РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование мотивации учения как основа развития личности младших школьников

Формирование мотивации учения как основа развития личности младших школьников
Формирование мотивации учения как основа развития личности младших школьников

В настоящее время формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем школы. Эта проблема лежит на стыке обучения и воспитания, т.е. является важнейшим аспектом современного обучения. Наши ученики очень разные, но есть общее, что, несомненно, объединяет их. Они – люди другого времени. И каждый учитель должен это учитывать.

Посмотрим на наших учеников с позиции нового заказа общества системе образования, который был сформирован в документах, посвящённых модернизации образования. Что нужно знать и уметь современному молодому человеку, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социальных условиях?

В книге " Школа для 21 века. Приоритеты образования” американский педагог Филипп С. Шлехти, подчеркивает: "Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно”.

Наш ученик – выпускник современной школы, который будет жить, и трудиться в новом тысячелетии, в постиндустриальном обществе, должен обладать следующими качествами личности:

  • Гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
  • Уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания;
  • Умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;
  • Самостоятельно критически мыслить;
  • Видеть проблемы и используя современные технологии, искать пути рационального их решения;
  • Четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности;
  • Быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
  • Грамотно работать с информацией;
  • Быть коммуникабельным.

Перечисленные выше качества личности не формируются сами собой. Учителю необходимо регулярно создавать такие ситуации, попадая в которые наши ученики осознавали бы необходимость воспитания их у себя.

Особенности мотивации учения в младшем школьном возрасте.

Если говорить о младшем школьнике, то практически каждый ребенок испытывает положительные эмоции при поступлении в 1 класс. Каким радостным видится ему 1 день в школе. Но в этом возрасте детей привлекает не сам фактор учения, а внешняя сторона пребывания в школе. Новые яркие книжки, тетрадки, ранец.

Затем возникает интерес к первым результатам учебного труда и лишь после этого к процессу, содержанию учения, а еще позднее к способам добывания знаний.

В этот период очень важно, чтобы не образовалась прочная внутренняя связь между учебной ситуацией, негативным ответом, плохой отметкой, тягостным чувством.

Постепенно учение приобретает будничный, повседневный характер. Упражнения, повторения домашнего задания. Интересно делать далеко не все. Но делать – то все равно надо. В ребенке возникает чувство тревожности. Оно тяготит, обессиливает. И чтобы избавиться от этого чувства, избежать неудачу, ребенок садится и решает примеры.

Такое бучение становится формальным, ориентированным не на смысл знаний, а на готовый результат. Как важен на пороге школы успех в новой деятельности, чтобы ребенок поверил в себя, в свои силы на новом поприще. Но этот успех, выраженный через отметку, таит огромную опасность, потому, что ребенок соотносит ее не столько с конкретным успехом, сколько со своей персоной. Некоторые дети начинают учиться не ради знаний, а ради отметок. Их подгоняет общественный престиж, высокий уровень притязаний. Из всего сказанного можно сделать вывод, что в 1-2 классах безотметочное обучение возводит преграду для возникновения тревожности.

Если отметка не восполняет функции непосредственно побуждающего мотива учения, остается только одно – заинтересованность ребенка самим процессом учения.

Познавательные мотивы изменяются следующим образом: младшие школьники от интереса к отдельным факторам переходят к интересу, закономерностям, принципам. Позволю себе добавить, что в младшем школьном возрасте возникают и мотивы самообразования, но они представлены самой простой формой - интересом к дополнительным источникам знания, эпизодическим чтением дополнительной литературы.

Социальные мотивы развиваются от общего недифференцированного понимания социальной значимости учения, с которым ребенок приходит в первый класс, к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, к пониманию смысла учения "для себя”, что делает социальные мотивы более действенными. Позиционные социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получать главным образом одобрение учителя. Отношение младшего школьника к учителю в целом доброжелательное и доверчивое. Уже появляется стремление занять определенное место и в коллективе сверстников, ориентировка на мнение товарищей.

Интерес к учебной деятельности по сравнению с другими интересами учащихся планомерно возрастает в 1, 2 классах и заметно снижается в 3 классе. Почему это происходит?

Дело в том, что угасает лишь общее положительное отношение к школе, причем угасает закономерно, так как оно уже удовлетворено.

Пребывание в школе само по себе теряет для ребенка непосредственную эмоциональную привлекательность, он к этому привыкает.

Понимание социальной значимости учения теперь должно быть подкреплено интересом к самому содержанию учения, к способам добывания знаний.

В своей работе для развития мотивации необходимо использовать приёмы, связанные с применением наглядных, дидактических и технических средств обучения; использование карточек с дозированной помощью, с образцами решения, постановка заданий к наглядной информации; повторная подача информации, опорных сигналов; управление самостоятельной работой учащихся.

Очень большую роль играют, приёмы, основанные на общении, взаимодействии педагога и учащихся:

Оценочные обращения, поощрения, связь с жизненным опытом учащихся, их интересами, склонностями.

Как известно, традиционные формы и содержание школьного обучения ориентированы на так называемого "среднего ученика”. Поэтому единые требования, которые задаются учащимся в ходе усвоения того или иного учебного материала, не совпадают, как правило, с реальными и весьма различными уровнями способностей подавляющего большинства учащихся.

Принимая этот факт во внимание, дифференциация обучения может оказать неоценимую услугу актуализации мотивационных ресурсов значительной части учащихся. Урок русского языка "Склонение имён существительных”.

I. Уровень – Определить склонение и падеж имен существительных у данной группы слов;

II. Уровень – Подобрать и записать к словам синонимы и определить склонение и падеж у этих слов;

ІІІ. Уровень – Используя данные слова, составить рассказ из5 – 6 предложений. Определить склонение и падеж имен существительных.

Развивает внутреннюю мотивацию учащихся, ситуация свободного выбора. Выбор, совершаемый самими учащими учащимися, даёт им возможность, проявить самостоятельность. Активизирует мыслительную деятельность. Так на уроке литературы предложить на выбор выучить любое стихотворение С. Есенина. Урок, несомненно, проходит интереснее. В течение 40 минут, дети имеют возможность познакомиться с несколькими произведениями поэта. Также использую прием:

"Удивляй”.

Нахожу такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

Например: Природоведение Тема: "Вода” Однажды, в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде.

- Это был правдивый рассказ? (нет)

- А теперь посмотрите в окно!

Разве мы с вами не ходим по воде?

"Отсроченная отгадка”.

В начале урока учитель дает загадку, отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

"Лови ошибку”.

Учитель преднамеренно сделал ошибку, ошибку аргументируют, привлекаются новые доказательства правоты, как бы растет "снежный ком” ошибок на уроках математики.

"Рейтинг”.

Завершив работу, ученик сам ставит себе отметку, за ту же работу, отметку ставит и учитель, записывается дробь 4/5.

"Игры-тренинги”.

Учебный мозговой штурм предлагается задача, делится на группы класс. Основное правило никакой критики.

І Этап: Создание банка идей.

II этап: Анализ идей.

III этап: Обработка результатов.

"Эвристическая беседа”.

В ходе этой беседы учащиеся привлекаются к поиску на отдельных этапах изложения материала. Ставится перед детьми проблема, излагается учебный материал, с помощью отдельных вопросов, выполняя практические задания дети включаются в процесс поиска.

"Исследовательский метод обучения”.

Применение этого метода возможно при условии, если дети в состоянии осуществить все этапы поисковой деятельности. В результате такой деятельности у учащихся развивается логическое мышление, творческие способности, кругозор, устная и письменная речь; умение обобщать и систематизировать информацию, коммуникативные умения .Она способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний.

"Проблемное изложение знаний”.

В начале урока перед детьми ставлю проблему. Противоречие возникшее в результате выдвинутых гипотез, заставляет задуматься и искать выход из затруднения, что способствует развитию самостоятельности, творческого мышления, также обеспечивает более прочное усвоение знаний (то, что добыто самостоятельно, лучше усваивается и надолго запоминается). В результате такой работы воспитывается способность к обобщениям и выводу, что положительно воздействует на внутреннюю мотивацию.

Осадчая Елена Тимофеевна28.07.2012 37730 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar