РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование игровых технологий на уроках русского языка.

Нарбулатова Э.Я.,
учитель русского языка и литературы
МОБУ средняя общеобразовательная школа №2
муниципального района Мелеузовский район РБ
 
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.
 
Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным
– вот задача первоначального обучения.
К.Д.Ушинский.

Важнейшими развивающими способами являются деятельность и общение. Учителю очень важно развить в ребенке его природную потребность к самостоятельной деятельности и общению. В школе ведущей деятельностью является учебная. Но школа только тогда будет интересна ребенку, когда учитель сохранит для него радости, которые обучающийся имел до школы. На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей.

В настоящее время у учителя есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые, по его мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса.

Достаточный опыт работы с детьми девиантного поведения, знание психологии таких обучающихся помогает определить главные задачи, стоящие передо мной, учителем русского языка и литературы: повышение учебной мотивации, развитие познавательного интереса к русскому языку, расширение кругозора и, наряду с этим, воспитание личностных качеств детей.

Работая в специальной общеобразовательной школе открытого типа с детьми, испытывающими затруднения в получении знаний, с детьми девиантного поведения, с детьми из неблагополучных семей, наблюдая за жизнью и поведением своих обучающихся, приходится чаще задумываться о том, что доставило бы им радость, которую они не видят в семьях. Одним из средств сохранения и получения радости во время серьезного и нелегкого учебного процесса является игра.

Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние.

Проблема занимательности берет свое начало с Я.А.Коменского. Он не вводил этого понятия, но писал, что образование должно возбуждать «интерес к знанию и охоту к учению».

Сегодня теоретики и практики оценили уникальные возможности игры в роли активного участника как учебного, так и воспитательного процесса.

Возникнув из необходимости реализации занимательности в обучении, игра на уроке привлекла внимание психологов, дидактов и методистов. К настоящему времени она получила серьезное психологическое обоснование и дидактическое подтверждение. Разработано большое количество учебных игр. Уделено им внимание и в методике преподавания русского языка.

Игры, применяемые на уроках русского языка, многогранны и разнообразны. Их классификация может быть различна. Можно выделить следующие основные группы.

• По форме использования на уроке и содержанию игры делятся на настольные, дидактические, подвижные, деловые, интеллектуальные.
1. Настольные игры: ребусы, кроссворды, чайнворды и т.д. Особенность настольной игры – наличие игрового правила, в котором внутренне заключена игровая задача.
2. Дидактические игры являются важным средством активизации познавательной деятельности школьников, развития их самостоятельности и мышления. Они имеют некоторые особенности. В них нельзя играть слишком медленно или слишком быстро. Это снижает интерес к игре. Разновидности этих игр: словесная дидактическая игра, сопровождаемая передачей мяча от учителя к обучающемуся, различные формы диктантов ( например, музыкальный), различные виды письма.
3. Подвижные игры : со стихотворением, сюжетные игры с личным участием детей и т.д.
4. Деловые игры развивают у детей фантазию, основанную на приобретенных знаниях, учат рассуждать, доказывать, сравнивать.
5. Интеллектуальные игры, классическими примерами которых являются шашки и шахматы, вызывают у ребят большой интерес. К ним относятся загадки, шарады, метаграммы, анаграммы, логорифы, рассказы-загадки.
• Игры и игровые задания- упражнения можно классифицировать по школьным разделам языкознания. Занимательный игровой материал учитель сможет применить в ходе изучения ведущих разделов школьного языкознания, таких как: «Фонетика», «Морфология», «Лексикология», «Синтаксис».
1. К разделам «Фонетика» и «Графика». Расшифруйте анаграммы. Если какое- либо слово от перестановки в нем букв образует другое слово, имеющее иной смысл, то эти слова называют анаграммами ( греч. «ана»- пере, «грамма»- буква): «липа»- «пила». Условие: Участники игры, разделившись на команды, могут загадывать друг другу анаграммы, назначая или штрафы проигравшим, или очки выигравшим. Командный, состязательный элемент игры усилит осваиваемую школьниками словесно - игровую ситуацию. Задание: Придумайте новые слова, состоящие из этих же букв в другом порядке: атлас (салат), акт (так), адрес (среда), рад (дар), армия (Мария, мир), автор (товар, отвар, вор), образ ( бор, роза, раб), слово ( волос, вол ), чувство ( ус, вот). Методические цели и задачи: - Развивать находчивость, смекалку, логику у учащихся; - развитие речи учащихся; - сплочение коллектива; развитие коллективизма у учащихся; - воспитания у учащихся чувства языка.
2. К разделам «Лексикология и фразеология» . Собери фразеологизм. Собери пословицу. Угадай слово по его описанию.
3. К разделу «Морфология». Эстафета восторга ( к теме «Глаголы и их роль в нашей речи» ) Задание: Используя данные глаголы , обозначающие чувства (любить, радоваться, восхищаться, восторгаться, наслаждаться, обожать), составьте словосочетания или предложения. Условие: Для выполнения этого игрового задания школьники делятся на две команды и рассаживаются по рядам друг за другом. Ведущий дает членам команд, сидящим первыми, карточки с записанными на них глаголами чувства. Выполнив задания, члены команд передают карточки сидящим сзади. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее (выразительнее) составит словосочетания и предложения. Методические цели и задачи: - дети знакомятся с глаголами, выражающими чувства; знакомятся с синонимами, синонимическим рядом; учатся различать оттенки синонимов; обогащение словарного запаса учащихся; развитие речи учащихся; развитие чувства коллективизма у учащихся; воспитание у учащихся чувства языка.
4. К разделу «Синтаксис». Угадай подлежащее! ( к теме «Главные члены предложения. Подлежащее». ) Задание: Ведущий предлагает загадки, в которых даны сказуемые, но нет подлежащего. Дети отгадывают каждую загадку и вставляют отгадку- слово- подлежащее- в текст загадки. 1.Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. ( Дерево ) 2.По земле ходит, неба не видит, ничего не болит, а все стонет. ( Свинья ) 3.Крыльями машет, а улететь не может. ( Ветряная мельница ) Условие: Дети должны соблюдать очередность, не выкрикивать, т.к. ответ не будет засчитан. Методические цели и задачи: знакомство учащихся с главными членами предложения; знакомство с подлежащим; развитие у учащихся смекалки, находчивости; - воспитание у учащихся чувства языка
• Игры можно классифицировать в зависимости от того, на каком этапе урока они могут использоваться.

Как бы не классифицировались игры, их значение в развитии обучающихся велико. Игру можно считать выполнившей свои функции на уроке в том случае, если она обеспечивает

  1. Не только освоение ребенком конкретных учебных умений, но и воспитание у школьников умения учиться;
  2. Осознание школьником своих занятий в классе не как игры в школу, а как учение

Применение игровых технологий помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несет в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации и, конечно, позволяет детям чувствовать себя детьми.

Систематическое включение занимательного материала в уроки позволяет не только обогатить учебно-воспитательный процесс, но и заставляет детей по-другому взглянуть на предмет. Это взгляд любознательной, ищущей, пытливой личности.

Список литературы

  1. Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте, дети!»: Пособие для учит. - 2-е изд., М.: «Просвещение», 1988
  2. П.М. Баев /Играем на уроках русского языка, М., 1989
  3. З. В. Дощицына. Готовность ребенка к школьному обучению и адаптация в школе / Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации. М.; 1994
  4. Игра как средство обучения младших школьников: Метод. пособие. Новокузнецк: изд. НПК, 1998
  5. Е. И. Коновалова / Нестандартные уроки. М.; Дрофа, 2002
  6. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальной школе: Попул.пособие для родит. и педагогов. - Ярославль «Академия развития», 1997
  7. Коменский А.Я. Великая дидактика. Прилож. к ж. «Начальная школа»,1975, с.108
  8. Макаренко А.С. Собр. соч. в 7 томах. - М., изд. АПНРСФСР, 1983, т.4
  9. Ушинский К.Д. Собр. соч. в 11 т. - М.-Л., 1948-1952, т.5
  10. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978
Нарбулатова Эльмира Ярулловна21.05.2012 91740 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar