РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Составление загадок с детьми компенсирующей группы

Составление загадок с детьми компенсирующей группы.
Из опыта работы учителя – дефектолога.
 
Практический материал для начинающих специалистов дефектологов и родителей детей с задержкой психического развития.

 

Составила учитель – дефектолог Пригожинкова О.В.


«Появление загадок относится к древнейшему периоду проблесков человеческого ума…» Ф.И.Буслаев

Загадки - это народное творчество, они передаются из поколения в поколение, в них заложены народная мудрость и смекалка.

Загадки знакомы нам всем с детства, запоминаются они на всю жизнь, например:
«зимой и летом одним цветом»
«длинное ухо, комочек пуха»

А есть загадки, которые взрослым трудно отгадать. Например:
«не колода и не пень, а лежит целый день»
«что на свете всего быстрее?»

Слово загадка происходит от слова «думать». В ходе образовательной и совместной деятельности взрослого и ребенка дети с удовольствием отгадывают и стараются придумать свои загадки. Отгадывание загадок требует от детей интеллектуальных усилий. В каждом случае – это тренировка мыслительных операций: анализа, сравнения, классификации, обобщения, абстрагирования. Эти виды работы помогают развитию познавательной деятельности и подготовке детей к школе, то есть соответствую федеральных государственным требованиям. Дети с общим недоразвитием речи затрудняются выделять и определять существенные признаки предметов и не могут дифференцировать их качества, поэтому необходимо широко использовать наглядность и реальные предметы, о которых идет речь. Признаки предметов должны быть доступны детскому восприятию. Составление загадок - это совместная деятельность взрослого и ребенка в зоне ближайшего развития. Однако, в случае составления загадок с детьми, у которых диагноз общее недоразвитие речи осложнен задержкой развития нежелательно использование переносного значения слов:
«горячий колодец» - чайник,
«хлопотун Егорка» - веник.
Образовательная деятельность дошкольного учреждения строится с учетом социальных явлений, предметного окружения, сезонных изменений, с которыми необходимо знакомить дошкольников.

Осенью подбирают наглядность, литературу (сказки, рассказы, стихи, загадки), игры об осени по темам:
• «Краски осени»
• «Дары осени»
• Птицы и животные готовятся к зиме
Наблюдая с детьми, педагог беседует и подбирает материал о следующем времени года, о зиме:
• «Зимние забавы»
• «Встреча с Дедом Морозом»
• «Зимующие птицы»

Готовясь к весне, дети вместе с взрослыми высаживают семена в вазоны и учатся ухаживать за ними. Появление росточков вызывает положительные эмоции у детей. Совместная деятельность педагога с детьми обогащает их словарный запас и прививает любовь к природе. Если у ребенка недоразвитие речи, педагоги и родители замечают следующее: он все понимает, выполняет задание, но делает все молча или повторяет за взрослым? Как помочь выразить мысли и впечатления с помощью слов? Помочь малышу пользовать своими знаниями и доступными речевыми формами. Используются следующие виды деятельности. Для активизации речемыслительной деятельности и пополнения лексического запаса воспитанников с детьми отгадываются и составляются загадки о знакомых предметах.
 

Для того чтобы отгадывание и составление загадок (описательных рассказов) были интересны и доступны детям проводятся следующие упражнения и дидактические игры с использованием наглядности:
1. «Выбери все круглые (овальные) фрукты» - лимон, персик, яблоко, слива, апельсин.
2. «Найди и выбери плоды с одной (несколькими) косточкой»,
3. «Определи плоды с тонкой (толстой) кожицей»,
4. «Какие плоды кислые (сладкие)?»
Одновременно мы рисуем круги, выполняя задание:
• сколько кругов нарисовать, если на тарелке персик, яблоко, апельсин;
• посчитай косточки: сколько съели персиков, если осталось 5 косточек;
• раскрась круги так, чтобы было два апельсина, одно зеленое яблоко и еще какой-нибудь фрукт.
После выполнения задания приступаем к составлению загадки:
• Этот плод овальный.(Значит – это не яблоко, не персик, не апельсин).
• У этого плода одна косточка и тонкая кожица. (Значит – это не лимон).
• Плод этот, конечно, сладкий. Это слива.
Готова маленькая описательная загадка. Повторили признаки фруктов, такие как:
• форма – круглый, овальный;
• толщина – тонкий, толстый;
• количество косточек – много, мало;
• вкус – кислый, сладкий.


Это простая описательная загадка дает ребенку возможность выделять признаки знакомого фрукта и пользоваться приобретенными знаниями.
Составляя загадки можно пользоваться сравнениями. Детям предлагается подуматькакие еще предметы могут обладать схожими свойствами.
Круглыми бывают мяч, солнышко, арбуз. Косточки бывают утыквы, апельсина, арбуза. Кожица бывает у персика, у груши, у сливы. Сладкими бывают конфеты, варенье, мед.
Вот загадка, составленная детьми о яблоке.
Круглое как солнышко. Сладкое как персик. С тонкой кожицей как слива.
Проще использовать загадки из сборника, но как приятно, когда дети составляют их вместе с помощью взрослых.
Алгоритм составления загадок о фруктах и овощах включает в себя определение формы, вкуса, цвета, что внутри, чем покрыты снаружи.

Составлению загадки об овоще поможет предварительная работа.

Выбери овощи:

• овальные;
• которые растут на грядке(в земле);
• у которых внутри семена (нет внутри семян);
• зеленого (красные, оранжевого) цвета.

Одновременно можно проводить игру малой подвижности «В земле и на грядке».
Овощ растет в земле – присесть;
овощ растет на грядке – поднять руки вверх.
Из семян тыквы и подсолнечника можно сделать поделки. Изображение овоща можно сделать на картоне в виде пластилиновой картинки.

Готовимся к составлению загадки:

  • круглый овощ;
  • растет на грядке;
  • нет семян внутри;
  • светло- зеленого цвета.
  • (Капуста)

Алгоритм составления загадки об овощахвключает такие признаки:

• форма;
• цвет;
• где произрастает;
• что внутри.

Составляя загадку можно пользоваться сопоставлением. Перед этим сложным заданием проведем игру «Сравни» или «Похожи – не похожи».
С помощью наглядности сравним тыкву и капусту.Похожи: круглые, растут на грядке. Не похожи: по цвету и наличию семян внутри.
Сравним капусту и лук.Похожи: нет семян внутри, растут на грядке. Не похожи: по цвету и размеру.
Сравним капусту и горох. Похожи: светло-зеленого цвета, растут на грядке. Не похожи: по размеру и форме.

Составляем загадку.
Растет на грядке, но не помидор. Круглая, но не тыква. Нет семян внутри, но не лук. Свело – зеленого цвета, но не горох.
(Капуста)
Детские любимые загадки из сборника:
«Кто любит щи, меня в них ищи»,
«Сто одежек и все без застежек», они менее информативны. Совместная деятельность взрослого и ребенка по составлению загадокдает возможностьрасширить словарный запасдетей, развивает их память и мышление.

В холодное время года делаем кормушки для зимующих птиц и наблюдаем за их повадками.
С вороной и воробьем познакомить не составляет труда – этих птиц можно наблюдать и летом, и зимой. Зимовать в город из леса прилетает синица, а с севера в среднюю полосу прилетает снегирь. Перед составлением описательного рассказа и загадки проводим дидактические игры: «Накорми птиц», «Узнай по голосу», «Сравни птиц»
Сравни ворону и воробья. Похожи: зимующие, полезные птицы (ворона уничтожает отходы, а воробей – насекомых). Не похожи: ворона – крупная птица, серая с черным хвостом и черными крыльями;
воробей – маленькая птичка, коричневый с серой грудкой.
Сравни синицу и снегиря. Похожи: зимующие, маленькие, есть черная шапочка на голове. Не похожи: синица любит несоленое сало, у нее желтая грудка и черный галстук; снегирь выклевывает семечки из ягод рыбины, у него красная грудка.
А теперь, составим загадку.

Птичка:
• маленькая;
• в черной шапочке;
• прилетает к нам зимовать;
• любит несоленое сало (Синица)

Знакомя дошкольников с животным миром средней полосы, всегда отмечаем, что дикие животные сами готовятся к зимовке. Медведь, белка, еж, барсук, лиса – у каждого из этих животных есть свои особенности.Уточняем знания детей с помощью дидактических игр: «Кто где зимует?», «Кто как передвигается?», «Узнай по описанию»

При составлении загадок, дети и еще раз повторим существенные признаки:

• Лазает по деревьям.
• В сильный мороз будет спать в тепле.
• Хвост служит рулем и парашютом.
(Белка)
• Короткий хвост как у зайца.
• Всю зиму спит как медведь.
• Ест мышей и лягушек как еж.
• Живет в норе как лиса.

(Барсук)
Разнообразие упражнений и дидактических игр помогает обогащать словарь, активизировать речь, расширять познания об окружающем мире в доступной для дошкольников деятельности. Дети не просто накапливают сведения, они пользуются своими знаниями, что очень важно для речемыслительной деятельности. Дошкольники не владеют достаточным опытом восприятия, с помощью загадок педагоги и родители обращают их внимание на существенные, выразительные признаки предметов и явлений. Отгадывая загадки, дети тренируют мыслительные операции, память, внимание, что дает толчок развитию познавательных процессов.

Пригожинкова Ольга Валерьевна28.04.2012 50860 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar
Рассылка портала

Рассылка для учителей