РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Деятельностно-компетентностный подход в развитии творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Деятельностно-компетентностный подход в развитии творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы


Что такое творчество? Прежде всего, это воплощение индивидуальности, форма самореализации личности; возможность выразить своё неповторимое отношение к миру. Но потребность в творчестве и самовыражении, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в процессе человеческой жизни далеко не полностью. Общепризнанно, что особые способности, или одарённость, зависят от врождённых задатков. Есть ли в таком случае педагогическая целесообразность в разработке технологии стимулирования детского творчества в учебно-воспитательном процессе? Не создадим ли мы группу, куда заведомо не попадёт более половины всех учеников, так как, по данным психологов, одарённостью наделены от 5 до 20% учащихся? А что представляют собой дети, наделённые способностями к творческому восприятию, осмыслению и интерпретации получаемой информации? Всегда ли это дети – отличники в учёбе с примерным поведением? Нет, как правило, эти дети неровно успевающие, выбивающиеся из общего темпа, странные в поведении, иногда тугодумы, не умеющие уяснить очевидного. С такими детьми порой бывает трудно, но наша задача – помочь любому ребёнку открыть в себе способности, о которых он ранее и не подозревал, и сделать всё возможное для того, чтобы эти способности нашли своё дальнейшее развитие.

Другой вопрос: как развить способность творить, самовыражаться? Ответом на этот вопрос может быть совсем иное отношение к языку и методике его преподавания. Это может быть нестандартное начало урока: «Ребята, посмотрите, какой сегодня необыкновенный день…» или «Представляете, выхожу я сегодня на улицу и…». Опора на чувство удивления, новизны, готовности принять нестандартную ситуацию является важным условием развития кретивности у детей.
К великому сожалению, современная культура техногенна. Познавательные и духовно-нравственные горизонты учащегося сейчас в большей мере определяются СМИ, журнальной литературой, поп-музыкой, компьютерными играми. Это привело к снижению общего уровня речевой культуры, которая, по мнению большинства лингвистов, характеризуется речевой разнузданностью, неряшливостью, тиражированием речевых ошибок и немотивированными заимствованиями, неумелым использованием окказиональных слов (единичных авторских новообразований), использованием жаргонной лексики. Поэтому на своих уроках я нахожу время для игр.

Детские игры – явление многообразное, их содержание усложняется и развивается в тех случаях, если они интересны для детей. А практика показывает, что эта работа действительно интересна детям. Игры учат обдумывать, как осуществить замысел, развивают активность, самостоятельность, интерес к общению, творческое воображение.
На одном из занятий дети получили задание составить анаграммы. С этой работой успешно справились. На другом занятии получили задание сложнее.
Попробуйте решить анаграммные примеры:
Кот + лес =
Задор + ель =
Мел + каска=
Образ + соло + сеть + нить =
Тон + меч + тир + ось + ель + сад + пот =
В качестве домашнего задания детям предлагается самим составить подобные примеры.
На одном из последующих уроков предлагаю вспомнить примеры текстов, где все слова начинаются на одну букву. Дети с удовольствием включаются в игру, приводят примеры. Как продолжение игры, прошу за короткое время придумать свой текст. Букву при этом получает весь класс одинаковую. Это может быть как гласный, так и согласный.
Семеро сверчков смотрели страшный спектакль. Скоро старшему стало смешно, седьмому стало скучно. Сверчки старательно скрывали своё стремление сбежать.
«Странно, стало совсем скучно», - сказал старший. Седьмой сверчок смело спал, скрипя стулом.
Одним из важнейших условий в организации творческих учебных занятий является создание атмосферы доброжелательности и доверия, которая пробуждает у учащихся потребность в творческом самовыражении. Для таких уроков необходимо ощущение уверенности в том, что твои нестандартные находки будут замечены, приняты и правильно оценены. Многие учащиеся, показывая свои работы, стесняются, отказываются сдавать. Но детям нужно внушать, что к любому труду надо относиться с уважением.
При развитии творческого мышления эффективной оказывается работа с ассоциациями. Научившись самостоятельно устанавливать ассоциативные связи между предметами и явлениями, мы используем произвольное ассоциирование, что составляет основу мыслительного и творческого процессов.
С.Л. Рубинштейн утверждает, что «само развитие творческого воображения обусловлено в какой-то мере техникой, и её отсутствие или несовершенство, её неадекватность творческим задачам художника…может сковать его воображение». Другими словами, существуют определённые технологии, приёмы, которые помогают активизировать и развивать творческое воображение. Среди них особый интерес представляют следующие:

Найти новую формулировку проблемы, задачи. Так, привычная тема по литературе в 10 классе «Как понимают счастье герои и автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо»? обретёт неожиданный поворот в своём раскрытии, если, исходя из темы, ставятся следующие вопросы: «Ощущают ли счастье герои поэмы?», «Одинаково ли понимают счастье герои поэмы?» и т.д.

Поставить к исследуемой проблеме вопрос: «А что, если…?». Учащимся можно предложить на рассмотрение любую проблему, например: «Представь, что ты Родион Раскольников. Хотел бы ты изменить свою судьбу? Что бы ты для этого сделал?» Принимаются любые ответы – от реальных, критических до самых фантастических.

Помнить о том, что юмор – показатель абстрактного мышления, поэтому не нужно бояться шуточных импровизаций. Возможно сочинение монолога от имени вещей, которые нас окружают, от имени домашних животных, от имени бытовых приборов и т.д.

Не бояться самых разных аналогий.

Детское творчество – многогранно, оригинально. Творчество – радость, увлечение и развивающийся талант. Творите сами и убедитесь в том, что вы – человек творческий, нестандартный, азартный…И как нет ребёнка без воображений, так нет и педагога без творческих порывов.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.