РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Влияние социума на духовно-нравственное воспитание подростков.

Влияние социума на духовно-нравственное воспитание подростков.

В наше время перед любым учителем и классным руководителем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества. Нравственные изменения, с которым встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Влияние периодической печати, радио, кино и телевидения, художественной литературы на воспитание учащихся очень велико. На взгляды, идейные убеждения школьников огромное влияние оказывает и все то, что ребенок видит и слышит вне школы, в том числе и дома. И не всегда он находит во всем подтверждение тому, что внушается школой. Порой школа не в состоянии противостоять негативному влиянию социума на формирование подростков. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому как губка впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни.

В связи с этим проблемы духовно-нравственного воспитания относятся на данный момент к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. В обоснование этого факта можно привести постоянно растущие цифры преступности, особенно молодёжной, а также готовность многих людей действовать в достижении материального благополучия на грани закона и беззакония. Духовно-нравственное воспитание – двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии учителя на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении. Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости. Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Задача классного руководителя контролировать и направлять процесс духовно-нравственного воспитания через осмысление общечеловеческих ценностей.

С этой целью проводятся беседы, классные часы, внеклассные мероприятия, организуется участие в общешкольных мероприятиях и конкурсах. Подготовка к этим мероприятиям способствует не только расширению кругозора, выработке активной жизненной позиции, приобретению определённого опыта, но и стимулирует процесс самовоспитания – участвуя в них, учащиеся имеют возможность познакомиться с историческим наследием человечества, узнать информацию о людях, которые являются примером для подражания, тем самым приобщаются к общечеловеческим ценностям. Школа, пожалуй, осталась едва ли не единственным «островом надежды» для нашего общества и наших детей. В нашей школе каждый классный руководитель работает по отдельной специально разработанной воспитательной программе. Мне хотелось бы обозначить не только отдельные направления и проведенные мероприятия в рамках этой программы, но и отметить достижения моих детей, для которых они проводились.

Ребята принимают активное участие в городских, общешкольных и классных мероприятиях: конкурсах, концертах, музыкальных фестивалях, в городских выставках технического творчества, рисунков и плакатов.

С целью создания условий для социального самоопределения на будущее, развития диалектического взгляда на сущность вещей и явлений, преодоления нравственного максимализма, воспитания культа знаний, труда, здоровья, семьи проведены такие мероприятия как: кл. час «Нам космос покоряется» (викторина), День здоровья «Спорт за здоровый образ жизни», акция «Самый здоровый класс» IIместо, конкурс плакатов «Здоровый образ жизни» (Iместо), классный час «Похититель рассудка - алкоголь», классный час по теме: «О правилах дорожного движения», участие в трудовой акции «Мы за чистый город», общешкольной акции «Приведи в порядок школу», в акции «Откажись от сигареты», в акции «Откажись от мобильного телефона».

С целью развития познавательного интереса старшеклассников, поддержания интереса к учебе, уверенности в значимости высокого уровня знаний, совершенствования условий для развития потребностей в самопознании, самовоспитании, саморазвитии и самоопределении на основе нравственных ценностей и ведущих жизненных ориентиров проведены такие мероприятия как: Новогодний КВН Iместо (Белякова В., Шабалина О., Ерохина И., Курочкин А., Федотов И, Добрынин А., Ваняшин Р., Катин А., Перепёлкин В.), математический КВН – Iместо (Белякова В., Шабалина О., Ерохина И., Курочкин А., Федотов И, Добрынин А., Ваняшин Р.), концерт, посвященный Дню мамы «Фейерверк талантов»( Шабалина О), конкурс на самый лучший Новогодний плакат – IIIместо,

конкурс «Лучший ученик года» ,( Шабалина О), участие во Всероссийской олимпиаде по предметам, в научно – практической конференции «Старт в науку», в районной выставке технического и декоративно – прикладного творчества «От ремесла к искусству», «Декоративно – прикладное творчество», в районном мероприятии КВН.

С целью воспитания гражданственности и приобщения к духовным ценностям своего Отечества проведены такие мероприятия как: районный фестиваль патриотической песни «Чувства опалённые войной» (Белякова В., Шабалина О., Ерохина И., Курочкин А., Федотов И, Добрынин А., Ваняшин Р.), школьный конкурс патриотической песни «Чувства опалённые войной» (Белякова В., Шабалина О., Ерохина И., Курочкин А., Федотов И, Добрынин А., Ваняшин Р., Казакова Н., Морозова К.), конкурс плакатов «Любимый город» (Морозов А., Белякова В., Чунаков Д.) Iместо, Супер-шоу «Стартинейджер», посвящённое 90-летию г.Ртищево, команда «Импульс»(Курочкин А.,Леонтьев И.,Кислова М.,ПерепёлкинВ.,ВаняшинР.), участие в районном конкурсе социальных проектов Гражданского форума «Молодежь 21 века. Твой выбор» ( Курочкин А., Дякина О., Трушникова А.), социально-ориентированный проект «Когда рождается храм», кл.час «Вера и космос» с приглашением О.Н.Воскресенской, акция милосердия «Протяни руку помощи» (ко Дню пожилого человека), кл.час «Мы - граждане России»,круглый стол «Отечество, тебя все защищают», в школьной акции «Чествование ветеранов в День Защитника Отечества», в районной краеведческой конференции «Отечество. Саратовский край в истории России» (Курочкин А., Белякова В.).

С целью формирования понимания учеником своего места в жизни, в семье, своего предназначения проведены такие мероприятия как: кл. часы «Приём на работу», «Служебные отношения», «Деловой человек и его имидж», «Деловое общение», «Особенности этикета в разных странах», «Общение с зарубежными партнёрами»(Этикет деловых отношений), круглый стол «Рынок современных профессий» .

С целью повышения уровня воспитанности и культуры поведения учащихся проведены : уроки нравственности на темы: «Доверие и честность, неконфликтность, уважение, вежливость, толерантность», «Общечеловеческие ценности», «Что такое нравственность» , «Труд - общечеловеческая ценность», общешкольная экологическая акция «Помоги птицам зимой» .

В этом учебном году была организована экскурсия Санкт-Петербург, экскурсия в город Казань с посещением Раифского монастыря. В 2010-2011 учебном году класс принял участие в областном конкурсе «Лучший класс года» и занял III место в районе, за что был награждён поездкой в Саратовскую Областную Думу и Правительство Саратовской области.

Воспитание – это беспрестанный поиск. Это сложный процесс, где есть и победы, и поражения. В итоге мне хочется подчеркнуть также мысль о том, что воспитание детей представляет не только большие трудности, но и приносит им великое счастье. Успех всего дела нравственного воспитания могут решить лишь совместные усилия школы, производства, семьи и всей общественности.

Бердникова Т.А.27.06.2012 40110 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar