РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Диалектика интеллектуального и эмоционального в развитии мышления подростков на уроках иностранного языка.

Диалектика интеллектуального и эмоционального в развитии мышления подростков на уроках иностранного языка.
Диалектика интеллектуального и эмоционального в развитии мышления подростков на уроках иностранного языка.


Н.А. Мажара
учитель английского и немецкого языков
МОУ «Лицей № 107»
г. Саратова


Прогресс в общественной жизни тесно связан с совершенствованием форм и способов интеллектуальной деятельности людей, осуществляющих материальное и духовное производство. Интеллектуальный потенциал общества слагается из отдельных умственных сил, присущих конкретным людям. Высокое развитие интеллекта каждого члена общества создает универсальную мощь общественного потенциала.

Формирование зрелого, творческого интеллекта человека, способного к саморазвитию, будет содействовать гармоничному и ускоренному развитию всего общественного организма. В связи с этим возникла необходимость постановки проблем общения накопленного опыта в деле развития интеллекта, использования достижений современной науки в подобном развитии, а также необходимых для этого методологических исследований.

Для многих ученых, которые рассматривают эту проблему, наиболее трудным и важным вопросом является то, как именно нужно развивать интеллектуальные возможности обучающегося, чтобы добиться наибольшего эффекта. Поэтому рассмотрим более подробно и системно интеллектуальную деятельность обучающихся и проанализируем общие особенности интеллекта на основе урока иностранного языка.

Общие интеллектуальные особенности подростков влияют на усвоение, накопление и применение ими в учебной и практической деятельности специальных и общих знаний. Одной из таких особенностей является интеллектуальная восприимчивость. Это свойство по-разному характеризует детей и проявляется в том, что они в разной мере выделяют, узнают и усваивают новое. Обучающиеся с хорошей интеллектуальной восприимчивостью чётко различают предъявляемый им учебный материал по признаку новизны, запоминают его характерные особенности, легко узнают данный учебный материал в общем потоке информации и активно применяют его в решении учебных и внеучебных задач. Интеллектуальная восприимчивость является исходным качеством, характеризующим мыслительную деятельность школьника в целом, но это свойство, в свою очередь, зависит от других качеств интеллекта.

Восприимчивость информации непосредственно связана с развитием интеллектуальных потребностей. Потребность в познавательной деятельности может быть направлена как на учебные, так и на внеучебные знания. При высоком уровне её развития обучающиеся интересуются системой языка, увлекаются страноведческой, литературоведческой и искусствоведческой информацией, самостоятельно пополняют знания по истории, внутренней и внешней политике страны изучаемого языка, знакомятся с культурной жизнью.

Интеллектуальные потребности школьника неотделимы от аналитичности интеллекта. Это свойство позволяет обучающимся выделять в доступной им информации существенные признаки, отделять главное от второстепенного, обогащать и дифференцировать предметы и явления, действия и процессы, поступки и отношения. Обучающиеся с выраженной аналитичностью интеллекта отличаются вдумчивостью, критичностью анализа, глубиной мышления. Аналитичность интеллекта неотделима от синтетичности мыслительной деятельности, объединения элементов содержания в единое целое, группировки и классификации явлений. Развиваются интеллектуальные функции анализа и синтеза: на материале языковых явлений школьники овладевают приемами аналитического расчленения целой грамматической конструкцией на части, синтетической интеграцией частей в целое. В ходе такой работы формируются языковые обобщения. Выделяются языковые абстракции в виде знаков, схем, правил, то есть совершенствуется отвлеченное мышление.

Аналитичность интеллекта служит основой понятливости. Это свойство проявляется в том, что школьники быстро. Легко и в полном объеме усваивают смысл инструкции к упражнению, могут точно следовать заданному правилу, перестраивают свою деятельность в соответствии с новой задачей. Понятливость позволяет быстро без затруднений и правильно воспринимать реплики в общении, выполнять сложную последовательность команд, реагировать на невебральные средства общения. Уровень понятливости обучающегося тем выше. Чем более сложную последовательность заданий он может воспринять, запомнить и выполнить.

Понятливость является одним из условий их сообразительности. Сообразительность отличается от понятливости тем, что позволяет школьнику не только выполнять заданную инструкцию, но и самому давать и формулировать установку для себя и других, принимать решения. Сообразительность позволяет самостоятельно перестраивать деятельность в изменяющихся условиях, видеть препятствия к цели, находить пути их преодоления. Сообразительность особенно важна в условиях учебного речевого общения, когда школьникам необходимо быстро ориентироваться в изменяющейся речевой ситуации, принимать решения, реагировать на реплики одноклассников и самим быть инициаторами в обмене высказываниями.

Ориентировка в ситуативных обстоятельствах зависит не только от сообразительности , но и от воображения. Это качество позволяет выйти за пределы «видимых» обстоятельств, творчески представить ситуацию, действовать не в явных, а в представляемых условиях. Воображаемыми могут стать ситуативные обстоятельства, сюжет ролевого общения, проблема групповой дискуссии. В необходимых для организации речевого общения в учебных условиях, когда реальных обстоятельств общения недостаточно, они существенно дополняются воображаемыми.

Воображение обучающихся выражается в продуктивности их интеллекта. Это свойство проявляется в количестве идей, проектов и предположений, выдвигаемых ребятами в проблемных ситуациях. На уроках иностранного языка школьники с разной продуктивностью интеллекта по- разному участвуют в речевом общении. Они с неодинаковой активностью придумывают ситуативные обстоятельства общения, с разной мерой вовлеченности разрабатывают сюжеты ролевых игр, задают вопросы, ставят проблемы, ищут ответы. От интеллектуальной продуктивности зависит в конечном итоге продуктивность речи школьников.

Продуктивность мышления положительно влияет на результаты их деятельности, если сочетается с логичностью интеллекта. Логика умственной деятельности обеспечивает доказательность, убедительность, ясность высказываний. Это свойство интеллекта необходимо для того,чтобы не воспринимать готовые знания, а самостоятельно давать определение понятию, формулировать суждение, давать умозаключения. Чем лучше развита логичность интеллекта школьника, тем успешнее они переходят от описания как типа высказывания к комментированию и рассуждению, требующих логического анализа. Логика мышления совершается в слове и поэтому последовательность изложения, информированность и полнота высказывания, взаимосвязь аргументов и следствий, переход от данного к новому, ситуативная обусловленность реплик формируются в иноязычном высказывании.

Логика мышления Влияет на результаты познавательной деятельности, если сочетается с интеллектуальной гибкостью, то есть разнообразием способов решения проблемы, которыми владеет ученик. Интеллектуально гибкие обучающиеся без затруднений перестраивают раннее намеченный план высказывания, им не мешают встречные реплики, вопросы учителя, они свободно входят в систему взаимоотношений между участниками речевого общения. Эти школьники не воспроизводят в неизменном виде примеры, объяснения, предложенные учителем, а демонстрируют собственную инициативу, находят свои пути решения.

Гибкость мышления становится возможной при интеллектуальной пытливости, то есть настойчивости, скрупулезности и глубине в преодолении мыслительных затруднений. Данное качество является психологическим условием содержательной, информативной и осознанной речевой деятельности школьников на иностранном языке. Оно необходимо для работы, как над содержанием, так и над формой высказывания.

Перечень общих свойств мыслительной деятельности будет неполным без интеллектуальной выносливости, то есть готовности, способности и умения затрачивать интеллектуальные усилия в процессе учебного труда, проявлять укреплять свою работоспособность. Это качество особенно важно при изучении иностранных языков, т. е. данный процесс требует значительных интеллектуальных усилий, распространяемых на длительный период времени, и не допускает работы вполсилы.

Общие особенности интеллекта могут проявляться как в виде наглядных предметных действий, так и на речевой основе. При изучении иностранных языков важно доминирование вебрального интеллекта над наглядно-действенным. Если у школьника доминирует вебральный интеллект, он склонен работать с речевой информацией, активнее пользуется речью как средством мыслительной деятельности, благодаря чему создаются благоприятные предпосылки для овладения иностранным языком.

Таким образом, для эффектного развития интеллекта нужны следующие условия:

1. Интеллектуальное развитие Обучающегося возможно в процессе активной интеллектуальной деятельности на уроках и в самостоятельной работе, обучения не только способам формулирования мыслей, но и способам их формирования.

2. Оптимальные возможности для интеллектуального развития подростков создаются при условии положительного эмоционального и мотивационного тонуса учебной деятельности. Наиболее адекватной форой переживания являются « эмоции успеха», возникающие во время коллективного мышления, диалогического общения.

3. Основной путь интеллектуального развития подростков заключается в том, чтобы сделать урок интеллектуально насыщенным.

Но интеллектуальное развитие подростка нельзя рассматривать в отрыве от эмоционального, то есть только в этом сочетании возможно появление высоко образованной интеллектуально развитой и духовно богатой личности.

Если говорить об эмоциональной сфере подростка, то нужно сначала выделить различные формы проявления эмоциональной жизни. Это, прежде всего отдельные эпизодические, эмоциональные реакции, которые могут возникнуть у подростка под влиянием тех или других неожиданных обстоятельств. В данном случае мы говорим о эмоциях, в первую очередь, как реакциях, которые вызваны или каким-нибудь эпизодическим внешним воздействием или определяются недлительным внутренним состоянием организма. Эти эпизодические переживания, вызванные случайными обстоятельствами, не достигают очень большой силы и глубины, поэтому она быстро проходят и не меняют свойственного ему обычного самочувствия.

Иной характер представляет собой та форма эмоционального отклика, которою мы называем эмоциональными состояниями. К ним относятся такие формы переживаний, как настроение и определенное психическое состояние подростка. Это, во-первых, значительно более длительный повремени эмоциональный отклик на те или другие жизненные факты, чем эпизодическая эмоция, во-вторых, их появление связано с обстоятельствами, более важными для человека, чем случайная ситуация.

Наконец, существует и такая форма эмоциональной жизни, как чувства. Чувство- устойчивое эмоциональное отношение к различным сторонам окружающей действительности.

Все подобные виды эмоциональной жизни характеризуются в ряде случаев не только большой устойчивостью, но иногда и достаточно сложной динамикой. Если эпизодическая эмоция исчерпывается тем переживанием, в котором она выражается, то чувство отнюдь не исчерпывается одним лишь переживанием. Эмоциональные состояния и некоторые виды чувств могут превратиться со временем даже в эмоциональную черту личности. Изменения в эмоциональной сфере подростка возникают не сами собой. Для этого необходимо создать условия положительного эмоционального тонуса учебной деятельности. Как, например, «эмоции успеха», при которых происходит наиболее эффективное эмоционально интеллектуальное развитие подростка. Самым важным в этом случае является создание благоприятного психологического климата на уроке. Часто именно он оказывается ведущим, и эмоциональный тон урока определяет результат обучения. Учитель убеждается, что без учета психологического аспекта самые эффективные методы и приемы не дают желаемых результатов. Один и тот же урок не может быть совершенно одинаковым в разных группах. Входя в класс, учитель должен оставить за дверью свое плохое настроение, раздражительность. Приветливая улыбка, бодрый вид, в меру модный костюм- вот далеко не все и не главные, но необходимые предпосылки для создания благоприятного психологического климата на уроке. Даже не используя особенных методических приемов, учитель добивается хороших результатов, если умеет создать обстановку, при которой обучающиеся трудятся с полной отдачей. Из этого можно сделать вывод, что если на уроке достигнуто взаимопонимание между учителем и учеником, создана доброжелательная атмосфера, то результаты могут быть превосходящими все ожидаемые результаты, то есть именно на такой урок будут идти с желанием учиться. Урок должен стать как единое целое и тогда их совместная работа принесет «достойные плоды». И еще один важный момент, необходимый в создании благоприятной психологической атмосферы на уроке_ это то, что учитель непременно должен обладать чувством юмора. Чувство юмора- это такая речевая и физиономическая способность учителя, которая вызывает у детей смех, улыбку, положительные эмоции и служит ,в конечном счете, для улучшения психологического климата на уроке. Естественно, что чувство юмора учителя основывается на такте и уважении к обучающимся.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что под влиянием воспитательных воздействий происходят изменения в эмоциональной жизни школьников и проявляются они в следующих моментах:

1. Растет общая способность школьника эмоционально откликаться на достаточно значимые жизненные воздействия.

2. Появляются новые виды эмоционального отношения к тому, к чему ранее он был равнодушен.

3. Переживания становятся глубже.

4. Школьник начинает лучше владеть своим эмоциональным поведением.

Итак, можно с уверенностью утверждать, что только в совокупности интеллектуально-эмоционального возможно развитие высоко образованной, интеллектуально развитой и духовно богатой личности.

Мажара Наталия Александровна24.07.2012 22930 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar