде. В трио Чайковского пианисту надо, соразмеряя ансамблевую силу звучности, показать весь размах и богатство фортепианной фактуры, ее оркестровую красочность.
Чайковский воплотил в трио «Памяти великого художника» многообразие психологических переживаний, средствами трех инструментов, глубоко и откровенно выразил в музыке философскую идею жизни и смерти. В масштабной концепции он сочетал глубину содержания с простотой выражения, навечно утвердив в русской музыке демократичность жанра в истинно национальном смысле.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены