РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование элементов проблемного обучения на уроках биологии в 9-11 классах

Использование элементов проблемного обучения на уроках биологии в 9-11 классах


В.А.Сухомлинский написал: «Страшная это опасность - безделие за партой, безделие месяцы и годы. Это развращает морально, калечит человека и ... ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть труженником - в сфере мысли...»

В биологии очень много интересного, но особенно ребят привлекает раздел «Человек и его здоровье»-9 класс. Интерес не случаен, так как учащиеся познают себя, узнавая новые сведения о своем организме, функциях органов, заболеваниях, их причинах и мерах профилактики. Для учителя важно, чтобы уроки не были скучными, монотонными и не сводились к простому пересказу материала школьного учебника. Важно создать в классе атмосферу учебной деятельности, позволяющей ученикам думать, размышлять, находить скрытые возможности своего организма.

Для этого можно использовать систему разнообразных вопросов и заданий, использовать элементы проблемного, поискового обучения. Особенно активизирует мыслительную деятельность учащихся вопросы, требующие установление сходства и различия. Чем меньше они выражены, тем интереснее их находить. Например, на уроке по теме «Общее знакомство с организмом» можно предложить сравнить организм человека и простейшего животного. Основываясь на знаниях зоологии и урока по теме, ребята отличают сходство в клеточном строении, а различия в функциях и строении отдельных органов у человека, а у простейших одна клетка выполняет функции всего организма.

Одна из форм умственного поиска – установление причинно-следственных связей. Например, в некоторых темах можно использовать задания следующего типа:

  1. Спасая жизнь человека, врачи делают переливание крови, но больному становится хуже. О чем свидетельствует этот факт и каковы его последствия?
  2. Многие дети постоянно жуют жевательные резинки. Почему это опасно для здоровья?

Один из видов активного поиска на уроках - выбор верного варианта на основании анализа и нескольких других различных ответов. Например, на обобщающем уроке по теме «Пищеварение» можно предложить вопросы разной сложности, оценивая их своим баллом от 1 до 5. По количеству набранных баллов, выставляется соответственная оценка:

  1. Из каких тканей состоят желудок, кишечник, пищевод?-5б
  2. Что контролирует и регулирует деятельность пищеварительных органов?-5б
  3. Как подразделяются зубы по строению и функциям?-3б
  4. Какое строение имеет зуб?-2б
  5. Какие органы входят в состав пищеварительной системы?-1б
  6. Опишите процесс переваривания пищи в желудке и тонких кишках?-5б
  7. Какова роль желчи в пищеварении?-4б
  8. Меры профилактики желче-кишечных заболеваний?-2б
  9. В чем проявляется защитная роль печени?-3б
  10. Назовите функции каждого отдела пищеварительной системы?-2б

Для оценки «отлично» нужно 10 баллов.

Наибольший интерес у ребят вызывают вопросы на нахождение и исправление чьих-либо ошибок: фактических и логических. Это важно и для воспитания внимательности на уроках.

На уроках биологии в 10-11 классах также можно использовать элементы проблемного обучения для активизации мыслительной работы учащихся. Например, в теме «Основные направления и пути эволюции» учащиеся используют знания ботаники и зоологии, отвечая на вопрос «О чем может свидетельствовать конвергентное сходство ряда органических форм?» Сначала приводят примеры: сходство формы тела и плавников у неродственных быстро плавающих животных: акулы, ихтиозавра, дельфинов; крылья бабочек и птиц. А затем ребята делают вывод: у организмов развиваются приспособления в результате жизни в одинаковых условиях среды.

Использование элементов проблемного обучения позволяет создать на уроке атмосферу творческой работы учащихся, сохранить интерес к изучению предмета.

Литература:

1.Татарникова Г.В. «Элементы проблемного обучения». Биология в школе. 1995 год, №2.

2.Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972 год.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены