РАЗРАБОТКИ

Другие модули


"Формирование общеучебных умений и навыков на уроках чтения"

Валиулина Сауле Токтасыновна, учитель первой категории.
КГУ «Школа-интернат для детей с нарушением слуха (неслышащих)».
г. Семей, Восточно-Казахстанская область.

 

Тема: «Формирование ОУУН на уроках чтения»


Чтение - важнейший общий учебный навык учащихся, поэтому учителям важно владеть такими технологиями обучения, которые дают эффективные результаты. Навык чтения состоит их двух независимых операций: озвучивания и понимания текста. В настоящее время доминируют логопедические методики обучения чтению, делающие акцент на "формальных" приемах звукослияния и звукосочетания. Это приводит к тому, что количество детей, которые могут довольно бегло читать, плохо понимая прочитанное, постоянно растет. Данная технология восполняет дефицит методик, развивающих навык осмысления прочитанного, страдающий у многих современных детей, в том числе и у выполняющих нормативы по скорости чтения.

При обучении чтению эффективно применение трех методов.

Это:

Репродуктивный метод, который подразумевает сплошное чтение. Чтение по цепочке. Беседа по содержанию. Объяснение словаря. Рассматривание иллюстраций, пересказ, просмотр фильмов.
Эвристический метод или частично-поисковый, что обозначает выборочное чтение, обобщающие беседы, составление планов, выборочный пересказ с лексическими заданиями, работа с аппликацией, макетами, словесное рисование, работа по вопросам, сравнение текста с картинками
Творческий метод, который говорит сам за себя - это творческая работа детей: продолжение текста по началу, домысливание сюжета, придумывание нового названия к рассказу, выбор нового названия из предложенных и обоснование сделанного выбора. Работа с загадками и пословицами, самостоятельное оценочное суждение

На уроках чтения мы преследуем три главные задачи:

Обучение техники чтения, работа по содержанию, словарная работа.
Педагог не должен забывать, что уроки чтения - это не только развитие речи детей, но и развитие их мышления, обогащение словарного запаса, расширение кругозора и остаточного слуха детей.
Что означает обучение техники чтения? Мы должны учить детей читать правильно, читать слова, без искажений звукобуквенного состава, без пропусков слогов, с соблюдением правильного дыхания, словесного ударения, пауз и норм орфоэпии. Для этого на каждой табличке, применяемой учителем, должны быть проставлены знаки ударения и замены букв при произношении. Для решения этой задачи ведется работа уже с подготовительного класса - работа с кассой букв. Ученик, складывая каждое новое слово, лучше и надолго его запоминает.

Для закрепления изученного материала еще в подготовительном классе, я применяю такие таблички, где пропущены буквы. Например, тема: Домашние животные.

к р. о а
(корова)
б а а н.
(баран)

Такая работа очень нравится детям, и очень эффективна для запоминания слова.

Техника чтения - это и беглое чтение, чтение в определенном темпе, но не в отрыве от правильности и сознательности. Здесь хочу сказать, что сам учитель должен читать, выделяя ударный слог правильно, а « не дробить» слово, ставя ударение на каждом слоге.

Выразительность чтения - это чтение с соблюдением грамматических и логических пауз. Но в начальном звене доступны лишь простейшие интонации: повествовательные, восклицательные и вопросительные, лишь это по подражанию
Работа по содержанию (второе ведущее направление в работе на уроках чтения) Эта работа заключает в себе следующее: обобщение и систематизация прочитанного, восприятие, осмысление и запоминание прочитанного текста.

С этой целью на уроках возможны различные приемы.

- Выборочное чтение (ответы на вопросы)
- Чтение по готовому плану
- Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).
- Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.
- Чтение названия рассказа. (Как еще можно назвать?)
- Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.
- Нахождение предложения (отрывка), которое мог бы прочитать вот этот человечек:
- Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой, многоточием и т. д.
- Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.
- Чтение, пометка непонятных слов.
- Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги (например: мор-ков-ка).
- Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например к теме "Осень", "Зима" и Т.Д.
- Чтение по ролям (анализируя текст, педагог совместно с учащимися, определяет характер героя, как он должен говорить)
- Чтение про себя (для целостного восприятия текста)
- Конструктивная картинка (заранее, на внеклассном занятие, дети заготавливают необходимые фигурки к тексту, в ходе урока  показывают «картинку» прочитанного)
- Аппликация
- Составление плана, восстановление хроники событий (что было сначала?) Что было потом? С этой целью предлагаю ребятам нарисовать «диафильм», такая творческая работа помогает ребенку активировать и обогатить словарный запас.
- Зарисовки (Прочитай предложения и нарисуй картинку)
- Демонстрация или драматизация. (Н./р. покажите: Робкий заяц спрятался за пенек. Дети показывают)
- Деление текста на части (На сколько частей можно разделить текст?) О чем говорится в первой (второй и т.д.) части?
- Сюжетно-ролевая игра
- Раскрашивание по описанию (н./р. читая рассказ «Дятел», раздаю рисунки дятла в черно-белом варианте, а походу чтения дети раскрашивают картинку)

Разнообразие приемов позволяет добиться желаемого результата - осмысленного чтения. Но учитель должен четко знать, когда и как провести ту или иную работу, исходя из содержания изучаемого текста, возраста и возможностей ребят.

Третье направление работы на уроках чтения - это словарная работа. Суть работы - разъяснение, закрепление и активизация. Словарная работа, по возможности, должна опережать предстоящий, текст, ну а также и можно проводить словарную работу непосредственно при чтении текста.

Очень важно в ходе всего урока не удовлетворяться ответами детей по образцу, а постоянно активизировать их мышление. Кроме того учитель должен использовать каждый текст для осуществления воспитательного воздействия на детей, обогащение их жизненного опыта, проводить аналогии между действиями персонажей и поступками детей. И если дети оценивают поступки героев прочитанного текста правильно, значит, текст понят детьми.

Список литературы.

  1. Борисенко И. В. Методические уроки К. Д. Ушинского.// Начальная школа. – 1994. - №3, - с. 12-19.
  2. Васильева М.С., Оморокова М. И., Светловская Н.Н. актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. – М., Педагогика, 1997, Гл.5 « Проблемы педагогической организации самостоятельного детского чтения»
  3. Джежжелей О.В. Формирование круга чтения младших школьников. // Начальная школа. – 1989 г. - №1. – с. 33 –38.
  4. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М., Просвещение, 1991 г.
  5. Зайдман И. Н. Развитие речи и психолого-педагогичекая коррекция младших школьников.// Начальная школа. – 2003. - №6 – с. 5-14.
  6. Козырева А.С., Яковлева В.И. Виды работ над текстом на уроках чтения.// Начальная школа. – 1990. - №3. – с. 67-69.
  7. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути её развития. Пособие для учителя. – М., «Просвещение», 1975.
  8. Ладыженская Т. А. Речь. Речь. Книга для учителя. – М., «Педагогика»,1990.
  9. Нечаева Н. В. Организация литературного творчества. Методические рекомендации. – М., МП «Начальная школа»,1992.
  10. Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы. // Начальная школа. – 2001. - №5. – с99 101.
  11. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Ярославль. ТОО «Гринго», 1995.
  12. Романовская З. И. Чтение (2класс): Методические рекомендации. – М., Мп «Новая школа», 1992.
  13. Фролова В. Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. –1989 - №7 – С. 24-27.
Валиулина Сауле Токтасыновна20.06.2012 25430 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar