РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Здоровьесберегающие технологии в начальной школе на уроках развития и коррекции речи

Здоровье сберегающие технологии в начальной школе на уроках развития и коррекции речи

Составитель: Ткачева Анжела Борисовна
учитель- логопед,
ГБОУ СОШ №277 г. Санкт-Петербург

2011 – 2012 учебный год


Что такое здоровье?


Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья:
1. Соматическое.
2. Физическое.
3. Психическое.
4. Нравственное.
В упрощенном виде можно считать, что критериями здоровья являются:
• Для соматического и физического – Я МОГУ.
• Для психического – Я ХОЧУ.
• Для нравственного – Я ДОЛЖЕН.
Успеваемость и работоспособность.
Основной задачей педагогики, оберегающей здоровье, является такая организация режима труда и отдыха школьника, создание таких условий для работы, которые обеспечили бы работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволили отодвинуть утомление и избежать переутомления.
Под работоспособностью понимают способность человека развивать максимум энергии и, экономно ее расходуя, выполнять работу качественно и эффективно.
Начальная школа требует при обучении обращаться к разнообразной форме мышления и чередованию видов деятельности, т.е. выполнять определенные дела в определенное время и создавать систему занятости.
Это облегчает работу мыслительного аппарата ребенка, снижает утомление в динамике дня и способствует успеху в освоении учебного материала.

Для создания оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья детей в своей работе использую разнообразные приемы. Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий в себя задания на развитие восприятия, внимания, мышления, памяти, мелкой моторики, упражнения для профилактики нарушения зрения (близорукости и дальнозоркости), элементы дыхательной и координационной гимнастики.
Занятия строятся таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Виды заданий, которые включаю в свою работу:
Дыхательные упражнения.
Глубокий вдох. Во время вдоха медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями вперед.
Задержать дыхание. Во время задержки дыхания сконцентрировать внимание на середине ладоней (ощущение «горячей монетки» в центре ладони).
Медленный выдох. Выдыхая, рисовать перед собой обеими руками одновременно геометрические фигуры (квадраты, треугольники, круги).
• Упражнения для профилактики нарушений зрения.
Глазами нарисовать 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
Глазами нарисовать цифры от 0 до 9.
Глазами нарисовать сегодняшнюю дату.
Нарисовать глазами «Пружинки».
• Упражнения на развитие координации движений и графических навыков.
Рисовать в тетради круги, квадраты, треугольники одновременно обеими руками.
Рисовать обеими руками одновременно морской пейзаж по образцу.
• Упражнения на развитие слуховой памяти, механической зрительной памяти, ассоциативной памяти.
Детям зачитывается, с установкой на запоминание, 10 слов.
Для запоминания предлагается 10 невербальных символов.
Предъявляются 10 предметных картинок для запоминания. Одновременно зачитывается 10 слов, каждое из которых связано по смыслу с одной из картинок. Предлагается запомнить только слова к картинкам.
• Физкультминутки.
Провожу игры со стихами – «расскажи стихи руками». Игры со стихами активно развивают у детей память, внимание, речь и образное мышление; свободу движений и чувство пространства; обогащают внутренний мир.
Осень.
Осень наступила (разводят руки в стороны)
Высохли цветы, (поднимают и опускают кисти рук)
И глядят уныло (голову наклоняют набок, выражение лица – грустное)
Голые кусты (руки с растопыренными пальцами поднять).
Вянет и желтеет (опускают кисти рук)
Травка на лугах (рисуют в воздухе травку)
Только зеленеет (разводят руки в стороны)
Озимь на полях (обводят рукой перед собой полукруг).
Туча небо кроет, (поднятой рукой рисуют тучу).
Солнце не блестит (показывают рукой наверх и мотают головой в знак отрицания)
Ветер в поле воет (наклоняют поднятые руки вправо-влево)
Дождик моросит… (рисуют капельки дожди)
Зашумели воды (одну руку прикладывают к уху)
Быстрого ручья (другой рукой рисуют волнистую линию)
Птички улетели (делают взмахи руками-крыльями)
В теплые края (машут рукой – прощаются).
• Итог занятия.
Детям предлагается дорисовать предложенную фигуру, выразив свое настроение.

Заключение.
Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомление, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья школьников.
Ткачева Анжела Борисовна11.06.2012 45230 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar