РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование информационных технологий в организации самостоятельной работы учащихся по математике

Использование информационных технологий в организации самостоятельной работы учащихся по математике

 

Старкова Ольга Павловна
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40»,
г. Перми,
2012 г.

В настоящее время особое внимание уделяется методам обучения математике с использованием современных информационных технологий. Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет повысить качество и эффективность подготовки выпускников, дает возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. Средства информационных технологий позволяют осуществлять взаимодействие между учителем и учеником в диалоговом режиме. Такое взаимодействие облегчает процесс обмена информацией. Сочетание традиционных методов и средств обучения с современными компьютерными технологиями способствует повышению успеваемости учащихся, стимулирует развитие самостоятельной работы.

Самостоятельная работа является обязательным элементом любого обучения. При обучении математике вопрос организации и планирования самостоятельной работы в современных условиях требует новых подходов. К знаниям и умениям будущих выпускников предъявляются новые требования, достижение высокого квалифицированного уровня. При современных темпах развития информационного пространства это возможно при изменении процесса обучения и самообучения. Ориентация на самостоятельную работу учащихся при хорошо организованном и научно обоснованном методическом обеспечении повышает качественные показатели образовательного процесса, дает совершенно новые возможности для творчества. Познавательный интерес способствует развитию самостоятельности, реализует принцип активности в учении.

Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер. Учащихся необходимо привлекать к активной творческой деятельности, вызывать у них желание и стремление работать творчески, находить самостоятельные решения. Успешное решение этих задач определяется заданиями, поставленными перед учениками. Работать с компьютером для учащихся гораздо интересней, чем с напечатанным материалом. Материал для самостоятельной работы может иметь различные формы, и функция преподавателя заключается в управлении действиями учеников с этим материалом.

В настоящее время в учебный процесс широко внедряются мультимедийные программы обучающего плана. В них воспроизводится теоретический материал, оформленный в виде презентации, в котором текст, графика, звук и цвет призваны обеспечить более эффективное усвоение материала.

В процессе использования мультимедийных программ у учащихся повышается уровень активности, интерес к самому предмету. Опыт использования таких программ позволяет сделать вывод о том, что они являются важным средством самоорганизации труда и самообразования студентов. Ученики с помощью данных программ могут восстановить пропущенный и забытый материал, при этом можно работать и во внеурочное время.

При проведении практических занятий по математике используется табличный процессор MS Excel. Его применение при изучении тем, во-первых, позволяет закрепить навыки создания электронных таблиц, во-вторых, продемонстрирует интегрированность курса и взаимосвязь современных информационных и математических технологий обработки информации и, в-третьих, приводит к эффективному достижению цели. Перечислим ряд тем, изучение которых можно углубить посредствам MS Excel: табулирование функции; преобразование графиков; вычисление суммы ряда; решение систем линейных алгебраических уравнений методом Гаусса и т.д.

В процессе использования данной программы эффективно реализуются следующие цели: индивидуализация и дифференциация процесса обучения; осуществляется самоконтроль и самокоррекция учебной деятельности; осуществляется тренировка в процессе усвоения учебного материала и самоподготовка учащегося; усиливается мотивация обучения; формируется умение самостоятельно принимать оптимальное решение в сложной ситуации.

Для организации системы контроля качества усвоения материала необходимо использовать блок электронного тестирования, с выбором правильного ответа. Для оценки уровня знаний используется рейтинговая система.

Уровень сложности заданий обучающих тестов соответствует уровню сложности заданий контрольных тестов по изучаемым разделам. При работе с обучающими тестами ученик может обратиться к подсказкам (алгоритм решения, полное решение) и справочным материалам, сравнить свой ответ с правильным ответом.

После работы в обучающем режиме ученик проводит контрольное тестирование. В процессе данной работы осуществляется контроль с обратной связью, с диагностикой ошибок по результатам обучения и оценкой результатов учебной деятельности. Очевидно, что такая система контроля стимулирует самостоятельную работу учащегося и тем самым повышает качество усвоения материала.

Для развития кругозора учащихся желательно использовать информационные ресурсы глобальной сети Интернет. Ученики могут просматривать в сети научно-популярные статьи по изучаемой математической теме, обзоры истории развития данной отрасли математики, биографии ученых, внесших вклад в ее становление. Это позволит наиболее полно раскрыть процесс познания человеком окружающего мира, нашедшего отображение в формировании математического аппарата. Сетевые адреса ресурсов предлагаются для рассмотрения учителем или находятся обучаемыми самостоятельно. Составление аннотированного списка ссылок может быть частью исследовательской работы учащихся в области информатики и математики.

Таким образом, можно говорить, что интеграция информационных технологий в образовании позволяет осуществить личностно-ориентированный подход в обучении учащихся.

Использование информационных технологий в обучении математике позволяет создать условия для самостоятельного приобретения учениками знаний за счет:

  • реализации методики проблемного обучения с использованием ученических программ;
  • автоматизации контроля результатов обучения, что позволяет индивидуально каждому ученику иметь полную и объективную информацию о ходе процесса усвоения знаний в реальном временном масштабе (т.е. о его достижениях в ходе занятия);
  • технических возможностей компьютера, как дидактического средства обучения, позволяющего обеспечить эффективную реализацию развивающего обучения;
  • развития способностей к творчеству и формирования психологической готовности к самореализации.

Использование информационных технологий позволяет реализовать такие развивающие цели обучения, как развитие мышления (пространственного, алгоритмического, интуитивного, творческого, теоретического видов мышления), формирование умений принимать оптимальное решение из возможных вариантов, развитие умений осуществлять экспериментально — исследовательскую деятельность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования), формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации. Это приводит к ускорению темпа обучения, высвобождает время, следовательно, интенсифицирует процесс обучения.

Необходимость применения компьютерных информационных технологий в обучении математике является бесспорным фактом. Это позволяет не только повысить интерес к дисциплине, но и более эффективно сформировать умения и навыки решения задач и закрепить теоретические знания по изучаемой теме.

Старкова Ольга Павловна27.06.2012 30880 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar