РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование и развитие мотивации чтения.

Формирование и развитие мотивации чтения.

Демидко Татьяна Николаевна,
учитель МКОУ Черчетской СОШ,
I кв.категории

1.1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Выпускники начальной школы научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотных читателей, способных к творческой деятельности.

Выпускники начальной школы осознают значимость чтения для своего дальнейшего развития и для успешного обучения по другим предметам.

У них будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.

В результате освоения образовательной программы младшие школьники по-любят чтение художественных произведений, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор, они будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное.

1.2. Поэтапная реализация задач в урочной деятельности.

Подготовительный этап

Первый шаг на пути приобщения детей к чтению направлен на овладение техникой чтения и, прежде всего, на запоминание учениками букв, своеобразия их сочетаний, на формирование умений быстро различать определенную букву среди других, соотносить ее со звуком, узнавать, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, образующих слово.

Начальный этап

Это этап накопления уровня минимального литературного развития и пробы детьми сил в самостоятельном чтении разных книг под руководством и наблюдением учителя.
К этому времени дети уже стали грамотными и приступили к освоению собственного чтения, т. е. овладевали умением сознательно воспринимать и воспроизводить не слова и предложения, а тексты небольших литературных произведений.
У детей закрепляются навыки техники и выразительности чтения.

Основной этап

Это этап непосредственного формирования навыков, характеризующих на-стоящего читателя, умеющего самостоятельно и квалифицированно читать доступные книги и другой печатный материал для расширения и пополнения своих знаний.

Заключительный этап

Это этап формирования у детей читательских предпочтений и интересов на базе полученных за годы обучения знаний о книгах и умений с ними самостоятельно действовать. Наличие читательских интересов – это не просто активная познавательная направленность детей на книгу-объект, который вызывает у юных читателей положительные эмоции, а желание действовать с книгой: рассматривать ее, листать, читать.


II. Основная часть.

2.1. Значение и актуальность.

Формирование интереса к чтению, потребности в нём – едва ли не главная задача учителя начальных классов, которую профессионально решает только он. Мотивированное чтение – обязательная основа изучения литературы. Читателем человек становится или не становится в первое десятилетие жизни.

2.2. Определение мотивации.

Мотив – (от латинского) – приводить в движение, толкать.
Это внутреннее побуждение личности к определенному поведению для удовлетворения потребности.
Что же такое мотивация?
Мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
Что она объясняет?
Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели.
Факторов, способствующих или сдерживающих развитие мотивации, много: пример взрослых, книжное окружение ребёнка, применение методов работы с книгой, повышенный интерес к современным аудиовизуальным средствам массовой информации и др.
Что зависит от учителя?

2.3. Задачи учителя.

  • Ввести учащихся в мир прекрасного, приобщая их к образцам отечественной и мировой художественной культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей.
  • Воспитать потребность в чтении, интерес к литературе.
  • Научить понимать художественное слово и на этой основе формировать понимание жизни, активное отношение к действительности, идейно-нравственные позиции, эстетические вкусы, взгляды, потребности, высокую общую и читательскую культуру.


2.4. Формирование и развитие мотивации чтения.

Личностно – ориентированное обучение нацелено на переход от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции процесса.
Внутренний тип мотивации присутствует, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе (нравится процедура чтения). Если же в основе мотивации читательской деятельности лежит удовлетворение иных потребностей, внешних по отношению к содержанию самой деятельности (престиж, похвала, стремление избежать критики и т.п.), то в данном случае говорят о внешнем типе мотивации. При этом внешние мотивы делятся на внешне положительные (желание хорошо учиться, получать высокие оценки) и внешне отрицательные (чтобы не ругали, отстали с просьбами).

Безмотивное чтение – это чтение по заданию, по требованию, принуждению извне. Учитель поставил цель: выполнить домашнее задание, родители контролируют процесс, и ученики под давлением читают.

Однако без внутреннего побуждения «поумнеть и похорошеть» ребёнок не научится читать для себя, для саморазвития. Это может получиться случайно, когда в руки попадёт захватывающая книга, когда друг «заразит» каким-то изданием…

Но полагаться на случай в серьёзном деле нельзя. Надо научить детей ставить цели чтения и одновременно развивать мотивы чтения, т.е. побудительные причины, внутренние, осознанные поводы обращения к книге, к действиям читателя, а затем и к читательской деятельности.

Решающая роль в развитии или крушении мотивов чтения принадлежит первому и второму годам обучения в школе.
Среди ошибок, допускаемых педагогами при становлении читателя в 1 классе, встречается такая – провоцирование нежелания читать. Педагоги в первый год обучения не должны допускать просчётов в организации общения ребёнка с книгой.

Вот наиболее распространённые ошибки:

  • ранний контроль: «прочитайте то-то и столько-то к такому-то числу»;
  • перекладывание на плечи детей и родителей процедуры выбора книг для самостоятельной работы, в то время как книги для первоклассника должны отвечать критериям «типовой детской книги», которые знает учитель, а не дети;
  • отсроченное начало уроков внеклассного чтения, в то время как детская книга должна лежать рядом с азбукой с первых недель обучения;
  • требование читать самостоятельно, в то время как ребёнок в 1классе обязан читать азбуку или букварь, а произведения литературы необходимо выразительно читать учителю, постепенно передавая детям функцию первичного чтения.

Непременное условие продуктивной деятельности человека – освоение техники быстрого чтения, овладение оптимальным чтением.
Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.

На самом первом этапе обучения использую упражнения, развивающие артикуляционный аппарат:

  • чёткое произношение скороговорок, чистоговорок (вначале проговаривание беззвучное, затем шёпотом, потом только вслух, сначала в медленном темпе, потом в быстром темпе);
  • заучивание стихов, детских потешек, считалок, прозы;
  • чтение перевёртышей;
  • обязательное использование занимательного материала при знакомстве с новым звуком и буквой; (Приложение№1)
  • работа над загадками (загадки приучают детей правильно вглядываться в каждое слово и вдумываться в смысл). (Приложение№2)

Познавательные, воспитательные, эстетические, прикладные функции литературы начинают осознаваться читателями при условии, если учитель на уроке ставит разнообразные цели чтения, если дети еженедельно получают возможность рассматривать новые книги. В этом мне неоценимую помощь оказывает библиотекарь сельской библиотеки Бородейко Н.И., которая проводит для детей викторины, тематические выставки книг, консультирует детей и родителей. И я очень рада, когда вижу, как после уроков дети дружной стайкой бегут в библиотеку. (Приложение№3)

В начале года активными посетителями библиотеки были 3 первоклассника из 9, а в конце полугодия – 8.

Особое значение мы придаём также сотрудничеству с семьёй. Семья, несомненно, наиболее активная среда формирования и социализации личности ребёнка. Библиотекари и учителя начальной школы стремятся оказывать помощь роди-телям в развитии педагогической культуры, в решении практических проблем, связанных с воспитанием интереса и любви к чтению, начиная с 1 класса. Научить первоклассников читать, конечно же, трудно. Но ещё труднее научить их полюбить чтение.

Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда учитель в классе, а родители дома пытаются за-ставить ребёнка читать, читать и читать, чтобы росла техника чтения, тут у мно-гих пропадает охота сидеть за книгой. Я придумываю разные виды работ, чтобы дети на уроке читали с интересом.

Сказочные герои ( Чебурашка, Карлсон, Красная Шапочка и многие другие) приносят в своих карманчиках, корзиночках письма детям. Сначала это слоги, по-том слова, предложения. А потом наши сказочные герои «рассказывают» нам коротенькие сказки. Выйти к доске и прочитать из корзинки желают многие. Если есть серии сюжетных картинок к каким-то текстам, использую их при пересказе.

Кроме индивидуального чтения на уроке всегда присутствует хоровое чтение текста, напечатанного на карточках. Беру для этого сказки К.Чуковского, стихи А.Барто и других известных и любимых детьми писателей и поэтов. И не стоит бояться, что в текстах встретятся ещё не изученные буквы. Найдутся дети, которые их знают, прочтут, а другие повторят за ними.

Разнообразные виды чтения на уроке не дают детям скучать, вызывают желание узнать, что за сказку «принесла» Красная Шапочка или кто-то другой.

Очень нравится детям чтение, которому мы дали название «Кто играет в прятки?» На доске, а чаще на плакате я пишу 4-5 рядов букв. Но среди случайно-го набора букв вдруг появляются слова. Дети находят и узнают, кто же играет с ними в прятки: звери, птицы, насекомые, растения и др. (Приложение №4) От-дельно хочется сказать о словарной работе на уроке. Чтобы дети читали осознан-но, могли пересказать прочитанное, все слова в тексте должны быть им понятны. Не могу не отметить, что учебники В.Г.Горецкого «Азбука», «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой, «Русский язык» В.П.Канакиной дают много материала для расширения словарного запаса обучающихся.
Это и «Странички для любознательных» о происхождении слов, и толко-вый словарь, и орфоэпический словарь.
Работа учителя в любом направлении должна быть систематической и регулярной. Только тогда она может дать какой-то результат.

2.5. Мотивы учения младших школьников.

Мотивы учения младших школьников можно условно разделить на:
Непосредственно-побуждающие (Яркость, новизна, занимательность, желание получить хорошую отметку, заслужить похвалу учителя или родителей, страх перед наказанием).
Учебно - познавательные (Интерес к знаниям, любознательность).
Перспективно-побуждающие (Ответственность, стремление хорошо учиться).

Современный образовательный процесс предполагает учебное сотрудничество. Ученик на уроке работает в своём темпе, учится ставить перед собой цель, самостоятельно осваивать знания, отрабатывать умение слушать, принимать другое мнение, отличное от своего, отстаивать свою точку зрения, проводить оценку своей деятельности.
Часто для проведения уроков использую коллективную и групповую формы работы, которые повышают познавательный интерес обучающихся к изучаемому предмету. После таких уроков они делятся впечатлениями: «Мне нравится советоваться друг с другом…Я люблю быть ответственной в группе, люблю подводить итоги… Мне понравились задания в конвертах, ведь не знаешь, что там лежит».

Группы формирую таким образом, чтобы в каждой были обучающиеся разного уровня развития. Такая работа помогает школьникам, обладающим организаторскими способностями, помогать тем, кто таких способностей не имеет. У остальных детей, в свою очередь, есть возможность дотянуться до более высокого уровня. Сотрудничая, обучающиеся не только получают новые знания, но и становятся более дружными и внимательными друг к другу.
Групповой и коллективной работе предшествует постепенное овладение умением работать в паре. Школьники сочиняли сказки, читали в лицах, проводи-ли взаимопроверку.

Ребёнок с удовольствием делает то, что ему интересно, а интересны ему игры и первенства в этих играх. Азарт состязания зовёт детей к подвижным спортивным играм, этот же азарт уводит их в виртуальный мир компьютерных игр. «Нажми кнопку и получишь результат!» - призывает детей современная поп-культура.
Разорвать замкнутый круг помогают игровые тесты-викторины, где есть и здоровый азарт, и нагрузка для ума. (Приложение№5) Неслучайно повсеместно стали популярными шоу «Кто хочет стать миллионером?», «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», дающие возможность узнать новое, проверить свои знания и креативные (творческие) способности, выделиться, а порою и заработать за счёт своего интеллекта и знаний. Поэтому необходимо стимулировать победителей тестов-викторин положительными оценками, медалями или дипломами и памятными подарками. Все дети по-своему уникальны и даже гениальны! И они хотят почувствовать это! Учение должно увлекать ребят, вызывать у них внутренний эмоциональный подъём, быть желанной формой их жизнедеятельности.

2.6. Метод проектов.

Помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной литературы помогает метод проектов.

Проекты в начальных классах – это трудно, это проблематично, так как дети ещё слишком малы, у них мало опыта (читательского, учебного, поискового). И всё-таки организовать проектную деятельность можно.

И такую возможность предоставляет курс литературного чтения в УМК «Школа России».

Задачи проектов:

1) научиться самостоятельной работе с различными видами информационных источников;
2) развивать умение анализировать, отбирать, сравнивать и классифицировать полученную информацию;
3) овладеть навыками творческого применения добытых знаний и их практического использования в жизни.


В первом классе по литературному чтению мною запланированы следующие проекты:

«Живая азбука»
«Создаём город букв»
«Музей букв»
«Составляем азбуку загадок»
«Наш класс – дружная семья»

В проектах представлены пословицы, афоризмы, рисунки, кроссворды и оригинальные творческие находки детей и родителей.

Продукты проекта: проектная папка, урок-утренник «Прощание с азбукой».

Работа каждой группы оценивалась самими обучающимися по следующим критериям:

  • качество выполнения работы по теме;
  • самостоятельность работы над проектом;
  • артистизм и выразительность выступления;
  • умение отвечать на вопросы;
  • убедительность презентации.

Были определены: самая творческая, самая дружная и самая трудолюбивая группа.

Какими же качествами должен обладать учитель, чтобы его отношения с учащимися содействовали появлению и проявлению интереса к предмету?

• Эрудиция учителя, умение последовательно усложнять познавательные задачи.
• Увлечённость предметом.
• Любовь к работе.
• Доброжелательное отношение к учащимся.
• Вера в ученика, в его познавательные силы (Педагогический оптимизм).
• Стремление к максимальной гибкости.
• Способность к сопереживанию, сочувствию, восприимчивость к потребностям учащихся.
• Умение придать личностную окраску преподаванию.
• Владение стилем доверительного (неформального) общения с учащимися.
• Эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.


III. Заключение.

Разнообразные творческие задания развивают познавательные способности каждого ребёнка, позволяют использовать индивидуальный опыт ученика, помогают личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства.
Выполнение подобных заданий создаёт творческую атмосферу, делает урок незабываемым, вызывает больший интерес к изучаемому предмету, способствует проявлению инициативности и творческой самостоятельности школьников.
Выполнение творческих заданий способствует активному развитию творческой личности. Важно помнить, что решающим условием развития творческой личности является ежедневная работа учителя с учеником с учётом его интересов, способностей и подготовленности.

IV. Использованная литература:

  • Дьяченко О.М. «Возможности умственного развития способностей школьников в процессе ознакомления со сказкой»
  • Первова Г.М. «Детская литература в начальных классах»
  • Конышева Н.М. «Проектная деятельность младших школьников»
  • Журнал «Начальная школа».

Спасибо за внимание.

Всего комментариев: 0
avatar
Рассылка портала

Рассылка для учителей
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.