РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Типология занятий при дистанционном образовании и использовании онлайн-сервисов.

Типология занятий при дистанционном образовании и использовании онлайн-сервисов.

Вопросу типологии уроков посвящено много педагогических исследований. Уроки классифицировали исходя из методов обучения, способов организации учебной деятельности обучаемых, из содержания и способов проведения уроков. Поэтому единой общепризнанной классификации уроков в современной педагогике нет, наблюдаются различные подходы к делению уроков.

Например, если исходить из цели организации занятий, все уроки можно делить на уроки:

  • изучения нового материла (1 тип);
  • совершенствования знаний, умений , навыков (2 тип);
  • комбинированные (3 тип);
  • контроля и коррекции знаний, умений, навыков (4тип)

Или пять типов уроков, исходя из дидактической цели обучения:

  1. Комбинированный урок.
  2. Урок усвоения и первичного закрепления новых знаний учащихся.
  3. Урок закрепления изучаемого материала.
  4. Урок повторения.
  5. Урок систематизации и обобщения нового материала.
  6. Урок проверки и оценки знаний.

Но всё это так, классика, современная работа учителя, преподавателя, предусматривает массу других видов занятий, так называемых внеклассных или послеурочных форм.

В настоящее время можно выделить 7 основных типов учебных занятий:

1. Классический традиционный урок
(комбинированный или моноцелевой урок)
2. Интегрированный "урок”
3. Школьные лекционно-семинарские или
лекционно-практические занятия
4. Проектные занятия
5. "Автономное учение” (Autonomes Lernen)
6. Творческие мастерские
7. Свободная работа нетрадиционные формы учебных занятий


Следует иметь в виду, что все эти типы широко используются и в основной, так называемой, урочной работе. Более того, при переходе на новые образовательные стандарты, происходит внедрение новых форм обучения, вплоть до смены парадигмы. Классно-урочная система, конечно, в некоторых случаях, непременно останется, но новые формы, несомненно, основательно потеснят её.

При дистанционном обучении приемлемы несколько основных форм:

1. Видеообучение. (Видеоуроки, Видеокурс. Видеолекция.). Видеообучение — одна из форм дистанционного обучения. Представляет собой набор систематически подобранных видеоуроков по какой-либо теме, снятых с озвучиванием на видеокамеру, либо записанных с экрана монитора с помощью специальных программ для захвата видео (напр. CamStudio). Для повышения наглядности нередко применяется компьютерная анимация, в т.ч. интерактивная. Распространяются по сети через тематические сайты, или через почту на переносных носителях информации (DVD, переносные жёсткие диски).
В отличие от дистанционного обучения, предполагающего регулярный контроль со стороны учебного заведения, выполнение упражнений, контрольных заданий и получение аттестата, видеообучение чаще применяется для самообразования.
Видеоуроки вписываются в определённые рамки, это изучения нового материла (1 тип); совершенствования знаний, умений, навыков (2 тип). Или урок закрепления изучаемого материала, урок повторения, урок систематизации и обобщения нового материала. Оценивать можно самому себя или отдельно, вне рамок видеообучения. Здесь реализуется, как правило, индивидуальная форма обучения. Хотя, возможно показать видеоурок или видеолекцию группе обучающихся.
1. Видеолекция это такой вид занятия, форма которого индивидуальная и групповая. Тип урока – Урок изучения нового материала и формирования и первичного закрепления новых знаний, урок повторения, урок систематизации и обобщения нового материала.
2. Видеолабораторная или видеопрактическая работа онлайн. Форма занятия индивидуальная и групповая. Тип урока комбинированный: Урок формирования и первичного закрепления новых знаний, урок обучения умениям и навыкам, урок повторения, урок систематизации и обобщения нового материала.
2. Облачные вычисления. Многие известные облака, например Google. Имеют много инструментов для совместной работы и общения. Учащиеся могут выполнять работу в Google Docs, а преподаватель там же отслеживать правильность выполнения. Общаться возможно через чат или видеочат. Управлять обучением возможно через календарь Google. Тип урока здесь комбинированный. Урок систематизации и обобщения нового материала. Работа больше индивидуальная, реже групповая.
3. Вебинар (конференц-связь). Вебинар — это слово-неологизм. Вебинар означает особый тип веб-конференций. В отдельных окошках можно видеть выступающего, если он использует камеру, а также общаться с ведущим и другими частниками в чате. При участие в вебинаре у слушателей есть возможность задать вопрос выступающему голосом, если позволяет наличие технических средств. Как правило, для участия в вебинаре не нужно устанавливать на компьютер специальное программное обеспечение, достаточно пройти интернет-браузером по предлагаемой ссылке. Все участники должны быть оснащены гарнитурой (наушник и микрофон) и web-камерой. Вебинары могут быть совместными и включать в себя сеансы голосований и опросов, что обеспечивает полное взаимодействие между аудиторией и ведущим. Вебинары (в зависимости от провайдера) могут обладать функцией анонимности или «невидимости» пользователей, благодаря чему участники одной и той же конференции могут не знать о присутствии друг друга. Здесь могут быть реализованы практически все типы уроков. Форма как фронтальная, групповая, так и индивидуальная.
В первые годы после появления Интернета термином «веб-конференция» часто называли ветку форума или доски объявлений. Позже термин получил значение общения именно в режиме реального времени. В настоящее время вебинар используется в рамках системы дистанционного обучения.
Вебинар представляет из себя сервис, расположенный на веб-сервере компании-поставщика. У каждого поставщика свои условия, однако большинство из них используют модель поминутного расчёта стоимости на пользователя или фиксированную месячную плату.
Некоторые поставщики также предлагают серверные решения, которые позволяют заказчику размещать сервис конференц-связи на своём сервере. Следовательно можно установить соответствующее программное обучение и на своём веб-сервере, обучающиеся будут заходить на сайт, регистрироваться, смотреть расписание занятий, участвовать в вебинаре, а также смотреть онлайн видеолекции, презентации и другие материалы.
Важной функцией программ для организации конференц-связи через Сеть является совместное использование приложений (application sharing). Это значит, что один участник веб-конференции может передать контроль над приложением (например, браузером, таблицей и т. п.) любому другому участнику.
Вебинар это такой вид занятия, форма которого фронтальная, индивидуальная и групповая. Тип урока комбинированный – урок изучения нового материала и формирования и первичного закрепления новых знаний, урок повторения, урок систематизации и обобщения нового материала, урок обучения умениям и навыкам, урок совершенствования знаний, умений и навыков, урок обобщения и систематизации и урок учета и оценки знаний, умений и навыков.
4. Работа в системе дистанционного образования Moodle.
По типу напоминает вебинар, но имеет ряд особенностей и возможностей, предоставляемых как обучаемым, так и обучающим, что превосходит возможности вебинаров. Позволяет вести полноценное занятие с одновременным , в режиме реального времени, обучением большого количества учащихся. Проводить лекции и практические занятия дистанционно, ресурс содержит необходимые программные средства. Причём обучаемые могут находиться хоть на разных концах планеты. Главное зарегистрироваться и в нужное время зайти на ресурс. Вместе с тем, у Moodle имеется существенный, на наш взгляд, недостаток. Дело в том, что система Moodle, построена на той же классно-урочной модели, только «пересаженной» в цифровую оболочку. Все зависит только от учителя. Да, это цифровая среда – но это не то направление, в котором нам бы хотелось, чтобы двигалось образование.
5. Индивидуальные и групповые занятия через Skype.
Skype (произносится «скайп») — бесплатное программное обеспечение с закрытым кодом, обеспечивающее шифрованную голосовую связь через Интернет между компьютерами (VoIP), а также платные услуги для звонков на мобильные истационарные телефоны.
Программа также позволяет совершать конференц-звонки (до 25 голосовых абонентов, включая инициатора), видеозвонки (в том числе видеоконференции до 10 абонентов), а также обеспечивает передачу текстовых сообщений (чат) и передачу файлов. Есть возможность вместо изображения с веб-камеры передавать изображение с экрана монитора.
Тоже, что и вебинар, при групповом занятии, при индивидуальном общении, при условии, что у обучающего и обучаемого стоит программа Skype, бесплатно. В этом случае хорошо использовать для индивидуальных консультаций. Форма также, как фронтальная, индивидуальная, так и групповая. Тип урока комбинированный – урок изучения нового материала и формирования и первичного закрепления новых знаний, урок повторения, урок систематизации и обобщения нового материала, урок обучения умениям и навыкам, урок совершенствования знаний, умений и навыков, урок обобщения и систематизации и урок учета и оценки знаний, умений и навыков.
6. Симуляторы, тренажёры, игры онлайн. В последние годы стали широко распространены онлайн сервисы, то есть сервисы располагаемые на интернет-сайтах, которые имитируют реальные процессы, например, вождение автомобиля, самолёта, проведение лабораторных работ по физике и химии, выполнение упражнений по математике и т. п, и, позволяют обучаемому, при индивидуальной форме обучения получить и освоить необходимые умения и навыки, получить и закрепить новые знания. Как правило, современные программные средства подобного типа содержат необходимый минимум теории и контрольные результаты. Игры онлайн - особый вид занятий, позволяющий получение знаний, выработку и закрепление умений и навыков более естественным, к природе человека, образом, через познание мира, самообучение. Симуляторы и тренажёры могут быть серьёзными обучающими программами, а могут быть частью игр.
Форма занятия-игры индивидуальная или групповая. Тип урока зависит от типа игры:
1. Экшн –в таких играх сюжет обычно ведется от первого лица, и обучаемый ставит себя на место героя игры. Развивает внимание, мышление и быстроту реакции, учит быстро принимать решения. Форма занятия индивидуальная и групповая. Тип урока комбинированный: урок формирования новых знаний, урок обучения умениям и навыкам, урок совершенствования знаний, умений и навыков, применение знаний на практике.
2. Симуляторы – этот вид игр является достаточно популярным благодаря своему разнообразию.
Особенно востребованы спортивные симуляторы, где можно поиграть в футбол, хоккей, теннис, сноуборд и многое другое. К преимуществам симуляторов относят их обучающую способность.
Форма занятия, урока проводимого на тренажёрах и симуляторах онлайн индивидуальная. Тип урока – комбинированный: урок обучения умениям и навыкам, урок совершенствования знаний, умений и навыков, урок обобщения и систематизации и урок учета и оценки знаний, умений и навыков, применение знаний на практике.
3. Стратегии – также весьма популярный вид компьютерных игр, который привлекает даже взрослых состоятельных дядей. Такие игры отлично развивают стратегическое мышление, поэтому будут полезны людям разных возрастов.
Форма занятия индивидуальная и групповая. Тип урока комбинированный: урок формирования новых знаний, урок обучения умениям и навыкам, урок совершенствования знаний, умений и навыков, применение знаний на практике.
4. Ролевые игры – чаще всего такие игры основаны на фэнтези сюжете. Игрок выбирает себе героя и развивает его, делая плохим или хорошим, выполняя разные задания и накапливая разные предметы. К слову, быть плохим в таких играх довольно трудно, что показывает подростку преимущества пути добра. Форма занятия индивидуальная и групповая. Тип урока комбинированный: урок формирования новых знаний, урок обучения умениям и навыкам, урок совершенствования знаний, умений и навыков, применение знаний на практике.
5. Квесты – их любят педантичные и скрупулезные особы, которые любят думать и замечать детали. Выполнение задач развивает логику, память, терпение, внимание и усидчивость. Форма занятия индивидуальная и групповая. Тип урока – комбинированный: урок обучения умениям и навыкам, урок совершенствования знаний, умений и навыков, урок обобщения и систематизации и урок учета и оценки знаний, умений и навыков, применение знаний на практике.
Общий тип урока комбинированный, требует применение знаний, умений и навыков на практике.
7. Экскурсия онлайн это такой вид занятия, форма которого индивидуальная. Тип урока – урок изучения нового материала и формирования и первичного закрепления новых знаний. Если в экскурсию онлайн включена видеолекция, то урок становится комбинированным.

Реальное, более или менее длительное, дистанционное обучение, как правило, имеет более сложную структуру с использованием различных форм и типологий, комплексное. Например, ведя лекцию с использованием вебинара или системы Moodle, можно обратить внимание слушателей на те, или иные онлайн ресурсы, которые необходимо использовать или самостоятельно запускать необходимые ресурсы во время занятия.
 

В.Э. ВИННИКОВ,
УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ, ЛИЦЕЙ № 9,
Г. КРАСНОЯРСК
Винников Вадим Эдуардович03.06.2012 28470 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar