РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Игровые технологии на уроках географии

Игровые технологии в курсе физической географии, как средство формирования коммуникативных навыков учащихся.
(Из опыта работы учителя географии МОУ гимназии № 4 Ворошиловского района города Волгограда Сёминой Г.В.)
 
Ребенок не устает от работы, которая
отвечает его функциональным
жизненным потребностям.
С. Френе

Одним из древнейших средств воспитания, обучения и развития учащихся считается игра. Игра является важнейшим способом передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему. С ее помощью можно моделировать жизненные и учебные проблемные ситуации и сосредоточивать игровые действия вокруг реальных проблем и отношений. В процессе игры учащиеся используют, прежде всего, свой личный опыт, а также свои представления об опыте разыгрываемого героя, то есть через подражание формируется своеобразная цепочка действий, воспроизводящая опыт взрослых. В ходе игры учащиеся не копируют точно взрослых, а, подражая им, действуют по - своему.

Включая игры в учебный процесс, я увидела, что это заметно повышает интерес к учебному предмету, создает ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, стимулирует деятельность учащихся. В игре воссоздается предметное и социальное содержание деятельности, моделирование систем отношений, адекватных условий формирования личности.

Учебная игра как технология обучения давно интересовала ученых и практиков. Начало разработки общей теории игры следует отнести к трудам Ф. Шиллера и Г. Спенсера. Значительный вклад в данную теорию внесли Гросс, Пиаже, Валлон и др. В отечественной педагогике и психологии теорию игры разрабатывали К.Д.Ушинский, А.А. Вербицкий, О.С. Газман, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин и др.

Мной изучены теории причинности игры:

1. Теория избытка нервных сил. (Родоначальник – Г.Спенсер. Игра, по мнению Спенсера,- результат чрезвычайной активности, возможности игры не могут быть исчерпаны в обычной деятельности).
2. Теории отдыха в игре. (Аристотель видел в игре лишь развлечение и отдых, которые важны, по его мнению, как подготовка к серьезной деятельности. Шаллер, Валлон и др. считали игру не столько компенсаторной, сколько уравновешенной, значит, отдыхом. Это верный показатель детской силы, энергии, здоровья).
3. Теории духовного развития ребенка в игре. (Основоположник – К, Д Ушинский.
«Не надо забывать, - пишет Ушинский, - что игра, в которой самостоятельно работает детская душа, тоже есть деятельность для ребенка»).

Разные ученые по – своему объясняют причины появления игры. В ходе своей деятельности я пришла к мнению, что игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры, она объективно отражает многомерность человеческого мира, человеческой деятельности, творчества, эмоций. Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения: она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. В то же время игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям, стимулирует рост познавательной активности, что позволяет учащимся получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях, формирует опыт нравственного выбора. Игра улучшает отношения между ее участниками и педагогами, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть и тем и другим свои личностные качества, лучшие стороны своего характера; она повышает самооценку участников игры, так как у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности. Игра изменяет отношение ее участников к окружающей действительности, снимает страх перед неизвестностью. Она одновременно ставит ученика в несколько позиций. Личность находится одновременно в двух планах – реальном и условном (игровом).

Поскольку игра, представляет из себя, «цепочку» проблемных ситуаций познавательного, практического, коммуникативного характера, она является психологическим эквивалентом творческой деятельности, а, следовательно, формирует индивидуальный опыт такой деятельности. Существенно так же, то, что игра является средством развития умений и навыков коллективной мыслительной деятельности (умений продуктивно сотрудничать, аргументировать и отстаивать в дискуссии свою точку зрения и опровергать другие). Одновременно с этим она способствует развитию функций самоорганизации и самоуправления, снимает напряженность, позволяет проверить себя в различных ситуациях.

Моя профессиональная деятельность, направлена на совершенствование образовательного процесса путем привития интереса учащихся к знаниям за счет использования разнообразных методов и форм организации обучения посредством включения их в активную познавательную деятельность. Применение технологии игровой деятельности позволяет успешно решать эту задачу. В своей практической деятельности рассматриваю игру с различных позиций: как прием обучения, направленный на моделирование реальной действительности; как прием обучения, направленный на мотивацию учебной деятельности; как форма активного обучения (нестандартный урок); как форма организации учебной деятельности (один из видов коллективной работы) ,как новая технология обучения.

По месту проведения игры могут быть урочными и внеурочными. По дидактической цели – игры, направленные на изучение нового материала, на проверку знаний и умений, закрепление и обобщение. По форме организации учебной деятельности индивидуальные и групповые. Внедрение разнообразных форм работы на уроке: индивидуальной, парной, групповой, коллективной способствует развитию у детей интереса к учению и формирует у школьников умение сотрудничать друг с другом.

Методика организации любой игры включает в себя следующие этапы:

1. Подготовительный (от 1 до нескольких дней).
2. Основной этап (непосредственное проведение игры).
3. Заключительный этап (итог, который учащиеся подводят в конце деловой игры)

Большую роль выполняет система стимулирования в игре. Она активизирует каждого из играющих, заставляет их действовать как в жизни, позволяет подчинять интересы отдельных участников общей цели игры, дает объективную оценку личного вклада каждого в достижение игровой цели и добиться общего результата деятельности игрового коллектива.

В процессе педагогической деятельности сложилась система дидактических игр.
Игры – упражнения провожу как на уроках, так и во внеурочное время. Они занимают обычно 10 - 15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные кроссворды, загадки, игры-пятиминутки (см. приложение №1).
Игры - путешествия использую с целью углубления, осмысления и закрепления учебного материала. На таких уроках активизация учащихся выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях. ( см. приложение №2).
Сюжетные (ролевые) игры дают возможность инсценировать условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли. Такие игры особенно влияют на эффективность обучения. Они способствуют развитию воображения, мышления, коммуникативных способностей, воли. (см. приложение №3)

Игры – соревнования, их существенной особенностью является соревновательная борьба и сотрудничество. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами. В зависимости от содержания материала можно вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. Эти уроки имеют свои преимущества и специфику, они снимают напряжение и дискомфорт, соединяют индивидуальную деятельность учащихся с коллективной и групповой. Наряду с коллективными оценками, в процессе игры каждый ученик имеет свою индивидуальную отметку.

(см. приложение №4).

Одна из наиболее удачных форм обучения, способствующая экономической подготовке учащихся – деловая игра. Разрабатывая такие уроки, я включаю задания по выявлению экономических проблем и поиску их решения, работы способствующие закреплению знаний. Большая ценность деловых игр состоит в том, что они дают возможность учащимся осознать значение географических, экономических знаний, показать возможность применения на практике. Деловые игры – это один из путей связи теоретических знаний с жизнью. В таких играх воспроизводится предметное, социальное содержание профессиональной и общественной деятельности, моделируются условия и отношения, характерные для данного вида практики. По целям деловые игры могут быть:
Учебные - направлены на приобретение соответствующих умений и навыков социального опыта;
Аттестационные - в ходе которых оцениваются знания и умения;

Исследовательские – направленные на поиск новых или отработку известных уже приемов деятельности.
В деловых играх создаются проблемные ситуации и распределяются роли, накапливаются опыт принятия решений и совершения поступка. Сюжетно- ролевые игры позволяют отработать организационно- методическое взаимодействие учителя на решение воспитательных и образовательных задач, направленных на повышение качества знаний и умений, организовать разнообразные виды деятельности, формы проведения занятий.

Традиционные уроки географии вызывают у учащихся достаточно большой интерес на разных этапах обучения, но введение в учебную деятельность игровых моментов, или же ролевых, деловых игр значительно повышает интерес учащихся к предмету. В такие минуты на уроках равнодушных не бывает; каждый стремится побывать в роли участника игры, проявляя различные стороны личности. В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя. Чтобы победить в игре необходимо многое вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени. Результативность дидактических игр видна, если они используются систематически. С одной стороны, игра пронизывает весь курс, органически проявляясь почти на каждом уроке, с другой – занимает примерно пятую часть урока, не вытесняя ценной практической деятельности. Обучение школьника происходит путем воздействия на его органы зрения: демонстрация материала, чтение (в памяти остается часть наблюдаемого, часть прочитанного), орган слуха – монолог учителя, диалог с учителем, с одноклассниками (в памяти остается часть услышанного), практическая деятельность самого ребенка, самостоятельная работа (в памяти остается наибольшая часть сделанного самим). Выучить новый материал ученика можно либо заставить, либо заинтересовать его. Игра предполагает участие всех учеников в той мере, на какую они способны, требует напряжения эмоциональных и умственных сил. Учебный материал в игре усваивается через органы приема информации. Причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащихся носит практический характер. Соревновательность в работе, возможность посовещаться, острейший дефицит времени – все эти моменты способствуют активизации учебной деятельности, формируют интерес к предмету, улучшают взаимоотношения внутри коллектива.

Позволяют выявить неформальную структуру класса, тип взаимоотношений между учениками, установить учащихся с явными лидерскими качествами и аутсайдеров. В игре все равны и порой слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности задания – все это дает возможность преодолеть скованность и положительно сказывается на результатах. На своих уроках я стараюсь заметить малейшие успехи и достижения каждого ребенка, сочетаю разумную требовательность с уважением к личности ученика, использую эмоционально - положительный стиль общения. Это создает благоприятный климат на уроках, что естественно отражается на результативности учеников школы, и выражается в высоком качестве знаний. Сравнительный анализ успеваемости в 6 - 8 классах показал, что там, где ученики познают предмет играя выше активность на уроке, повышен интерес к предмету, и наоборот там, где игра отсутствует, дети хуже владеют устной речью, «зажаты» при ответе у доски, медленнее приходят к решению проблемы.

Таким образом, игровые формы и методы активного обучения приносят удовольствие от процесса познания, доказывая, что образование – не всегда нудное занятие.

Приложение 1

Модели игр.

Модель №1« Географическая эстафета»:
Учитель задаёт вопрос ученику, ученик отвечает и предаёт указку следующему при этом задаёт вопрос. Если участник эстафеты отвечает на вопрос неправильно, тот лишается права задать вопрос .

Модель№2 « Четвёртый лишний»:
На игровом поле помещено 4 понятия: Полярная ива, Ягель, Лишайник, Клён. Учитель спрашивает, какое из этих понятий лишнее.
Джомолунгма, Монблан, Байкал, Эльбрус - учащиеся определяю лишний географический объект, и показываю его на карте или определяют на контурной карте.

Модель№3:« Ещё быстрей»:
На настенной карте в разброс прикрепляю цифры от 1-15 . Каждой цифре соответствует определённый географический объект. Секундомером засекаю время и ученик должен показать и назвать по порядку все 15 объектов. Спросив нескольких учащихся положение цифр можно поменять.

Модель№4: «Географический бой »:
Учитель задаёт вопрос любому ученику и если ученик правильно ответил, то задаёт вопрос любому другому ученику класса. Если ответил не правильно или вообще не ответил на вопрос, то он «убит» , выбывает из игры.

Модель№5: «Паутина»:
Эта игра очень наглядно отражает взаимосвязь между компонентами природы. Учитель задаёт вопрос и передаёт отвечающему клубочек. Ответивший правильно на вопрос ученик передаёт клубочек следующему ученику и задаёт ему вопрос. В конце игры получается паутина, которая и показывает тесное взаимодействие между компонентами природы.

Модель№6: «Собери карту»:
Ученикам даются конверты с разрезанной топографическими картами (рисунками). Задача учеников заключается в том, чтобы собрать карту.

Модель №7: «Географические силуэты»:
Этот игровой приём известен давно, ещё с прошлого века: рисунки с силуэтами географических объектов демонстрируются учащимся по мере накопления номенклатуры. Первоначальная задача - определить по очертанию географические объекты. Потом можно не только узнать озеро (море, материк, остров), но и показать на карте, отметить на контурной карте или дать краткую характеристику: где находится?, в чём особенности?, чем известен?.

Модель№8: «Казаки-разбойники»:
Эта игра используется при изучении географических координат, с целью отработки навыков определения их на географической карте. Класс делится на две команды «разбойники» - прячутся на географической карте, а «казаки» по сообщениям (координатам) определяют места где укрылись «разбойники». Здесь можно добавить не только поиск объектов, но и их описание.

Модель №9: «Правильно отбери»:
Ребята получают открытки, рисунки и т.д. (допустим представители растительного и животного мира). Необходимо правильно разобрать их по природным зонам.
определениями. Круг предлагаемых понятий может быть разным. Главное карточки-задания должны быть правильно отобраны и положены в конверт с правильным адресом.

Модель№11: « Что-то новенькое»:
Удобно проводить в качестве закрепления. Каждый ряд получает листок, на котором в конце игры должны появится изученные на уроке термины и понятия, географические названия, имена путешественников. Листок получаю учащиеся сидящие на последних партах. Ученик пишет термин или понятие и передаёт листок впереди сидящему. Игра идёт 1-2 минуты, если кто-то не справляется рад, получает штраф.

Модель№12: «Знаешь ли ты страну»:
Называется страна, а ученики письменно отвечают на вопросы: географическое положение, столица, рельеф, природные богатства, население и т. д.

Модель№13: « Самое самое»:
Учащиеся называют географические объекты, которые выделяются среди подобных своими размерами. Самые высокие горы, самое глубокое озеро, самая длинная река и т. д.

Модель № 14: « Заморочки из бочки»:
Зачитываются стихи или описания каких-то объектов, заслушав, их ученик должен ответить на вопрос. Например: Поэт П. Богданов пишет Ни разу не был я на океане, Мне даже не представить ни когда, Что, на каком-то там меридиане; От полюса до полюса вода. (Существуют ли такие меридианы? Да)

Модель № 15: «Пойми меня»:
Предлагаю учащимся объяснить значение слов: литосфера (греческое слово «лито» - твёрдый), сельва (португальское слово, в переводе на русское слово означает лес).

Модель№16: « Восстановите слова»:
Посмотрите внимательно на следующие слова, в которых перепутаны местами буквы. Постарайтесь восстановить слова и дать правильный ответ. Например :акоал (коала), кнееф (фенёк), юлтеьн(тюлень) и т. д.

Модель№17: «Найдите ошибки»:
Ребятам предлагается составить небольшой рассказ (по 5-6 предложений), в которых будут допущены ошибки. Задача участников исправить эти ошибки.

Тема урока: «Природные зоны Африки. Экваториальные леса и саванны».

Цель урока: продолжить формирование представлений о природе Африки, познакомить учащихся с органическим миром экваториальных лесов и саванн, закрепить и углубить знания о взаимодействии природных компонентов и их влияние на формирование природных зон

Оборудование: Физическая карта Африки, таблицы мультимедийний диск, фрагменты видео фильмов, сообщения учащихся.
 

Ход урока:
 
1. Организационный момент.

Организация учащихся на урок. Мы изучаем с вами удивительный материк – Африка.
Обратите внимание на доску (зачитываю стихотворение)
И сегодня мы продолжаем путешествие по данному материку. Тема урока « Природные зоны Африки». Мы познакомимся с двумя зонами: экваториальными лесами и саваннами.
Цель нашего урока не только в том, чтобы увидеть особенности природы, но и выяснить причины такого разнообразия природы.
Вы получали задание по подборке материала по природным зонам. Справились с заданием.
Ну, что ж отправляемся в наше путешествие.

2. Проверка знаний

Работаем на интерактивной доске

  1. Давайте вспомним, где находиться материк Африка.
  2. Африка - самый жаркий материк знать ситуацию с водами также необходимо. Какими же водами мы можем воспользоваться.
  3. Какую одежду прихватить необходимо вспомнить особенности климата. Ответим на вопросы теста.

3. Изучение нового материала

Открыли атласы на стр.25 Природные зоны Африки.

  1. Вспомним, а что такое природная зона?
  2. Посмотрите на план. Какие же природные компоненты мы будем рассматривать.
  3. Какие же природные зоны выделяют на территории Африки.


И так экваториальный лес. Походу работы вы будете заполнять таблицу. У вас у каждого на столе лежит заготовка, вложите ее в тетрадь и будете заполнять в процессе изучения природных зон графы таблицы соответствуют пунктам плана.

1. Каково географическое положение экваториального леса?

  • По обе стороны от экватора в бассейне р. Конго и Побережья Гвинейского залива.

2. Каков климат?

  • Экваториальный. Жаркий и влажный, круглый год лето.

3. Какие почвы? Открываем стр. 13 в атласе.

  • красно-желтые ферралитные

стр. 107 в учебнике,
Что же это за почвы?
Подтверждая, что климат влияет на почвы, растительный и жив. мир. посмотрим фрагмент - См. «Джунгли» не забывайте записывать все необходимое в тетради.

1. Каков же экваториальный лес?
Сумрачный, трудно проходимый, деревья растут во много ярусов.
Какие там растут деревья Самые высокие: пальмы, фикусы, черное дерево, красное
Что-то вы можете рассказать об этих деревьях. Обитателей животного мира вы видели по фрагменту.
Окапи, кистеухие свиньи, слоны, обезьяны и среди них горилла а, что интересного есть о животных. Не забываем заполнять таблицу

Вторая зона «Саванны»

1. Где расположена?
Занимает 40% территории, от 20с.ш. до 30ю.ш.
2. Каков климат?
Субэкваториальный с сухой зимой и влажным летом. Всегда тепло, но засушливый и влажный периоды по особому сказываются на рироде. Здесь уже нет такого обилия деревьев, зато много трав.
3. Какие почвы?
Красно-бурые - это там, где мало дождей, а ближе к экваториальным –ферралитные.


Смотрим фрагмент не забывая заполнять таблицу.
Называем и записываем обитателей.

И так, какой же главный фактор влияет на разнообразие природы?
Климат

4. Закрепление Работа с интерактивной доской.

Кроссворд 1.

1. Обитатель влажного экваториального леса (окапи)
2. Человекообразная обезьяна (горилла)
3. Длинношеей обитатель саванн (жираф)
4. Самая крупная нелетающая птица Африки (страус)
5. Дерево – запасник влаги в саваннах (баобаб)
6. Хищное животное (леопард)
7. Самый крупный обитатель Африки (слон)
8. Главное растение саванн (травы)
9. Самый маленький «хищник» (муравей)
10. Полосатые лошадки, обитатели саванн (зебра)
11. Зубастые обитатели Африканских рек (крокодил)
12. Крупное животное с выростом на носу (носорог)
13. Многочисленные обитатели Африки (обезьяны)

Кроссворд 2.

1. Обитатель саванн пробегающий большое расстояние в поисках воды (антилопа)
2. Высокое растение обитатель экваториального леса (фикус)
3. Обитатель саванн с длинной шеей (жираф)
4. Самая большая обезьяна, обитатель экваториального леса (горилла)
5. Обитатель влажного экваториального леса (окапи)
6. Самое распространенное дерево Африки (пальма)


5. Домашнее задание: параграф 18 стр. 107-111
На контурной карте в рабочей тетради выполнить работу
на стр.

 

Тема урока: «Движения земной коры. Землетрясения. Вулканы. Гейзеры».


Цель урока: познакомиться с видами движений земной коры, землетрясениями, вулканами, гейзерами. Сформировать представление о причинах их возникновения и показать, что земная кора постоянно развивается.

Оборудование: Таблицы, мультимедийная система, видеофрагмент, карта
«Распространение вулканов».

 

Ход урока.


1. Проверка домашнего задания
Ну, с чего бы нам начать
Объясните для примера,
Что такое «Литосфера»?
Чем же сложена она?
Мы продолжаем изучать литосферу и тема сегодняшнего урока «Движения земной коры. Землетрясения. Вулканы, гейзеры» Наша цель познакомится с этими природными явлениями, выяснить причины их возникновения. И увидеть ,что земная кора постоянно находится в развитии.
Но вначале давайте немного закрепим пройденный материал.
К нам пришла бочка, а с ней заморочки. (отвечаем на вопросы)
Загадки: Что сперва в воде родиться,
а потом воды боится? (соль)

Черен, как ворон,
А греет, как Солнце? (уголь)

Белый как сахар, но не сладкий,
Пока руки им не испачкаешь,
ума разума не наберешься. (мел)

Порода горного царства
Из шпата, слюды и кварца. (гранит)
Теперь ответим на вопросы теста.

2 Изучение нового материала
Записываем число и тему урока.
Давайте, еще раз вернемся к земной коре.
Рассматриваем карту строения литосферных плит.

Земная кора постоянно находится в движении, так как породы внутри мантии перемещаются и плиты движутся на астеносфере. Как же это бывает, давайте посмотрим фрагмент
Движения з.к. различают – медленные. Они бывают вертикальные и горизонтальные.
доказательством того. з.к. движется примеры со Скандинавским п-овом.
На 2 см в год. Опускается Венеция. Куда исчезла Атлантида и т. д.


Движения земной коры

Горизонтальные Вертикальные

Возвышенности и плоскогорья
Складки(горы)
Тектонические разломы низменности
Эти медленные движения формируют рельеф.
Смещение земной коры приводит к образованию уступа, если произошел сброс одного участка по отношению к другому.
Если участок поднялся вверх по отношению к соседним – это горст и он обычно в рельефе соответствует горным хребтам.
Если участок земной коры опустился по отношению к соседним то образуется грабен, который чаще всего является озерной котловиной.
Ну, а если горизонтальные и вертикальные колебания будут резкими, то произойдет землетрясение.
Ежегодно на планете происходит до 100000тыс. землетрясений. Катастрофических до 10.
Рассматриваем схему землетрясения.
Очаг, эпицентр, сейсмические волны. Измеряется землетрясение в баллах от 1 до 12 баллов.
Прибор, который фиксирует землетрясения называется – сейсмографом.
Смотрим как он работает.
За землетрясениями необходимо вести наблюдение, особенно в тех районах, где они бывают часто. Потому что это стихийное природное бедствие и чтобы сохранить жизни людей надо предупреждать заранее.
Сейчас известно 70 видов животных, которые своеобразно ведут себя перед землетрясением.
Например: животные воют, морские глубинные рыбки мечутся по аквариуму, угри приплывают к берегу,
Кошки и собаки бегут из дому,
Дом. Животные отказываются от еды.
Толкаются в загонах.
В 1957 году землетрясение Гоби Алтайское видоизменило территорию в 900км до неузнаваемости. 12 баллов, сдвиги до 9м, волна в10м высотой прошла по местности. В огромной расщелине клокотала лава. Чем дольше на местности, где происходят землетрясения их не бывает, тем есть вероятность того, что оно будет сильным.
А как вы себя будете вести при землетрясении?
Ну, а если земная кора не выдержала и прорвалась, то на ее поверхность выплескивается лава и образуется вулкан

У древних римлян бог огня Гефест, но затем его переименовали в Вулкана. По преданию он ковал доспехи в кузнице внутри горы на о. Вулкано в Тирренском море. Горы выбрасывали клубы пара и огня. Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулкан.
Смотрим фрагмент.

Рассматриваем схему на доске.

Вулканы бывают потухшие и действующие, но чаще всего если земная кора не закончила своего формирования, то уснувшие.
Рассматриваем карту вулканов.


Рядом с вулканами обычно и Гейзеры - это фонтанирующие источники горячей воды.
Магма подогревает подземные воды и они с периодичностью выплескиваются на поверхность.

И так почему же происходят движения, землетрясения, вулканы?
Где они себя проявляют?
3. Закрепление

Игра «Лишнее слово»

Разгадываем кроссворд.

Кроссворд

1. Путь, по которому движется магма (жерло)
2. Самый большой слой земли (мантия)
3. Воронкообразное отверстие на вершине вулкана (кратер)
4. Смещение слоев, когда поднимается центральная часть, по отношению к соседним (горст)
5. Как называется гора вулкана (конус)
6. Слой мантии на котором плавают литосферные плиты (астеносфера)
7. Фонтанирующие источники (гейзер)
8. Резкие колебания земной коры (землетрясение)
9. Раскаленная огненная масса, лишенная водяного пара и газа (лава)


4.Задание на дом
С 15 по 17 параграф
Стр. 51-63


Приложение 2

Обобщающий урок по теме: «Литосфера»

Цель урока: обобщить знания полученные при изучении темы «Литосфера».

Задачи: определить уровень знания учащимися основных понятий, терминов и определений по теме «Литосфера»; основные формы рельефа земной поверхности; пород, слагающих земную кору; определить умения учащихся составлять описание основных форм рельефа суши; находить на карте местоположение основных форм рельефа; определять по внешним признакам породы, слагающие земную кору; определить уровень понимания учащимися особенностей нынешнего состояния и развития литосферы и рельефа Земли.

Оборудование: Физическая карта полушарий, коллекция горных пород и минералов, Схема строения земной коры, картины.

Ход урока.

1. Организационный момент.
Организация класса, постановка учебной задачи.

2. Вводное слово учителя.
Есть на все в программе мера.
Наш тема «Литосфера»
Завершилась, как ни жаль,
Только рано ставить точку:
Знанья о земной коре
Пригодятся детворе.
Нынче всем на удивленье
Игровое повторенье!

Раз игра, то есть Затейник,
Я сегодня – Коробейник.
У меня товар по теме,
На покупку будет время.
(в коробке обклеенной по теме картинками, лежат вопросы)

Все готовы отвечать?
Объясните для примера,
Что такое литосфера?
Чем же сложена она?
Вам коллекция дана.
Назовите, что известно.
А еще нам интересно,
Отличишь ли ты в природе
Минералы от породы?
(Ученики определяют названия образцов горных пород и минералов, объясняют их происхождение. Закрепляем, что такое минералы и горная порода).
На столе окаменелости с отпечатками древних папоротников и ракушкой.
Отпечатаны листочки
На породах древних лет.
У кого родились строчки
Описать их?

(ребята рассказывают об окаменелостях).
Смотрим на карту:
Неровна поверхность
Нашей планеты:
Здесь материк,
А здесь – впадина, дети.
А формы рельефа в основе одни.
Какие виды имеют они?
(Ребята рассуждают, что такое рельеф и что он очень похож и на суше и в Мировом океане)
Вывешиваются картины гор
Посмотрите на картины:
Горы это иль равнины?
А какие суперсилы
Их в движенье приводили?

С давних пор привыкли горы
О высотах вести споры.
Трудно, дети, или просто
Вам расставить их по росту?

(По карте учащиеся показывают различные горы, объясняют, как пользоваться шкалой высот, и называют принципы деления гор по высоте).

А теперь друзья, сравним
По высотам вид равнин:
Ну, какой они окраски?
Покажите, вот указка.
(Называют основные низменные равнины, возвышенности и плоскогорья.)
И теряюсь я в догадке:
Что за горы на Камчатке?
Посмотрите: здесь на фото
Фейерверк устроил кто-то.
Может верное решенье
Нам подскажет их строенье.
(По картинам учащиеся рассказывают о вулканах)
А бывают ли вулканы
Не в горах, а в океане?
А какой рельеф там дна?
Вам минуточка дана.
Кто на дне « бывал не раз»

(Рассказывают об особенностях строения морского дна).
Я даю координаты.
Поищите-ка, ребята,
На каких материках
Гор вершины в облаках.
62°с. ш. и 150° з.д. – Мак – Кинли
31 °ю. ш. и 70° з.д. – Аконкагуа
3°ю.ш. и 38° в.д. – Килиманджаро
29°с.ш. и 87° в.д. – Джомолунгма
77 °ю.ш. и 170° в.д. – Эребус.
(Даны координаты гор на разных материках, чтобы еще раз ученики поупражнялись в определении).

А теперь словарь по теме
Чтоб сберечь урока время,
Я читаю вам куплеты,
Вы пишите лишь ответы.
Разминка
От дождей, текучих вод
Он растет из года в год.
Он полей равнинных враг,
Как зовут его?
(овраг)
Чтоб узнать глубины вод,
Что применим?
(эхолот)
По пустыне гонит ветер
Горы желтого песка.
Как зовутся горы эти,
Вы подумайте слегка.
(бархана)
Взлетают пыль и тучи пепла,
В земле бушует бог огня.
Какие горы Этна? Гекла?-
Еще вопрос вам от меня.
(вулканы)
Бьет источника фонтан,
Струя до поднебесья.
В соседях с ним живет
Вулкан,
Фонтан вам тот известен?
(гейзер)
Порода горного царства
Из шпата слюды и кварца.
(гранит)
Я, слова читаю вам,
Вы прислушайтесь к словам
Может, лишние попали?
Докажите, как узнали.

( Ученики должны найти группу слов, которые характеризуют какие-то понятия и определить лишнее слово
1. Ядро, мантия, впадина, земная кора.
2. Вершина, дюна, барханы, овраг.
3. Подошва, склон, вершина, отмель.
4. Литосфера, гидросфера, биосфера, атмосфера.
5. Очаг, сейсмические волны, эпицентр, кратер.
6. Низменность, перевал, гребень, хребет.

Игра – соревнование « Восхождение на гору».
На двух склонах гор показаны остановки.
Два ученика получают карточки с вопросами. (их пять)
Если ответ верный, ученик продвигается к вершине.
Выигрывает тот, кто первый водрузит флажок на вершину горы.
Ответы даются попеременно. В случае неправильного ответа на следующий пункт продвигаться нельзя.
Восхождение на гору
Только тем ребятам впору
,Кто объект найдет на карте.
В путь!
Счастливого вам старта.

3. Подводим итоги урока. Выставляются оценки.
На дом задаю творческие задания по составлению кроссвордов по данной теме.

 

Природа Африки и ее охрана. (Пресс-конференция.)

Цель урока: обобщение и углубление знаний о природных зонах Африки, экологических проблемах природных зон; развитие умения учащихся работать с дополнительной литературой; воспитание культуры общения.
Подготовительный этап. За неделю сообщаю о проведении игры. Ученики делятся на путешественников и журналистов. Под моим руководством путешественники готовятся к пресс-конференции, а журналисты составляют вопросы к игре.
Оформление класса. Физическая карта Африки, карта природных зон, картины животных различных природных зон.
На доске эпиграф: «Африка – неизлечимая страсть».
Ход урока
Мы познакомились с особенностями географического положения, рельефа, климата, вод и природных зон Африки.
Сегодня мы проводим пресс-конференцию на тему «Природа Африки ее охрана» с людьми, побывавшими в Африке, экологами, зоологами, ботаниками. Наша беседа пройдет под девизом: «Африка – неизлечимая страсть». И так, почему же Африка привлекает к себе людей до сих пор,
Какие экологические проблемы возникли на территории этого материка и каковы пути их решения.
Журналисты задают вопросы путешественникам.

Вопросы.

1.Корреспондент журнала «Вокруг света».
Французский журналист Роже Гейм писал: «Первобытный тропический лес – недисциплинированная армия суровых гигантов трепещущих карликов; армия без командиров; вольница, попирающая все законы».
Как вы прокомментируете это высказывание?
2.Корреспондент газета «География».
Вечнозеленые леса очень богаты растительностью, а ферраллитные почвы имеют слой перегноя всего 10 см.
Как объяснить этот парадокс?
3. Корреспондент журнала «Эковедение».
Сегодня все говорят об уничтожении влажных лесов.
Как их можно сохранить?
4. Корреспондент журнала «Юный натуралист».
Главной чертой животного мира является разнообразие крупных животных, а по числу
видов животных африканские саванны и вовсе не имеют себе равных в мире.
Чем объяснить исключительное богатство?
5.Корреспондент журнала «Вокруг света».
Богатство саванн уникально.
Объясните, как такое разнообразие диких и домашних животных может существовать в этой зоне?
6. Корреспондент журнала «Наука и жизнь».
Одним из животных обитаемых в саванне, является слон.
Каковы различия между африканским и индийским слоном?
7. Корреспондент газеты «Экологический вестник».
Ученые спорят о том, чего больше - вреда или пользы от пожаров в саваннах Африки.
Выскажите свою точку зрения.
8. Корреспондент газеты «Комсомольская правда»
Все знают, что в пустыне экстремальные условия, а вы захотели бы туда поехать?
Объясните свой выбор.
Каковы ощущения человека, оказавшегося в Сахаре?
9. Корреспондент журнала «Вокруг света».
В пустыне часто возникают миражи, они мешают путнику в дороге.
Как от них избавиться?
10. Корреспондент журнала «Наука и жизнь».
Сегодня говорят о потеплении климата.
Влияет ли оно на расширение пустыни Сахары?
11.Корреспондент журнала «Юный натуралист».
Можно ли остановить Сахару?
Как это сделать?
12. Корреспондент газеты «Комсомольская правда».
Что Вас больше всего удивило в Африке?
Что, вы чувствовали, когда уезжали?
13. Корреспондент газета «География».
Почему люди стремятся в Африку?

Размышляя над этим вопросом, немецкий ученый Гржимек ответил:
«С каждым годом людям се труднее разыскать на Земле места, где еще сохранилась нетронутая природа с ее животным миром. А то, что становится редким, как правило, делается дороже и привлекательнее ».
А как на этот вопрос ответите вы?
В заключении урока подводятся итоги. Выставляются оценки.

Приложение 3

Тема урока: « Природа Антарктиды»


Цель урока: развивать творческое воображение на основе создания представлений о своеобразии и уникальности материка Антарктида;
Изучить особенности компонентов природы материка( рельеф, климат, полезные ископаемые, органический мир) Сформировать образ материка, проанализировать тенденции изменения природы; Продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи на примере взаимодействия различных компонентов природы; Развивать у учащихся умения и навыки работать с учебником, дополнительной литературой, картой и атласом, диаграммами; Воспитание географической культуры и навыков общения в группе.

Оборудование: физическая карта Антарктиды; карта-схема ледникового покрова материка; климатические диаграммы; .видеосюжет «Жизнь в морозильнике»,дополнительная литература, атласы.

Тип урока: изучение нового материала(ролевая игра)

Структура урока:
1.Организационный момент.
2.Изучение нового материала.
3. Закрепление.
4. Подведение итогов.
5.Домашнее задание.
Ход урока.
1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала

Учитель зачитывает, высказывание американского исследователя Р. Берда:
«На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, Земля, закованная в голубое. Зловещая и прекрасная, она лежит в своей морозной грамоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов, она спит в переливах гало Луны и Солнца, и ее горизонты окрашены розовыми, голубыми, золотыми и зелеными тонами пастели…»
- О каком материке идет речь?
- Где же находится этот материк?
- Кому принадлежит его открытие?
-По какому плану изучаются материки?
Сегодня, чтобы познакомится с уникальной природой Антарктиды, я предлагаю поработать в лабораториях института «Земли».
Я –ваш руководитель, вы – мои научные сотрудники.
Тема нашей научной работы «Природа Антарктиды»
Запишите в тетрадях.
Цель работы – исследовать подледный и ледниковый покров, полезные ископаемые, климат и особенности органического мира материка. Увидеть закономерные взаимосвязи природных компонентов друг с другом.
В институте работают следующие лаборатории:
- Топографии,
-Гляциологии,
-Геологии,
- Климатологии,
- Биологии.
Каждая лаборатория получает задания.

Задания группе топографов:
Изучите особенности рельефа материка Антарктиды
Откройте учебник на стр. 254-255.
Прочтите текст. Используйте материалы дополнительной литературы.
Ответьте на вопросы:
1. Что лежит в основе материка Антарктида?
2. Каков же подледный рельеф?
3. В чем разница в рельефе между Западной и Восточной частями материка?
4. Рассмотрите подледный рельеф по профилю.

Задания группе гляциологов
Изучите особенности ледникового покрова материка Антарктида.
Откройте учебник на стр. 254-255.
Прочтите текст. Используйте материалы дополнительной литературы.
Ответьте на вопросы:
1. Чем покрыт материк?
2. Какова средняя и максимальная толщина льда?
3. О чем говорит средняя высота материка, учитывая лед?
4. Рассмотрите ледниковый профиль, где самая большая толщина льда?
5. В каком состоянии находится материковый лед?
6. Образование айсбергов (стр. 257)

Задание группе геологов

Изучите полезные ископаемые материка Антарктида
Откройте учебник на стр. 259
Прочтите текст. Используйте материалы дополнительной литературы.
Ответьте на вопросы:
1. Какие полезные ископаемые обнаружены в Антарктиде?
2. В каком состоянии находится пресная вода, ее запасы?
3. Какое влияние оказывают природные процессы, происходящие в Антарктиде?
4. Для чего изучают Антарктиду?

Задания группе Климатологов

Изучите особенности климата материка Антарктида.
Откройте учебник на стр. 255-256
Прочтите текст. Используйте материалы дополнительной литературы.
Ответьте на вопросы:
1. В каких климатических поясах находится Антарктида?
2. Почему Антарктиду называют «холодильником»?
3. Почему даже летом Антарктида не прогревается?
4. Охарактеризуйте лето и зиму?
5. Проанализируйте диаграммы и сделайте вывод об изменении климата от берега полюсу.

Задания группе биологов
Изучите особенности органического мира Антарктиды.
Откройте учебник на стр. 257
Прочтите текст. Используйте материалы дополнительной литературы.
Ответьте на вопросы:
1.В какой природной зоне находится Антарктида?
2. Какие есть растения в Антарктиде?
3. Животный мир Антарктиды.
4. Оазисы – очаги тепла и жизни.
Каждая лаборатория приступает к выполнению заданий.
Учащиеся читают учебник, дополнительную литературу и отвечают на вопросы.
- Антарктида резко отличается от остальных материков нашей планеты.
- Антарктида – единственный вокруг полюса материк. Это область самого большого оледенения земли, 99% территории покрыто мощным ледниковым покровом.
- Антарктида – самый высокий материк Земли. Рельеф представлен горными хребтами, разделяющими их равнинами, впадинами и долинами.
-Материк называют полюсом холода и кухней ветров.
- Причиной суровости климата является ее высота.
- Вторая причина оледенения это географическое положение.
- Третье, что вокруг суша, а не океан.
-Низкие температуры сочетаются с постоянными ветрами, дующими с высокогорных массивов и метелями.
- Среднегодовая температура воздуха - 55°- 57°, зимой - 60°, а лето - 35°.
- Осадки в виде снега выпадает от 100 до 250 мм в год. Узкая прибрежная полоса получает 700мм осадков в виде снега. Обычная скорость ветра 50 – 60 м в сек.
- Антарктида – самый бедный материк по количеству видов растений и животных, однако флора и фауна на столько разнообразна, что их относят к особой Антарктической области.
- Органический мир беден из-за экстремальный условий обитания.
-Животный мир представлен морскими птицами: буревестниками, поморниками, утками.
_ Побережье Антарктиды населяют морские млекопитающие: морской слон, морской котик, тюлень – крабоед, морской леопард.
- В Антарктиде отсутствуют деревья и кустарники. В основном растительный мир представлен лишайниками, мхами, водорослями, грибами, бактериями.
Каждая группа защищает свое исследование, а все учащиеся заполняют таблицу.
Географическое
положение Рельеф Полезные ископаемые Климат Органический мир

Мы тщательно изучили особенности природы этого уникального материка, все отразили в таблице и увидели следующую зависимость:
ФГП—низкая температура воздуха--- ледниковый щит--- Полюс холода Земли--- бедный органический мир;
Южная часть океанов --- низкое давление;
В Антарктиде – высокое – сильные ветры---перемешивание вод — богатый органический мир в северной части.
3. Закрепление
Сейчас нам предстоит попрощаться с институтом «Земли» и вернуться в свой кабинет.
Возьмите лист контроля знаний, выполните предлагаемые задания.
Выпишите в таблицу ответов буквы соответствующие верному ответу на каждый вопрос.
Проверим ответы. Назовите полученное слово, у кого ключевое слово «Умница» тот и справился с заданием.

Лист контроля знаний.

1.Антарктида вместе с ледяным куполом:

У) самый высокий материк;
Ф) средний материк;
К) низкий материк.

2. Антарктида омывается океанами:

Л) Тихим и Атлантическим;
М) Тихим, Атлантическим и Индийским.

3.В основании большей части Антарктиды располагается:

О) область древней складчатости;
И) древняя платформа;
П) область молодой складчатости.

4.Главной причиной холодного климата Антарктиды является:

Р) наличие ледникового купола;
И) особенности географического положения.

5. Уникальность и бедность органического мира Антарктиды объясняется:

Ш) наибольшей площадью материка;
Ч) тем, что материк давно отделился от других материков;
Ц) самый холодный материк.

6. Какие по происхождению полезные ископаемые обнаружены в Антарктиде:

Б) Осадочные;
А) осадочные и магматические;
В) метаморфические.

Таблица ответов
№ вопроса 1 2 3 4 5 6
Буквы ответов

5. Подведение итогов. Домашнее задание.
Я предлагаю познакомиться с этим материком еще раз дома. Прочитайте учебник на стр. 255-261. А тем, кто любит географию, предлагаю составить кроссворд на тему «Антарктида».
Давайте подведем итоги урока:
Вы узнали что-то новенькое? А что?
Как вы думаете, мы достигли цели урока?
А для чего мы изучали эту тему?
Ваши оценки сегодня подсказывают, что вы готовы к изучению следующей темы.

Приложение 4

Урок - защита туристических проектов.

Цель: самостоятельное знакомство учащихся с природой и деятельностью страны.

Методика проведения:
Весь класс туристическое бюро, которое дает рекламу своему туристическому пункту.
1. Формирование групп учащихся.
2. Создание рекламы по плану описания пункта:
- географическое положение, рельеф;
- полезные ископаемые;
- климат;
- природные зоны и внутренние воды;
- население;
- занятость населения.

3. Оценка работы специальной «международной комиссией».
4. Оформление общего рекламного листа.
Например: при изучении стран в курсе географии 7 класса. В ходе изучения текста учебника, карт, дополнительного материала учащиеся знакомятся с природой и деятельностью страны самостоятельно.
Весь класс- это туристическое бюро, которое должно как можно интереснее рекламировать свой туристический пункт, допустим в Австралии. «Международная комиссия» состоит из 2 – 3 «дипломатов». Ребята готовятся на уроке, разбившись на 4 команды.
Командам выдаются вопросник, лист бумаги, фломастеры, иллюстрации по Австралии
(для оформления рекламного листка)
Туристические пункты Австралии: пригороды Канберры, Г. Алис_--Спрингс, Дарвин, Перта.
Каждый член команды занят определенным делом. Один – оформитель, остальные- редакторы – журналисты, которые на небольших полосках ищут ответ на 1-2 пункта плана описания. Ученик – оформитель затем прикалывает ответ на общий рекламный лист.
После этого созданные рекламы зачитываются и оцениваются. Если команда при описании пункта допустила ошибку, то имеет право ее исправить другая команда, получая при этом дополнительное очко. Выигравшая команда получает «5», но если командир и члены команды не согласны, то команда вправе сама понизить отметку любому члену команды.

Урок- моделирование (география. 6 класс)
Тема: «Охрана атмосферы от загрязнения»
Оборудование: лист ватмана на доске, магниты, заголовки рисунков, иллюстративный материал.
Сегодня мы поговорим о воздухе.
Представьте, что мы закрылись в классе и просидели в нем, с плотно закрытыми окнами и дверями, 4-5 часов. Мы почувствуем недомогание. Почему?
В классе изменился состав воздуха. Кислорода стало меньше, углекислого газа больше, стало теплее.
А что будет происходить, если воздух атмосферы загрязнять?
1. Причины загрязнения.
2.Последствия.
3. Что делать?
В ходе обсуждения данных вопросов в работе постоянно используется рисунок- аппликация. На ватмане воссоздается рисунок природы, все ее компоненты (детали прикрепляются магнитами).
После того как будет помещен рисунок человека - вопрос: «Без чего современный человек существовать не может»?
Выясняется, что современная природа без антропогенных ландшафтов немыслима. Помещаем на рисунок заводы, фабрики, машины.
Чего на рисунках не хватает? Дыма.
Таким образом, путем моделирования идет объяснение главных причин и последствий загрязнения. Затем идет обсуждение путей решения проблемы.

Сёмина Галина Валентиновна13.06.2012 140290 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar