РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Принципы формирования среды в объединениях дополнительного образования молодежи при ОУ НиСПО

Принципы формирования среды в объединениях дополнительного образования молодежи при ОУ НиСПО

Сегодня, когда ушла в прошлое концепция «образование на всю жизнь» и в обществе укрепляется ее наследница – концепция «образование через всю жизнь» все более активно поднимаются вопросы дополнительного образования.

Несмотря на то, что сегодня у большинства людей при слове «дополнительное образование» в первую очередь всплывает образ детских и молодежных кружков и спортивных секций, тем не менее, все больше людей говорят о втором высшем образовании, курсах повышения квалификации, профессиональных тренингах и т.д. Из этого можно сделать вывод, что дополнительное образование перестало восприниматься как молодежное развлечение, а все более и более соответствует своему названию и воспринимается как способ приобретения навыков, которые дают возможность получать доход.

Однако в данной статье нам бы хотелось затронуть вопрос именно о дополнительном образовании учащейся молодежи, и, особенно той ее части, которая получает не высшее, а среднее - специальное образование в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.

В Германии существует поговорка – «Молодость, это только способ обеспечить себе старость». Немцам нельзя отказать в практичности. Наши молодые люди, особенно обучающиеся в средних специальных учебных заведениях (ПТУ, техникумах, колледжах и т.д.), в большинстве своем получают только одну специальность – ту, на которую они поступили в учебное заведение. Сравнительно небольшая часть этих ребят занимаются дополнительно спортом, техническим творчеством, искусством или чем-либо подобным. Таким образом, в результате обучения общество получает в лучшем случае хорошего специалиста, не способного, за редким исключением, гибко реагировать на частые и многочисленные изменения рынка труда, политической ситуации и т.д. Кругозор и сфера интересов такого человека узки, что затрудняет его общение с другими людьми, создание семьи, воспитание детей, а часто ведет к злоупотреблению алкоголем, наркотиками, или к другим формам асоциального поведения. Такие люди при возникновении малейших трудностей теряют жизненные ориентиры, возможно, работу и, как следствие – все средства к существованию.

Особенно важной нам представляется возрастная группа от 15 до 18 лет. Дело в том, что в этом возрасте человек производит выбор уже гораздо более осознанно, чем в ранний период. Им движет не просто интерес, а интерес прикладной, так как в этом возрасте большинство молодых людей если и не окончательно встали на свой будущий жизненный путь, то, по крайней мере, определились с принципиальным направлением.

На данном этапе очень важно предложить молодому человеку возможность получить дополнительные знания и, особенно практические навыки. Поэтому в рамках современной воспитательной системы дополнительное образование должно восприниматься как одно из приоритетных направлений.

Основным препятствием на этом пути становится инертность той части молодежи, о которой мы говорим. В силу ряда причин эти ребята не активны или слабо активны. Главной задачей становиться их привлечение в систему дополнительного образования.

На наш взгляд, одним из факторов сдерживающих молодых людей является потеря дополнительным образованием значимости в глазах молодежи. Фраза «я записался в кружок» или секцию, часто вызывает у молодых людей снисходительную улыбку или вопрос: «что тебе делать нечего?».

За объяснением этой ситуации мы обратились к педагогам и психологам, работающим с молодежью и после целого ряда бесед с ними, пришли к следующему выводу: молодые люди интересующей нас категории нацелены на быстрое получение специальности и самостоятельное зарабатывание денег. Для большинства из них деятельность, не приносящая материального дохода, и даже та, которая способна приносить доход, но не сейчас, а в будущем, серьезной ценности не имеет.

Кроме того, как уже было сказано, большинство из этих ребят имеют довольно низкий уровень образования, поэтому часто не могут представить, как можно применить имеющиеся знания и навыки.

В нашей стране возникло и получило свое развитие большое количество форм дополнительного образования детей и подростков. Накоплен богатейший педагогический опыт в этой области. Развитие этого опыта, формирование в молодежных объединениях дополнительного образования среды, привлекающей в нее молодежь, является одной из важнейших воспитательных задач.

Каждое образовательное учреждение начального и среднего профессионального образования осуществляет в рамках воспитательной работы деятельность по дополнительному образованию. Исходя из материальных и кадровых возможностей ОУ, организуются секции, кружки и студии, в которых занимаются обучающиеся данного учреждения. Казалось бы все хорошо. Однако, в действительности все не совсем так. Работа этих молодежных объединений довольно жестко регламентируется государством: контролируется количество занимающихся (не менее 15 человек), ведется журнал занятий, подобный школьному. Программы работы кружков и секций пишутся до начала работы объединения, и, соответственно не могут быть согласованы с мнением самих ребят – участников объединения. Все это отталкивает молодых людей от занятий в кружках. Работа по вовлечению молодежи в эту систему так же весьма формализована, планируема и подотчетна. Поэтому некоторые кружки или секции перестают существовать, либо существуют чисто формально, приписывая количество несуществующих участников для того, что бы набрать необходимые по закону 15 человек.

А ведь система дополнительного образования – именно та сфера, где в полной мере могут применяться принципы субъект – субъектного подхода в воспитании и педагогики сотрудничества.

Мы предлагаем несколько принципов, которыми, как нам кажется, могут способствовать формированию в молодежных объединениях благоприятной и привлекательной для молодежи среды:

1. «Не кружки, а объединения» (театры, студии, клубы). Если в той части системы дополнительного образования, которая является самостоятельной структурой, то есть в домах творчества юных, домах культуры или клубах по месту жительства этот принцип уже получил широкое распространение, то в УО НиСПО он распространен слабо. Для современного молодого человека чрезвычайно важен внешний образ (имидж), поэтому «участие в молодежном объединении (или клубе)» гораздо привлекательнее, чем «занятие в кружке».

2. «Три источника …» Сегодняшняя процедура выбора направлений дополнительного образования в ОУ НиСПО чаще всего напоминает сцену из знаменитого фильма «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен»: «Здесь мячи кидаем, здесь кольца кидаем, здесь петлей на удочку кегли ловим…». То есть набор кружков определяется «по инерции» - одни и те же кружки и секции существуют из года в год. Обычно при выборе направлений дополнительного образования исходят из внутренних резервов педагогического коллектива, реальных потребностей образовательной учреждения, и возможностей материально-технической базы. И это правильно. У нас нет желания не только привносить в эту область нечто иное, но даже серьезно критиковать данный принцип. Хочется сказать только одно «но». Здесь не должно быть «инерции». Руководством ОУ должна постоянно отслеживаться динамика по каждому из трех определяющих факторов.

Методы мониторинга могут быть любыми от простого наблюдения до SWOT-анализа.

Причины такого пристального внимания просты:

  • только человек сам увлеченный своим делом может увлечь им других, поэтому администрация должна иметь представление об интересах своих работников, вплоть до хобби, что бы при необходимости использовать это на благо ребят и самого работника;
  • в ходе своей деятельности ребятам особенно интересно ощущать свою значимость, это может быть достигнуто выполнением работ на благо учебного заведения, защитой его чести на конкурсах и спортивных состязаниях и т.д.
  • желания должны соответствовать возможностям, ведь «замахнуться» на серьезное дело «заразить» им ребят, и провалить его из-за недостатков материально-технической базы, чаще всего означает ребят потерять.

3. «Не руководитель, а лидер» (или руководитель + лидер). В этой сфере человеческой деятельности чрезвычайно важен личный авторитет и способность одного человека увлечь своим делом других. Поэтому руководитель кружка – педагог, должен либо сам стать неформальным лидером, либо выявить такого лидера из числа участников объединения и установить с ним очень плотный контакт, сделав своим главным помощником. В данной ситуации для взрослого наиболее важным становиться не его профессионализм, а умение и желание понять молодого человека, зародить в нем интерес к своему занятию или направить уже существующий интерес подростка в определенное русло. Поэтому мы считаем необходимым ориентироваться именно на это при подборе кадров для работы с молодежью. Ведь многие сегодняшние молодые люди уже многое умеют сами, технические возможности это позволяют, но как часто говорит М. Задорнов: «Не имеют вектора в развитии». Вполне возможна такая ситуация, что пришедшие в объединение люди, с технической точки зрения могут оказаться более «подкованными» чем взрослый руководитель, поэтому мы сформулировали следующий принцип.

4. «Встретились два профессионала…». Не надо загонять ребят в формализованные рамки «системы образования» пусть и дополнительного. Имеет смысл предложить ему не позаниматься и, даже не поучиться чему-либо, а вместе со всеми «поработать» над чем-либо, или даже доверить самостоятельный участок, который является, тем не менее, частью чего-то целого. Необходимо дать понять, что его уважают и ценят те знания и навыки, о которых он говорит. Ему верят. Но постепенно надо создать вокруг него среду в которой он должен либо доказать свою состоятельность и проявить желание совершенствоваться в своем деле, либо понять свою несостоятельность и ощутить потребность в дополнительных знаниях. При этом атмосфера в коллективе должна быть такой, что бы подросток не стыдился задавать вопросы и просить помощи. Это позволит ребятам ощутить свою значимость и сопричастность общему делу – самый главный, необходимый нам результат. Для усиления этого эффекта мы предлагаем еще один принцип.

5. «Не программа обучения, а программа работы». Многие молодежные объединения уже довольно давно начали планировать свою работу, исходя из пожеланий и предложений самих участников. Однако, чаще всего, это касается неформальных объединений и объединений более организованной вузовской студенческой молодежи. Но ребята идут в объединение для того, что бы заниматься интересующим их делом, и, со свойственной молодым самоуверенностью, считают, что прекрасно разбираются в вопросе (кстати, часто это действительно так). Поэтому фраза «сегодня мы займемся вот этим …» произнесенная взрослым руководителем при первой встрече может навсегда оттолкнуть подростка от участия в этом деле. Поэтому вполне приемлемой может быть даже такая ситуация, когда руководитель произнесет фразу: «Не знаю что делать» или «Не знаю как это сделать» и «Давайте подумаем вместе», стимулируя, таким образом, самостоятельное мышление ребят.

6. «Ты нужен». Интерес к общему делу не всегда является общим интересом. В спортивных и художественных формальных объединениях вполне нормальным считается элемент здорового, а иногда и нездорового соперничества между участниками. Такая ситуация в нашем случае не желательна. Важно убедить ребят в том, что они здесь нужны, без них здесь обойтись трудно, им рады и т.д. При чем они нужны ВСЕМ, без них трудно ВСЕМ, им рады ВСЕ. Кроме того, необходимо поставить работу таким образом, что бы цель у всех была одна, хотя вполне возможно, что при этом каждый будет решать отдельную самостоятельную задачу, которая ему интересна и по силам. Этот давно известный метод коллективного творческого дела как ничто другое позволяет сплотить и сдружить коллектив.


Подводя итог сказанному, хочется подчеркнуть, что:

Во-первых: мы не призываем к какой либо глубокой реформе системы дополнительного образования в ОУ НиСПО, мы бы хотели только добиться несколько иного, более внимательного взгляда на нее.

Во-вторых: система дополнительного образования в ОУ НиСПО является мощным инструментом воспитательной работы. Именно через эту систему возможен прямой, неформальный диалог с молодыми людьми. Именно она способна пробудить в ребятах интерес к искусству, технике, спорту, к творчеству вообще.

Участие в молодежных объединениях способно дать молодому человеку множество полезных знаний и навыков, в том числе активизировать профессиональное творчество.

Именно здесь проще создать ситуацию успеха для молодого человека, потому что здесь нет государственных стандартов, проще сформировать коллектив, потому что есть общее дело и общий интерес. Можно перечислить еще немало разных «проще..», но самое главное здесь проще помочь молодому человеку стать полноценным и полноправным членом общества.

Куконков Иван Павлович26.06.2012 13400 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar