РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Моя педогогическая концепция

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №8» г.Тихвин, Ленинградская область.
 
Педагогическая концепция.

 

Здвижкова Л.Л., учитель географии.


Однажды на уроке в 8б классе вдруг возник вопрос: «А зачем мы рождаемся? Живем зачем?». Все задумались. Ответы были разные. Кто-то говорил о своем высоком предназначении. Другие утверждали, что главное работать и зарабатывать деньги. В целом, просматривалось позитивное и даже веселое (дети – что с них взять!) отношение к жизни, а одна девочка – умная, ответственная, из благополучной семьи – назвала себя «ошибкой природы». Класс замер! Мне стало обидно, досадно и страшно за этого ребенка. А потом все наперебой начали доказывать ей, что она очень хороший человек. И все вместе мы нашли ответ на наш глобальный вопрос –МЫ живем, чтобы радоваться.
У нас получилось три «Р».

Радость жизни, радость познания и осознания себя в мире радость общения с родными, друзьями, учителями радость реализации своих способностей и возможностей здесь, и сейчас, и в будущем.

Одна из легенд гласит: «Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей, а счастье уходит из их жизни и решил помочь им. Созвал он великих Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой – послать манну небесную, третий – воду от Бога. И только четвертый Высокий Дух изрек: «Вложи в каждого человека жажду познания и дай им УЧИТЕЛЯ!»

Отношения с людьми – главное в любой деятельности, а тем более педагогической. Учитель обязан приложить немало усилий, чтобы жизнь ребенка в школе была интересной, радостной и трудной: «Умение всегда было и остается трудом, но трудом, полном мысли», - писал К.Д.Ушинский. Но все же вместе с рациональными знаниями и умением мыслить, пониманием процессов и явлений важно развить эмоционально – нравственную сферу растущего человека. Необходимо прямое человеческое общение, когда нужно сформировать общечеловеческие ценности. Становится ясно, что никакие компьютерные технологии не заменят учителя как наставника. Живое общение. Вот что должно стоять на первом месте. И тут для меня, как для учителя географии, наиболее острым был и наиболее актуальным остается вопрос воспитания ученика посредством соблюдения своего рода баланса между традиционными и компьютерными технологиями. Думаю, что учитель от традиционных уроков пока не откажется. Как не откажется от живого общения с учениками. Так, несмотря на значительное количество работ с новыми пед.технологиями, проблема образования далека от разрешения. И действительно, предварительные результаты прошлогоднего тестирования уровня знаний школьников из 57 стран мира – так называемый рейтинг PISA (programme for international student assessment) – Россия заняла 33-38 место. Хотя результаты международных сравнительных исследований учебных достижений школьников свидетельствуют, что уровень предметных знаний и умений российских школьников не ниже или превышает уровень учащихся многих стран. Но уровень умения применить свои знания у наших детей значительно ниже. То есть знания зачастую даются почти на европейском уровне, а применять их на практике у детей не всегда получается. В этом я вижу проблему. Поэтому выбрала следующие пути развития.

Цель педагогической деятельности: всесторонне способствовать благоприятной социализации личности ребенка.

Мотив: забота о счастье ребенка, входящего в этот сложный противоречивый мир, желание содействовать радостному проживанию детства, беспроблемному переходу подростка в юношество.

Задачи:

1. Сформулировать у школьников базовый уровень экономической, экологической, географической грамотности, необходимый для ориентации и социальной адаптации к происходящим изменениям в жизни, а также для профессионального самоопределения выпускников.
2. Заложить основы культуры рационального мышления: выработать адекватные представления о сути физических, экономических и общественных явлений и их взаимосвязи, научить выносить аргументированное суждение.
3. Выработать практические навыки принятия ответственных решений, как в личной, так и в общественной жизни.
Основополагающим принципом моей работы является позиция, что роль учителя – быть не над учеником, а рядом с учеником. Однако мой опыт работы подтверждает, что есть еще ситуации, когда я, учитель, нахожусь в позиции обучения и над учеником, и под учеником... Как и Ян Амос Каменский считаю, что обучение, как и природа, должны находиться в постоянном движении вперед, продолжать, совершенствовать прежде начатое.

В настоящее время у меня более 440 учащихся. Все они родные. Все, что их объединяет, - это город и возраст. Хочется видеть их благополучными людьми в благополучной стране. Для меня никогда не вставал вопрос: Что важнее – обучение или воспитание?.. Исхожу из того, что воспитанный ребенок никогда не допустит того, чтобы остаться необразованным, вот почему, думаю, можно назвать мою концепцию Воспитательно – ориентированной. Поэтому эпиграфом своей работы я взяла слова американского философа Ральфа Эмирсона «Истинный показатель цивилизации не уровень богатств, не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитанного страной». Поэтому следующими принципами моей работы можно назвать:

1. Не навреди. Этот принцип соединяет в себе нравственные законы и правила.
2. Спокойно реагируй на все. Ведь нарушение правил общения вызывает цепную реакцию неблагополучия. А эта реакция отнюдь не способствует формированию положительных нравственных качеств.
3. В здоровом теле – здоровый дух. Сформировать здоровый образ жизни и показать ребёнку, его значимость для будущей жизни, для развития нравственных качеств. Душевных сил для профессионального становления.
4. Не отходи от поставленной задачи. Любое начатое дело доводи до логического завершения.

Лучшим учителем для человека является время. Учитель всегда следит за временем: урок идет 45 минут, перемена – 15. Но, к сожалению, ни на одних часах стрелки не указывают, как жить. Мы должны сами это решать: мы и наши ученики. Они – люди будущего, и они знают, что я очень хочу их понять, хочу удивляться и радоваться вместе с ними и помочь им создать Новый мир, где каждому человеку будет комфортно. На самом деле, понять мир самому ребенку очень сложно, и он нуждается в помощи взрослых. Но любой ли взрослый может ему в этом помочь? Я, думаю – нет. Я знаю сильные и слабые стороны своего стиля преподавания, стараюсь расширять свои педагогические возможности, размышляю, анализирую, учусь. Особенно радует то, что рядом со мной в школе работает много молодых учителей, выпускников нашей школы. Я сама - первая выпускница тогда ещё средней школы №8. А сейчас работаю учителем в лицее №8. Все течет, все изменяется. Неизменна лишь школа в своей сути. И пусть это будет школа трёх «Р».


Здвижкова Л. Л.13.05.2012 19251
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Вы большая умница!
avatar
Рассылка портала

Рассылка для учителей
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.