РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Роль среды образовательного учреждения начального и среднего профессионального образования в процессе профессионального становления учащейся

Роль среды образовательного учреждения начального и среднего профессионального образования в процессе профессионального становления учащейся

Современные социальные процессы, формируют две, на первый взгляд, противоположные тенденции: с одной стороны, стремление людей к самостоятельности и независимости от общества, а с другой стремление общества к усилению своего влияния на формирование человека. Процесс становления личности в изменяющемся обществе характеризуются переплетением данных тенденций и усилением тех компонентов, которые способны их интегрировать.

Одним из таких компонентов выступает социально-профессиональная ориентация учащейся молодежи. «Социальная ориентация, т.е. определение места в социальной структуре, определяется, в основном, через ориентацию профессиональную – определение места в профессиональной структуре общества» .

ЮНЕСКО определяет профессиональную ориентацию как помощь, оказываемую личности в использовании своих личных особенностей, предоставление человеку возможности развивать их так, что бы он был в состоянии выбирать для себя области обучения и трудовой деятельности в ходе изменяющихся условий его жизни и, с одной стороны, быть полезным обществу, а с другой – достичь личных стремлений.

Социально-профессиональная ориентация является в первую очередь социально-педагогической проблемой, предполагающей выявление задатков, склонностей, способностей, развитие интересов в процессе поиска своего места в обществе.

Проблема профессиональной ориентации школьников поднималась неоднократно. Но заслуживает внимания и такой аспект данной проблемы как профессиональная ориентация той части учащейся молодежи, которая, на первый взгляд, уже сделала свой выбор. В первую очередь речь идет об учащихся профессионально-технических училищ, студентах техникумов и колледжей.

Многие из них, в силу разных причин, к каковым можно отнести низкий уровень общего образования, ограниченность финансовых возможностей и тому подобное, сделали свой выбор, основываясь скорее на принципе доступности данного вида образования, чем ориентируясь на свои желания. Следствием этого является отсутствие стремления к овладению профессией, и низкий уровень квалификации на выходе.

Преодоление этой проблемы возможно через изменение отношения молодого человека к той профессии, которой он обучается. Для этого необходимо, что бы в сознании подростка образ того будущего, которого он хотел бы достичь, оказался бы неразрывно и напрямую связан с этой профессией.

Информация о получаемой профессии и о перспективах, связанных с ее освоением, до обучающихся педагогами, безусловно, доводится. Но превращение этой информации в часть мировоззрения молодого человека, разделение им профессиональной культуры гораздо более сложная, но необходимая задача. Формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом, называется интериоризацией. Это является психологической основой воспитания профессионала, и, следовательно, основной задачей воспитательной работы в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Положительно повлиять на процесс интериоризации способна среда образовательного учреждения. Проблема влияния среды на развитие личности не нова для педагогики. Значение среды в воспитании признавали А.С. Макаренко, М.М. Пистрак, В.Н. Сорока-Росинский, К.Д. Ушинский и др. Большой вклад в разработку теории педагогической среды внесли Ж.Ж. Руссо, Ф. Фребель, М. Монтессори, Д. Дьюи, С.Т. Шацкий. В последние годы интерес исследователей к феномену среды заметно возрос. Появилась концепция средового подхода в воспитании, т.е. способа организации среды и оптимизации ее влияния на личность школьника, автором которой является Ю.С. Мануйлов.

В научной литературе существует множество определений категории «среда», но для педагогической теории и практики актуальным является следующее: «Окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий» . Ю.С. Мануйлов определяет среду как то, среди чего пребывает субъект, посредством чего формируется его образ жизни, что опосредует его развитие и "осредняет" личность.

В педагогике существует, так же, понятие «среда воспитания», под которым понимаются «Материальные, духовные, общественные условия существования и деятельности воспитанника; объекты природы, культуры, взаимоотношения между людьми. Включает в себя среду класса, школы, семьи» .

Создание среды с определенными параметрами в образовательном учреждении, подготавливающем специалистов в той или иной области, возможно на основе концепции будущего. Молодой человек, пришедший учится в образовательное учреждение, должен в самом начале обучения самостоятельно определить свое идеальное будущее. Педагоги должны ему в этом помочь. Таким образом, ученик сам формирует для себя Концепцию будущего (КБ) и план работы над собой. Концепция будущего должна представлять собой систему намерений, ценностей, понятий, взглядов, руководящих идей и ведущих замыслов, описывающих будущее идеальное состояние объекта управления и среды его существования, а также пути, методы и средства продвижения к этому состоянию.

Образ будущего для подростка это представление об образе жизни, какой ему хотелось бы вести в будущем. Сложность такой категории, как «образ жизни» обуславливает возможность ее анализа и выделения составляющих ее элементов.

В структуре КБ можно выделить отдельные области или направления. Для их изучения можно использовать уже существующее понятие - «образ реального результата» (ОРР). Результат - это то, чего достигает человек в процессе своей деятельности. Человек и люди оценивают результаты деятельности человека, а через них и его самого, а также значимость его деятельности. Исследования российских психологов (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина) показали, что умственные действия формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план.

Концепция будущего подростка, таким образом, представляется как комплекс образов реального будущего и реализуется через них.

В случае достижения педагогами поставленной цели их деятельность должна трансформироваться в Концептуальное управление (КУ) процесс целенаправленного опосредованного управления процессом реализации концепций будущего студентов. Основной проблемой и одновременно задачей КУ в образовательном учреждении и становится интериоризация, то есть перевод внешнего действия во внутренний психический план подростка.

Таким образом, приоритетные цели воспитательной работы можно сформулировать таким образом:

1. Формирование у обучающихся четкого образа своего желаемого будущего (КБ) на начальном этапе обучения.

2. Формирование в ОУ среды, способствующей реализации концепций будущего обучающихся.

Процесс воспитания, который, чаще всего, определяется, как целенаправленное управление процессом развития личности, в ОУ НиСПО представляет собой в первую очередь управление процессом профессионального развития личности. Поэтому при планировании стратегических направлений изменений в области воспитательной работы, необходимо учитывать два основных фактора:

1. Требования, выдвигаемые государством к выпускникам, сформулированные в ФГОСах в виде компетенций.

2. Разнообразие склонностей и интересов обучающихся.

Период обучения в ОУ НиСПО варьируется от 2.5 лет (в группах НПО) до 3.5 лет (в группах СПО). Следовательно, возможный период педагогического воздействия, которое на молодого человека может оказать среда ОУ, весьма ограничен. Поэтому становится необходимым введение дополнительных факторов: интенсивность педагогического воздействия, способность системы к расширению своего временного сегмента.

Структуру воспитательной работы в ОУ НиСПО можно представить в виде схемы:

Где:

  • ПФКб – период формирования концепций будущего обучающихся
  • Пр – профориентационный период
  • Об – образ будущего
  • СТНВ – сектор требуемых направлений выпуска

Исходя из данной схемы, систему воспитательной работы можно описать следующим образом:

1. Выпускник школы (учащийся 9-го или 11-го класса) на последнем году обучения делает выбор и принимает решение о направлении дальнейшего обучения. Этот период является наиболее благоприятным для проведения профориентационной работы. На схеме этот период обозначен Пр1. Пр1 – имеет потенциал расширения и за его счет может увеличиваться время педагогического воздействия ОУ НиСПО на подростка.

2. Первоначальный период пребывания молодого человека в ОУ (в среднем от 3 до 10 месяцев), (Пр2) – это период складывания общих представлений о профессии, о перспективах, которые дает она и обучение в данном образовательном учреждении этой профессии, восприятие первичных принципов профессиональной этики. На этом этапе происходит закрепление жизненных и профессиональных ориентиров, заложенных в период Пр1.

3. Периоды Пр1 и Пр2 должны представлять собой единый, непрерывный процесс формирования у обучающегося желаемого образа будущего, связанного с получаемой профессией. Поэтому он обозначен ПФКб - период формирования концепций будущего.

4. Среда образовательно учреждения должна представлять собой систему элементов, способствующих успешному профессиональному и личностному развитию обучающегося. Среди элементов можно назвать следующие: личности педагогов ОУ, объединения обучающихся по интересам, самоуправление обучающихся, график образовательного процесса, промежуточные и итоговые испытания и др. Все эти элементы образуют вокруг себя ниши и формируют стихии.

5. Наиболее важным элементом схемы является сектор требуемых направлений выпуска (СТНВ). Федеральные государственные образовательные стандарты и сама суть профессионального образования подразумевают определенную ограниченность направлений профессионального пути молодых людей, обучающихся в том или ином профессиональном образовательном учреждении. Важнейшей задачей воспитательной работы становится сообщение обучающимся тех свойств личности и профессиональных компетенций, которые обеспечили бы их профессиональное развитие по любой траектории в пределах СТНВ. Образы будущего, обозначенные нами на схеме Об1, Об2 и Об3, по умолчанию, предполагают непосредственную связь с профессией, получаемой в ОУ, поэтому профессиональное развитие выпускника по данной траектории означает успешное решение образовательным учреждением задачи воспитания специалиста.

6. Главный показатель эффективности воспитательной работы в этом случае прост и ясен – это увеличение количества выпускников связавших свой жизненный путь с профессией, полученной в ОУ. Статистка, демонстрирующая динамику этого показателя, расширенная за счет показателя успешности выпускников в профессиональной деятельности, становится основным критерием воспитательной работы.

7. Таким образом, можно сформулировать цепь задач, стоящих перед педагогическим коллективом ОУ НиСПО:

  • Мониторинг стихий существующих в студенческом и педагогическом коллективах.
  • Выбор стихий, существование которых в состоянии обеспечить желаемый результат, то есть сформирует среду с нужными нам параметрами.
  • Выбор и создание ниш, способных влиять на стихии уже существующие в студенческом коллективе и формировать (при необходимости) те которые необходимы для достижения желаемого результата.
  • Определение ниш и стихий, мешающих достижению желаемых результатов и принятие мер по ограничению их влияния на педагогический и ученический коллективы.

Решение этих задач представляет собой комплекс мероприятий направленных на решение каждой из вышеуказанных задач.

Куконков Иван Павлович26.06.2012 19300 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar