РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование у учащихся социально-экономического класса профильных компетенций при изучении английского языка.

Формирование у учащихся социально-экономического класса профильных компетенций при изучении английского языка.

Романенко Елена Федоровна
учитель английского языка
МБОУ СОШ №28
ст. Тамань
Краснодарского края.


Цель обучения в социально-экономическом профиле - формирование экономической и правовой культуры учащихся как средства социализации личности.

Исходя из этого, профильными компетенциями в социально-экономическом профиле рассматриваются социально – деятельностная, ценностно-смысловая и общекультурная.

Социально – деятельностная компетенция подразумевает: готовность к сознательной деятельности, основанной на знании и опыте, которые приобретаются в процессе обучения; стремление к проектированию своей профессионально деятельности; умение ориентироваться на рынке труда; знание правил профессиональной этики; понимание своих социальных ролей и готовность их выполнять.

Ценностно-смысловая компетенция – это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решение. Она обеспечивает механизм самоопределения ученика в учебной и иной деятельности, от нее зависит образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности.

Общекультурная компетенция – это круг вопросов, по которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно – досуговой сфере. Сюда же относится опыт ученика в освоении научной картины мира, расширяющийся до культурологического «всечеловеческого» понимания мира.

Профильные компетенции формируются через содержание профильных и базовых предметов.

Базовый предмет «Английский язык» является средством формирования профильных компетенций у учащихся социально – экономического профиля. Таким образом, цель обучения английскому языку в социально – экономическом профильном классе - это дальнейшее развитие и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции в сферах общения, связанных с экономикой, политологией, социологией и бизнесом.

Задачи обучения:

  1. Овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения, увеличение объема лексических единиц.
  2. Развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях.
  3. Совершенствование коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме.
  4. Увеличение объема знаний о социокультурной специфике стран изучаемого языка, совершенствование умений планировать свое речевое и неречевое поведение. адекватно специфике социально – экономического профиля, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и стран изучаемого языка.
  5. Дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации.
  6. Развитие и совершенствование таких специальных учебных умений как написание резюме, заполнение анкеты, таможенной декларации, письма, рекламации, предложения.
  7. Развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью; использованию иностранного языка в других областях знаний; личностному самоопределению в отношении их будущей профессии; социальной адаптации.
  8. Формирование качеств гражданина и патриота.

Содержание предмета определяется федеральным государственным стандартом среднего (полного) общего образования и целями и задачами социально – экономического профиля.

Формирование и развитие информационной культуры средствами иностранного языка предполагает широкое использование информационно-коммуникативных технологий и развитие у учащихся следующих умений:

  • участвовать в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;
  • извлекать необходимую информацию из иноязычных источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график, диаграмма);
  • создавать материал для устных презентаций с использованием на старшей ступени мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий;
  • общаться в виртуальном пространстве, умение работать с Интернет-ресурсами;
  • осуществлять поиск, систематизацию и обобщение полученной информации.

Изучение следующих тем способствует формированию социально – деятельностной компетенции: «Западные демократии. Демократичны ли они?», «Легко ли быть молодым?». Темы, способствующие формированию и развитию общекультурной компетенции – это «Как разнообразен мир», «Изобретения, которые потрясли мир». Ценностно – смысловая компетенция формируется на основе тем «Что волнует молодое поколение?», «Является ли система социального обеспечения справедливой?» и «Что развлекает тебя?». Базой является УМК В.П. Кузовлева «English 10-11».

Процесс обучения строится таким образом, что большую часть знаний учащиеся должны «добывать» самостоятельно. Они не выполняют задания «по образцу», а учатся сравнивать, анализировать, искать общее и специфическое, делать выводы. Речемыслительный поиск способствует развитию речевых способностей, психических функций и мыслительных операций (догадка, логическое изложение мысли, обобщение).

Развитию и совершенствованию таких предметных компетенций, как речевая, языковая и социокультурная способствует работа над творческими проектами. Этот вид деятельности требует от учащихся воображения, фантазии, творческого мышления, самостоятельности. При создании и защите проектов они применяют на практике знания, полученные ранее, вовлекаются в поисково-исследовательскую деятельность (при отборе нужной информации), учатся ставить перед собой цель, планировать свою деятельность и решать поставленную задачу. Темы проектов могут быть взяты из УМК В.П. Кузовлева, могут быть предложены учителем или самими учащимися. Работа эта коллективная (мини-группы из 3-4 человек), парная, редко индивидуальная. Критерии оценки такой работы оригинальность оформления, способ представления (презентации), владение материалом.

Развитие лексических навыков для последующего их включения в речевую деятельность учащихся является основной задачей в овладении лексикой. Применение компьютерных технологий при формировании лексических навыков значительно усиливает эффективность данного процесса. Как известно, навыки подразделяются на две группы: продуктивные и рецептивные лексические навыки. В компьютерной программе для обучения лексике "Английский язык для 5-9 классов" и "Language in Use" компьютерное ознакомление позволяет выполнить следующие операции с лексическими единицами:

Рецептивный аспект:

  1. Распознавание графического образа слова на основе его звукового образа: компьютер произносит слово, учащимся следует найти его в списке слов.
  2. Распознавание значения слова на основе его звукового образа: компьютер произносит слово, ребята находят соответствующую картинку (или слово родного языка).
  3. Распознавание значения слова на основе его графического образа: компьютер показывает слово, школьники подбирают соответствующую картинку (или слово родного языка). Графическая форма: на экране даны буквы i, l, k, e. Ребятам предлагается составить из них слово.
  4. Распознавание графического образа слова на основе его значения: компьютер показывает картинку, ученики находят слово иностранного языка, соответствующее картинке.
  5. Классификация имеющихся слов по значению: компьютер показывает слова, учащимся следует подобрать к каждой картинке слово из имеющихся слов, помещая их на соответствующие картинки.

Рецептивно - продуктивный аспект:

Актуализация графического образа слова по его звуковому образу: компьютер произносит слово, школьнику следует написать его.

Продуктивный аспект:

  1. Актуализация графического образа слова по его значению: компьютер показывает картинку, ученик пишет соответствующее слово.
  2. На экране появляется русский перевод слова. Ученик произносит это слово на английском языке до тех пор, пока все слова не будут произнесены правильно.

Контроль усвоения материала проверяется с помощью онлайн уроков, диска «Экспресс – подготовка к экзамену 9-11», вебквест технологий, написания личного письма или эссе, презентаций ученических мини-проектов в Power Point.

Использование нами компьютерных программ при формировании навыков учащихся на уроках во время практики показало, что компьютерные технологии обучения полностью отвечают целям, поставленным при обучении коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка. Компьютерные технологии применялись нами наравне с традиционными средствами обучения. Однако практика применения компьютерных программ показывает, что компьютерные технологии имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Среди них индивидуализация и интенсификация самостоятельности учащихся, повышение познавательной активности и мотивации, интенсификация обучения и создание комфортной среды обучения.

Романенко Елена Федоровна26.06.2012 20440 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar