РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Статья "Правильное питание"

«НОВАЯ ШКОЛА – ЗДОРОВАЯ ШКОЛА»
Общешкольная родительская конференция (полная версия)
 
Е.В. Андрух – заместитель директора по УВР.
Е.В. Понтякова – заместитель директора по УВР.
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа № 589
Колпинского района Санкт–Петербурга.


«Наши пищевые вещества должны быть лечебным средством,
а наши лечебные средства должны быть пищевыми веществами….»
Гиппократ

Проведение общешкольной родительской конференции с такой темой было продиктовано непростой ситуацией с питанием детей дома и в школе. Проблемой современных родителей является невозможность или нежелание ненавязчиво научить своих школьников следить за своим здоровьем и питанием, грамотно выбирая полноценный обед и горячее питание вместо выпечки, чипсов, шоколадок, пепси…Формирование навыков правильного питания среди учащихся – это одна из основных воспитательных задач школы и семьи. Имя Николая Ивановича Пирогова (1810-1881) составляет гордость и славу Отечественной педагогической науки. Именно он указывал, что главное в воспитательной работе - это намерения, жизненные цели и задачи по отношению к ребёнку, какие ставят себе воспитатели в семье и в школе, согласованность семьи, школы, общества и государства в этих целевых устремлениях. В унисон этому высказыванию звучит утверждённая Дмитрием Медведевым 21 января 2010 года инициатива «Наша новая школа», где Президент подчеркнул, что суть и смысл этого проекта – в создании школы, способной раскрыть личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учёбе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни. Новая школа – это центр взаимодействия родителей с местным сообществом, современная инфраструктура с функциональной школьной архитектурой, столовой с вкусной и здоровой едой. Вывод напрашивается следующий: решение всех задач, связанных со здоровьем ребёнка, в первую очередь ложится на плечи родителей и школы. И только совместными усилиями можно вернуть утраченное и не потерять настоящее – это парадигма, основой которой является здоровое и рациональное питание. Вести разъяснительную работу о здоровом питании среди школьников необходимо; однако эта пропаганда бессмысленна, если это здоровое питание школьнику негде получить. И только совместная работа семьи и школы по формированию правильного питания дома и в ОУ сохранит здоровье детей на протяжении всего маршрута обучения.

На конференции широко освещались вопросы профилактики желудочных, кишечных и инфекционных заболеваний, приводились итоги медицинских осмотров учащихся в школе за несколько лет. Динамика ЖКЗ нарастающая и чётко показывает рост числа заболеваний с 1 по 11 классы (от 3 до 9 %). В нашей столовой удобная новая мебель, жалюзи на окнах, картины и живые цветы делают привлекательным для школьников этот «аппетитный» уголок школы, а многообразию блюд, качеству их приготовления можно только позавидовать. Однако это не решает полностью задачу рационального питания школьника, необходим правильный подход к питанию детей дома со стороны родителей. На экран выведены слайды с продуктами питания, которые выбрали учащиеся на практической работе по химии. Тема урока «Химия питания – биология здоровья». Часть урока проходила в школьной столовой, где учащимся был представлен набор приготовленной продукции: каши двух видов, рыба, аппетитно приготовленное мясо, салаты из свежих овощей и многое другое. Всё это богатое разнообразие было разбавлено упаковками сухариков, чипсов, колы. Что же выбрали дети? Родители констатировали факт – дети в большинстве своём потянулись за последним. Видеосъёмка это подтвердила. В продолжение сказанного, в доказательство вреда некоторых продуктов для организма человека в лаборатории кабинета химии провели опыт, с помощью которого выяснили, за какое время происходит растворение оксидной плёнки некоторых металлов под воздействием колы и неорганических кислот. Результат оказался ошеломляющим не только для детей, но и для родителей. Итоги эксперимента выведены на слайд для всеобщего обозрения. Вопрос… Что с этим делать? Начинаем вместе решать поставленную перед нами задачу. Роль школы в этом вопросе – ликвидация безграмотности родителей по организации питания школьника. На конференции родители узнали, что питание школьника должно быть сбалансированным. Для здоровья детей важнейшее значение имеет правильное соотношение питательных веществ. В меню школьника обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микроэлементы.

Эти компоненты самостоятельно не синтезируются в организме, но необходимы для полноценного развития детского организма. Соотношение между белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4. Питание школьника должно быть оптимальным. При составлении меню обязательно учитываются потребности организма, связанных с его ростом и развитием, с изменением условий внешней среды, с повышенной физической или эмоциональной нагрузкой. При оптимальной системе питания соблюдается баланс между поступлением и расходованием основных пищевых веществ. Далеко не все родители знали, что калорийность рациона школьника должна быть следующей: 7-10 лет – 2400 ккал, 14-17лет – 2600-3000 ккал, а если ребенок занимается спортом, он должен получать на 300-500 ккал больше. Было проведено тестирование родителей на соответствие калорийности продуктов питания ребёнка дома, по сравнению с показателями калорийности Министерства здравоохранения.

Картина оказалась неутешительной. Большинство детей отказываются от морепродуктов(71%), значение которых очень велико. Но ещё более волнующими оказались итоги анкетирования детей по тем же самым вопросам! Результаты опроса детей показали, что выбор продуктов питания остаётся за ними. Всё, что приготовлено родителями и находится в холодильнике в надежде, что это будет съедено, исчезает, но не в желудок подростка, а неизвестно куда. Снова вопрос к взрослым… Нужно ли контролировать наших детей и как это делать?

Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы человеку для здоровья.
- Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, думать, не уставать. Это: мед, изюм, гречка, геркулес.
- Другие продукты помогают делать организм более сильным. К ним относятся: творог, рыба, мясо, яйца.
- А третьи – овощи и фрукты – содержат много витаминов и веществ, которые и помогают организму расти и развиваться. Это и ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы.

В ходе конференции родители узнали о значении составляющих продуктов питания, а именно, то, что самыми ценными для ребенка являются рыбный и молочный белок, который лучше всего усваивается детским организмом. На втором месте по качеству - мясной белок, на третьем – белок растительного происхождения. Ежедневно школьник должен получать 75-90 г белка, из них 40-55 г. животного происхождения. В рационе ребенка школьного возраста обязательно должны присутствовать следующие продукты: молоко или кисломолочные напитки, творог, сыр, рыба, мясо, яйца. Обязательно должны присутствовать в рационе школьника для правильного функционирования и развития детского организма продукты, богатые витамином А, В, С, а также продукты, содержащие необходимые для жизнедеятельности минеральные соли и микроэлементы: йод, железо, фтор, кобальт, селен, медь и другие. В этом контексте ребенок во время первого завтрака должен получить 20-25 процентов калорий от суточной нормы, в обед - 30-35 процентов, полдник - это 10-15 процентов, а остальные 20-25 процентов - это ужин.

Медицинский работник акцентировал внимание родителей на том, что кормить ребенка насильно нельзя. Детский организм способен самостоятельно определить оптимальные нормы. Однако еда "по часам" важна в любом возрасте, но ее значение особенно велико для детей и подростков, когда происходит активный рост и созревание организма. Нерегулярное питание создает дополнительные нагрузки и напряжение в этом процессе, и благоприятную почву для возникновения различного рода нарушений здоровья, причем не только физического, но и психического. Исследования ученых показали, что у детей, имеющих "вольный график" приема пищи, отмечается более высокий уровень тревожности, утомляемости, у них чаще возникают конфликты со сверстниками и педагогами, им сложнее учиться. Психолог поведал родителям историю усвоения некоторых продуктов и результаты воздействия их на нервную систему школьника. Многим стала понятна причина гиперактивности некоторых детей, плохая успеваемость. Психологом также было подмечено, что удовольствие от еды напрямую зависит от атмосферы, царящей за столом. Здесь должно быть наложено табу на ссоры, выяснения отношений (какое уж тут полноценное переваривание, когда кровь пульсирует в висках, бешено сокращается сердце и кипят африканские страсти!) и воспитательные беседы! Пусть с самого раннего возраста у ребенка сформируется представление – семейный стол - это место, где всем уютно, тепло, и, конечно, вкусно! Много интересных и волнующих фактов узнали взрослые из непродолжительного, но эмоционального рассказа доктора наук. Библиотека школы и района представила родителям обзор новейшей литературы по проблеме.

Вместе с родителями на конференции решали следующие вопросы:

1.Почему необходимо ежедневно в меню включать первые блюда?
2.Ребёнок не может «жить» без шоколада. Стоит ли беспокоиться по этому поводу?
3.Следует ли контролировать родителям режим дня подростков?
4.Основные принципы здорового питания.
5. Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам.
6. Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд.
7. Обеспечение санитарно- гигиенической безопасности питания.
8. Соблюдение оптимального режима питания.
9.Зависит ли заболеваемость детей от режима дня и режима питания?

Древним людям принадлежат мудрые слова: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть»
Вывод, который был сделан по окончании конференции:
Ребенок должен есть разнообразные пищевые продукты. Ежедневный рацион ребенка должен содержать около 15 наименований разных продуктов питания. В течение недели рацион питания должен включать не менее 30 наименований разных продуктов питания.
Каждый день в рационе питания ребенка должны присутствовать следующие продукты: мясо, сливочное масло, молоко, хлеб, крупы, свежие овощи и фрукты. Ряд продуктов: рыба, яйца, сметана, творог и другие кисломолочные продукты, сыр — не обязательно должны входить в рацион питания каждый день, но в течение недели должны присутствовать 2—3 раза обязательно.
Ребенок должен питаться не менее 4 раз в день.

В межсезонье (осень — зима, зима — весна) ребенок должен получать витаминно-минеральные комплексы, рекомендованные для детей соответствующего возраста.
Для обогащения рациона питания школьника витамином «С» рекомендуем обеспечить ежедневный прием отвара шиповника.
Прием пищи должен проходить в спокойной обстановке.
Если у ребенка имеет место дефицит или избыток массы тела (эти сведения можно получить у медицинского работника школы), необходима консультация врача, так как в этом случае рацион питания ребенка должен быть скорректирован с учетом степени отклонения физического развития от нормы.
Рацион питания школьника, занимающегося спортом, должен быть скорректирован с учетом объема физической нагрузки.
Рекомендуется употреблять пищу, состоящую на 15 −20% из белков, на 20 −30% из жиров, на 50- 55% из углеводов, содержащихся в овощах, фруктах, злаках, орехах.
Пища плохо усваивается: когда нет чувства голода, при сильной усталости, при болезни, при отрицательных эмоциях, беспокойстве и гневе, ревности, перед началом тяжёлой физической работы, при перегреве и сильном ознобе, когда торопитесь, нельзя никакую пищу запивать, нельзя есть сладкое после еды, так как наступает блокировка пищеварения и начинается процесс брожения.
Конференция закончилась опросом родителей о насущных проблемах, которые волнуют их в повседневной жизни. Темой следующей конференции будет «Физическая культура – во благо или …»

Сведения об авторах:

  • Андрух Екатерина Владимировна – заместитель директора по УВР, награждена Грамотой министерства образования, адрес: Ленинградская область, Тосненский район, пос. Тельмана, Октябрьская 2, кв. 117, 89817136626, ГБОУ школа № 589, ул. Тверская.
  • Понтякова Елена Владимировна -заместитель директора по УВР, Санкт – Петербург.
Андрух Е.В., Понтякова Е.В.04.06.2012 23450 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar