РАЗРАБОТКИ

Другие модули


"Работа над выразительным чтением на уроках литературного чтения в начальной школе"

"Работа над выразительным чтением на уроках литературного чтения в начальной школе"


В процессе своей работы я стараюсь формировать навыки осознанного чтения, умение самостоятельно работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность.

К ним относятся:

  1. упражнения, направленные на развитие четкости произношения;
  2. упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения;
  3. упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.

Урок обычно начинается с разминки, т. е. с работы над постановкой дыхания и развития четкости произношения. Дыхание для устной речи имеет огромное значение. Мы должны учить детей этому искусству, хотя бы на элементарной основе и на личном примере. Правильное дыхание – это здоровье.
Упражнения: а) вдох носом, выдох через рот; б) вдох, задержка дыхания, выдох; в) вдох, выдох по порциям.
Выразительное чтение зависит от умения читающего владеть своим голосом, его свойствами. Голос должен быть хорошо развит, гибок, послушен, звонок и достаточно громок. Голос, как и дыхание, следует развивать. Лучший голос – естественный, средней силы и высоты, которым хорошо руководит читающий. На уроках я использую следующие упражнения для развития голоса:

1. самолеты взлетают: у-у-у
машины едут: ж-ж-ж
лошади поскакали: цок-цок-цок
рядом ползет змея: ш-ш-ш
муха бьется в стекло: з-з-з-з
2. а) Сесть, расправить плечи, голову держать прямо. Сделав глубокий вдох, произнести плавно и протяжно согласные звуки: [к], [л], [м];
б) тоже, что и в упражнении 2 а), но с добавления гласных.

Эти упражнения помогают научить детей пользоваться «6 рычагами»: громко – тихо, выше – ниже, быстро – медленно.
На уроке работаем под дикцией, четким произнесением звуков, слов, фраз. Хорошая дикция одинаково важна как для читающего, так и для слушающего. Дикция облегчает дыхание, работу голосовых связок.

1)
Учитель Дети
- Кто хочет разговаривать? - Мы будем разговаривать!
- Тот должен выговаривать! - И будем выговаривать!
- Все правильно и внятно, - Так правильно и внятно,
- Чтоб было всем понятно! - Чтоб было всем понятно.
2) Вдох. Пауза. С энергичной артикуляцией произносим гласные звуки. Сначала беззвучно, затем, убыстряя темп, шепотом, тихо, громче и громко.
3) Произносим согласные вместе с гласными:
би-бе-ба-бо-бу-бы
ри-ре-ра-ро-ру-ры
4) Произносим тройное сочетание – согласный, гласный, согласный. Вдох. Пауза.
Затем следуют скороговорки, чистоговорки. Скороговорок ребята знают очень много, они находят их в книгах, детских журналах, сами разучивают со своими товарищами. На первом этапе работа со скороговорками идет медленно, с преувеличенно четкой речью. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов речевой аппарат приучается выполнять скороговорки в быстром темпе чтения. На первом этапе обязательно беру короткие, а затем более сложные скороговорки:
«Наш Полкан – попал в капкан».
«Три сороки на пороге, три вороны на воротах».
«Белый снег, белый мел, белый сахар тоже бел, а вот белка не бела – белой даже не была».

Работая со скороговоркой, вырабатываю чистоту звука, а затем и интонацию с помощью задания, например: «Прочитайте скороговорку с целью увидеть, порадовать, воодушевить, сообщить».
Хорошо способствует выработке чистоты звука, нужной дикции – небольшой стишок, который включаю в физкультпаузы. На такие упражнения отвожу 5-10 минут.

1) «К нам пришла зима сама!
Принесла во двор зима
Снег пушистый, лед, снежинки,
Санки, лыжи и коньки!»
2) «Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише-тише,
Деревцо все выше-выше!»
(Дети произносят стихи эмоционально, произвольно жестикулируя.)

В работе над выразительностью речи уделяю внимание средствам речевой выразительности (интонации, логическим ударениям, различным паузам, темпу, силе и высоте голоса). Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.
Главное средство речевой выразительности – интонация. При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям. Интонация не выражает сути фразы, она является результатом глубокого проникновения читающего в текст.
Детей учу нужной интонации:

1) Прочитай текст, передавая радость (возмущение, гордость, печаль) в зависимости от текста художественного произведения.
2) Прочитай отрывок, передавая вопросительную интонацию (интонацию радости, страха, гордости, огорчения).
3) Прочитай и дай оценку читающему (повествовательная, вопросительная, восклицательная интонации).

На уроке чтения использую упражнения по овладению средствами выразительности. Ввожу новые пометы:

| - короткая пауза
|| - длинная пауза
′ - знак ударения над гласной (ударной)
– - логическое ударение
- чтение в слиянии
- повышение интонации
- понижение интонации
- убыстрение темпа
- растягивание слова, замедление темпа и произношения
- произносим слова, стоящие рядом на одном дыхании
- перелом интонации

Читая отрывок, дети расставляют знаки, а затем читают по ним. В классе возникает много вариантов, проверяя, я не навязываю свое мнение, каждый ученик воспринимает произведение по-своему. Исправляя в том случае, когда смысл в тексте искажается.
Важное место занимает – развитие чувства ритма. Я часто использую в классе музыку П.И. Чайковского. Музыка способствует эмоциональному восприятию текста, раскрытию детской души. Развитию слуха и ритма у детей способствует также самые разные упражнения под музыку, которые выполняются детьми до уроков, во время физкультпауз.
Использую живое слово актера (грамзаписи). Очень важным моментом остается – чтение текста самим учителем. Ежеурочно я продумываю, как прочитать каждое слово в произведении. Чтение учителя – это образец выразительного чтения. И для меня большой наградой является, когда слышу детский восторг, а иногда вижу прослезившиеся глаза моих учеников, а затем опять счастливые улыбки. Дети чувствуют то, что чувствую я. Они стараются подражать.
Обучение выразительному чтению провожу на более яркой части произведения, после многократного разнообразного чтения. Здесь помогают грамзаписи, магнитофон.

Первой ступенью подготовки выразительного чтения является понимание фактического содержания текста и правильная техника чтения (соблюдение знаков препинания, пауз).
Вторая ступень – осмысление образной и эмоциональной сторон произведения, понимание смысла поступков и их мотивов, чувств, переживаний героев, определение своего отношения к ним.
Третья ступень – словесное рисование картины.
Четвертая ступень – определение тех чувств, которые дети должны передать при чтении слушателям.

На уроке использую такую памятку (выбери отрывок по своему желанию):

1) Правильно ставь ударение.
2) Соблюдай паузу.
3) Выбери силу голоса (громко, тихо).
4) Определи темп (быстро, медленно).
5) Читай эмоционально.
6) Покажи интонацией свое отношение к произведению.

У детей формируется самостоятельная деятельность:

- самоанализ;
- самопланирование, самоорганизация;
- самоконтроль и оценка, саморегулирование.

Вся эта работа даст желаемый результат, если дети будут тянуться к книге, полюбят чтение.
Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение. Чтение по ролям мы проводим с инсценировкой. К такому чтению дети готовятся заранее. Ребята сами изготавливают костюмы для инсценировки. Каждый ребенок в классе получал какую- то роль, даже слабочитающий ребенок старался оправдать доверие учителя. Слабочитающему ученику больше помогает такой вид работы, как «чтение за диктором». Диктор может быть и учитель, и хорошо читающий ученик.
Большую пользу приносит и хоровое чтение. Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно. Тон иногда задает учитель.
Начиная с первого класса, мы ведем тетради по чтению. В этих тетрадях ребята выполняют творческие задания по изученным произведениям, выписывают понравившиеся выдержки из произведений, делают рисунки к ним.
Иногда дети получают такое задание:

1) Выписать отрывок из стихотворения.
2) Расставить в тексте знаки (паузы, интонацию и др.).
3) Подготовиться к выразительному чтению.

Особое место в обучении формирования навыков выразительного чтения – занимает работа над лирическими стихотворениями.
Подготовка к выразительному чтению стихотворения – это, прежде всего, процесс поиска верной интонации чтения текста, т.е. поиска нужного тембра, темпа, силы, мелодии речи.
Работаю по следующим этапам:

1) Подготовка к восприятию (провожу беседу, которая настраивает детей на восприятие стихотворения).
2) Первое чтение – выразительное чтение стихотворения учителем.
3) Проверка впечатлений, как осознали текст, как отнеслись к нему:
- какие картины вы представляли себе, когда слушали стихотворение?
- как вы думаете, с каким чувством поэт рисует картины? и т.д.
4) После проверки впечатлений дети работают самостоятельно:
- не спеша прочитать стихотворение,
- отметить карандашом слова и выражения, значение которых непонятно.
5) Анализ лирического стихотворения.

Цели: - способствовать пониманию учащимися текста,
- углубить, расширить образные представления, возникшие в воображении учеников при первом знакомстве с текстом.
Использую для этого такие приемы:

а) выборочное чтение;
б) выборочное чтение с беседой-рассуждением;
в) стилистический эксперимент (замена авторских слов другими словами, близкими по значению);
г) прием иллюстрирования текста (рассматривание готовых иллюстраций, словесное и музыкальное иллюстрирование);
д) специальная работа над основными компонентами интонации (расстановка пауз, постановка логического ударения).
6) Следующий этап процесса изучения стихотворения – своеобразный итог, завершение работы. Чтение каждого ученика сопровождается оценкой, анализом, в котором участвует весь класс, используется памятка.

Работая с детьми над выразительным чтением, свою деятельность базирую на знаниях, умениях и навыках, приобретаемых учащимися при изучении родного языка и литературного чтения. Изучение этих предметов - основа для формирования качеств речи, необходимых детям: правильности, точности и выразительности.
Правильно выражать свои мысли и чувства – значит строго придерживаться норм литературной речи. Говорить точно – уметь из множества близких по смыслу слов выбрать такие, которые наиболее ярко характеризуют предмет или явление и в данной ситуации речи наиболее уместны и стилистически оправданы.

Работа по формированию навыков выразительного чтения помогает мне решать сложные задачи воспитания, развития и обучения учащихся на уроках чтения. Вовлечение детей в активный творческий поиск верной интонации чтения текста, создание такой атмосфера в классе, когда можно выразить, попробовать прочитать по-своему, когда самое большое желание – это желание прочитать лучше, ярче, выразительнее, будет способствовать преодолению скуки, инертности, пассивности детей, которые, к сожалению, еще имеют место на таких уроках.

Молчанова Татьяна Владимировна13.05.2012 158890 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar