РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие исследовательской деятельности учащихся с помощью комплектов "Мобильные школьные лаборатории"

Развитие исследовательской деятельности учащихся с помощью комплектов "Мобильные школьные лаборатории"
"РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ КОМПЛЕКТОВ «МОБИЛЬНЫЕ ШКОЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРИИ"

МИХАЙЛОВА ОКСАНА АНАТОЛЬЕВНА,
ИДОГОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА –
УЧИТЕЛЯ ГБОУ СОШ № 1020 Г.МОСКВЫ
2012 ГОД


В последнее время в связи с ФГОСами остро встает вопрос о приобщении учащихся к исследовательской деятельности. Владение учащимися методами исследовательской деятельности – важная характеристика высокого уровня образованности современных школьников. Задача учителя – использовать разные формы и средства для организации урока и внеурочных занятий. Для того, чтобы ученик мог успешно заниматься исследовательской деятельностью, необходимо обучать детей исследовательским приёмам. Лучше это делать на специальных уроках.

Сделать уроки более насыщенными и разнообразными помогает комплект оборудования «Мобильные школьные лаборатории» (далее МШЛ), или так называемые «красные чемоданы». Они поступили в нашу начальную школу в прошлом 2011 году. В этом году МШЛ мы активно использовали на занятиях «Занимательная наука», которые регулярно проводились раз в неделю в течение года. Статус этих занятий был определён как предмет по выбору. В занятиях принимали участие ученики 2-х, 3-х, 4-х классов. В группах не более 15 человек.

Ребята с нетерпением ждали каждого очередного урока. Ученики выполняли различные исследовательские работы: изучали свойства магнитов, условия плавучести тел, равновесие и устойчивость предметов, наблюдали за движением воздуха и изменением атмосферного давления, строили разные виды мостов, проводили опыты с водой. Особенно интересными для ребят были занятия по изучению звуковых волн, постоянных магнитов и лабораторные работы по теме «Наблюдения за погодой». Дети с интересом слушали о ветре и его видах, о магнитах , мостах и т.д. А как здорово у нас прошло занятие по изучению погоды! На нём ребята, разделившись на группы, под руководством учителя собирали прибор для измерения направления и силы ветра – анемометр, измеряли температуру и глубину снега, заполняли таблицу «Наблюдения за погодой». Этот день был очень холодным, но детям не хотелось уходить с улицы и заканчивать такое увлекательное дело!

Так же интересно проходило изучение темы «Звук и тон». Мы создали презентацию , в которой рассказали об основах акустики, способах усиления и поглощения звука, показали строение органа слуха – уха, провели беседу о негативных шумовых воздействиях. Выполняя практическую работу на специально подобранном лабораторном оборудовании, ребята получали высокие и низкие тона звука, собирали простейший струнный инструмент, а также акустический телефон.

«Мобильные школьные лаборатории» можно применять и на уроках окружающего мира. Так, во 2-м классе при изучении темы «Ориентирование» мы использовали лабораторию «Постоянные магниты». Познакомив учащихся с компасом, рассказывали о принципах его работы, основанных на взаимодействии магнитной стрелки с магнитным полем Земли. Потом каждый ребенок собрал свой компас. А на «Занимательной науке» мы расширили эту тему, продолжив знакомство со свойствами магнитов , освоили умение определять направление на Северный и Южный полюса. Ребята с головой погрузились в эту тему. Незаметно для себя опускались на колени, катая по полу тележки с магнитами. Так дети раскрывали закономерность взаимодействия полюсов магнитов.

В ходе разных видов работ дети учились использовать лабораторное оборудование, самостоятельно открывали свойства веществ и предметов, закономерности явлений.

Таким образом, на данных занятиях мы развиваем исследовательскую деятельность младших школьников, что является важнейшим источником личностного развития ребенка. Нам, учителям , приходилось тщательно готовиться к этим занятиям: искать интересный материал, создавать электронные презентации, самим тренироваться в сборке оборудования. Но результат того стоит: дети выразили готовность продолжать эти занятия в следующем учебном году.

Мы советуем учителям смело использовать в своей работе «Мобильные школьные лаборатории», чтобы давать знания и развивать детей через их радость, удивление и восторг!

Желаем удачи!

Михайлова О. А., Идогова С.В.15.07.2012 25390 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar