Государственное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 277 Кировского района г. Санкт-Петербург
Создатель: Ткачева Анжела Борисовна, учитель-логопед.
Проблемы сохранения здоровья детей, подростков и учащейся молодежи в современных учебных учреждениях: медико-биологический, психолого-педагогический и нормативно-правовой аспекты.
Аннотация
Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения является одной из самых важных социальных, медико-биологических, экономических и политических задач, стоящих перед современным обществом.
Современная школа призвана решать разнообразные и сложные задачи, связанные с обучением и воспитанием, при этом педагогическая деятельность должна быть скорректирована с требованиями сохранения здоровья школьников.
На базе Государственного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 277 создана и успешно работает Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения образовательного процесса учащихся с ограниченными возможностями.
Текст статьи
Здоровый образ жизни школьника представляет интегративную биосоциальную характеристику личности школьника, которая включает в себя знания и представления о здоровье как жизненной ценности человека.
Педагогическая ориентация школьников на здоровый образ жизни – это педагогическая деятельность, направленная на проектирование и реализацию принципов, условий, средств, методов и форм обучения и воспитания, которые способствуют формированию ценностной ориентации детей на здоровый образ жизни, готовности ребенка к его реализации в своей жизнедеятельности.
Здоровьесберегающую образовательную технологию понимают как организацию учебно-воспитательного процесса, при которой не наносится вреда здоровью учащихся и педагогов.
При разработке здоровьесберегающей технологии необходимо построить последовательность факторов, предупреждающих разрушение здоровья. Одновременно следует создать систему благоприятных для здоровья учащихся условий. Особое внимание уделяется формированию гигиенической культуры учащихся, мотивации здорового образа жизни.
Таким образом, к организации здоровьесберегающих технологий существуют психолого-педагогические и медико-педагогические подходы: - направленные на пропаганду здорового образа жизни, использование педагогических приемов для предотвращения нагрузки в учебно-воспитательном процессе; - предполагающие использовать медицинские методы для сохранения здоровья школьников.
Особое внимание на уроках коррекции и развития речи учитель-логопед обращает на использование игры как структурной части урока.
Игры с правилами всегда имеют учебную задачу, которую нужно решить. В процессе игры дети усваивают систему эталонов – сенсорных, этических, практических и др., уточняют их знания о различных сторонах окружающего мира, они учатся применять их в различных ситуациях. Объединяет игру и учение и одинаковый способ действия, который использует школьник, например, классификацию, сравнение, анализ и др. Игра с правилами, так же как и учебная деятельность, имеет коллективный характер: в процессе игры ребенок учится согласовывать свои действия с партнерами, получать общий результат деятельности. Таким образом, компоненты учебной деятельности совпадают со структурой игры с правилами. Игра с правилами, и прежде всего дидактическая игра, занимает определенное место в коррекционно-развивающем обучении, так как способствует формированию новой ведущей деятельности – учебной.
В сегодняшних условиях мы сталкиваемся с существенным общим ухудшением состояния здоровья детей. Это приводит к тому, что ребенок, не только имеет проблемы со здоровьем, но у него появляются и трудности в обучении.
На уроках коррекции и развития речи мы ставим задачи по разнообразию форм работы по формированию у детей культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья.
Без выполнения комплекса мер по охране и укреплению здоровья любые другие мероприятия не оказывают должного эффекта здоровьесбережения.
В нахождении способов решения детьми своих психологических проблем используем сказкотерапию. Сказка – любимый детьми жанр. Она несет в себе важное психологическое содержание, дает первые представления ребенку о возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном, нравственном и безнравственном.
Огромные возможности для душевного здоровья детей имеет музыкотерапия. Музыку рассматриваем как способ улучшения эмоционального фона в классе, что приводит к гармонии взаимоотношений в нем. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка.
Разработана и используется на уроках коррекции и развития речи образовательная программа «Игровой калейдоскоп». Программа направлена на развитие коммуникативных способностей, способствует адаптации ребенка в обществе, учит взаимодействовать в коллективе, способствует формированию у ребенка любознательности, стремления к получению новых знаний. Программа помогает развивать у детей воображение, внимательность, усидчивость, память, упорство в достижении цели, коммуникативные способности, логическое мышление, учит предвидеть последствия своих и чужих поступков.
Все это способствует лучшему функционированию речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков
Литература:
- Н.Ф. Дик «Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников»,2008
- Н.И. Еременко «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» 2009 г
- В.В. Ветрова «Уроки психологического здоровья» 2000 г