РАЗРАБОТКИ

Другие модули


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МЕДИАДИДАКТИКИ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МЕДИАДИДАКТИКИ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В последнее время возрастает роль информационных технологий в решении профессиональных задач, в том числе и в образовательной сфере в процессе подготовки специалистов. Поэтому активное развитие получила медиадидактика, в основе которой лежит использование мультимедийных средств обучения. Мультимедиа – собирательное понятие, обозначающее многообразие технологий и форм взаимодействия визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения. Однако в научно-методической литературе еще не достаточно широко описаны приемы и инструменты медиадидактики. В связи с этим основным источником информации о возможностях интерактивных средств обучения остается обмен педагогическим опытом. В данной статье будут рассмотрены некоторые возможности применения интерактивной доски в целях активизации познавательной деятельности студентов.
Использование интерактивной доски помогает концентрировать внимание во время занятий, повышает интерес студентов к изучаемой дисциплине; повышает уровень усвоения и запоминания материала; а также активность студентов на занятиях, особенно при проведении практических работ.
Какие приемы можно для этого использовать? Выбор того или иного приема будет зависеть от цели его применения, которая варьируется в зависимости от того, на каком этапе учебного процесса его используем. Поэтому один и тот же прием может помочь достичь несколько педагогических целей в ходе проведения учебного занятия.
Рассмотрим некоторые примеры использования мультимедийных технологий на разных этапах учебного занятия

1. На этапе актуализации знаний можно применить интерактивный кроссворд или криптограмму (примеры 1-2), интерактивный тест (пример 3) или опрос.
Пример 1. Использования интерактивного кроссворда, созданного в MS PowerPoint. Программа MS PowerPoint позволяет создать интерактивный кроссворд (рис.1). Кроссворд может содержать любое количество слов, в зависимости от целей занятия и времени, которое дается на его выполнение. Оптимальное количество слов не должно превышать 10. Преимущества такого кроссворда: все слова раскрываются, не зависимо от последовательности их разгадывания (см. примечание 1, рис. 1); возможность вывести вопрос кроссворда на экран и при необходимости убрать его (см. примечание 2, рис.1)
.
Рисунок 1 – Интерактивный кроссворд, созданный в MS PowerPoint.
Пример 2. Использования интерактивного кроссворда в режиме on-lain (в сети Internet). Если имеется доступ к сети Internet, можно использовать кроссворды созданные другими авторами и представленные на специализированных сайтах. Например, по дисциплине менеджмент можно обратиться по ссылке [4]. Этот сайт содержит электронную версию УМК по дисциплине "Менеджмент", который включает в себя: учебную программу, список тем, практикум (презентации, кроссворды, психологические тесты и деловые игры), литературу. Открыв Вкладку «Практикум–>Кроссворды» откроется страница, где вы увидите следующее (рис. 2а). На рисунке: 1. Начать разгадывать кроссворд. 2. Список тем, которые входят в задание. После нажатия кнопки «Разгадать» загружается страница с кроссвордом и полем вопросов (рис. 2б). Студенты зачитывают вопрос, дают ответ. Ответ вписывается в специально отведенное поле (1). Далее нажимаем «Проверка» (2). Если слово отгадано правильно, то заполняются соответствующие клетки кроссворда (3).
.
Рисунок 2 – Кроссворд в режиме on-lain (фрагмент страницы)
Пример 3.Использования интерактивного теста, созданного в MS PowerPoint. При использовании таких заданий можно проверить знания студентов по пройденному материалу. Ответы студенты дают у доски, сами управляют тестовым заданием. В приведенном примере график строится только в том случае, если студент правильно отвечает на все вопросы (рис. 3). Также можно использовать тесты в режиме on-lain, представлены на специализированных сайтах.
.
Рисунок 3 – Интерактивный тест, созданный в MS PowerPoint

2. При изучении нового материала интерактивная доска может использоваться для фиксирования основных определений и тезисов (пример 4) или построения структурно-логической схемы по прочитанному материалу, сравнительных таблиц, графиков и диаграмм (пример 5)
Пример 4.Использование презентации для изучения нового материала. Презентацию очень удобно использовать при изучении нового материала (рис. 4а). При этом на слайде фиксируются основные определения, тезисы, формулы и графики. Преимущества использования: речь преподавателя дублируется на слайде (уровень усвоения и запоминания выше, чем на обычных уроках, т.к. добавляется не только слуховая, но и зрительная память); преподаватель экономит время на построение схем, графиков и написания формул мелом на доске; сэкономленное время можно потратить на углубленное изучение какого-либо вопроса или закрепление материала.
.
Рисунок 4 – Примеры использование презентации для изучения нового материала
Пример 5. Построение структурно-логической схемы по прочитанному материалу. Студентам дается материал, изучив который они должны построить схему или заполнить таблицу. Схема строить совместно с преподавателем: студенты дают ответы на задаваемые вопросы. При этом, если необходимо заострить внимание студентов на каком-то элементе, его можно выделить на схеме (рис. 4б). Кроме того, можно использовать таким же образом построение графиков и диаграмм или заполнение сравнительных таблиц.
3. Для закрепления знаний также можно использовать интерактивный кроссворд или криптограмму, тест, способствующий закреплению теоретических знаний (примеры 6-7) или интерактивный тест по практической ситуации (пример 8)
Пример 6. Тест на закрепление теоретического материала в режиме MS PowerPoint. Такое тестирование позволяет: быстро проверить знания студентов; проверить ответ и исправить ошибки (более быстрая обратная связь по сравнению с письменными контрольными работами, где наблюдается отложенная реакция); задать время на выполнение теста. В самом простом виде тестовое задание может выглядеть следующим образом (рис. 5а). При необходимости можно запусти программу Конструктор тестов. Эта программа так же позволяет отметить верный ответ.
Пример 7. Тест на закрепление теоретического материала в режиме on-lain. Кроме этого, можно использовать тесты в режиме on-lain, если есть доступ к Интернету. Так, например Московский финансовый институт предлагает пройти он-лайн тестирование (экзаменационный вариант). Фрагмент страницы представлен на рис. 5б.
.
Рисунок 5 – Пример оформления теста на закрепление теоретического материала
Пример 8. Интерактивный тест на закрепление практических навыков в режиме PowerPoint. Тестовое задание строиться также как и обычный тест, но на основе практической ситуации. В качестве примера приведем тест по экономической теории. Необходимо определить, что произойдет с кривой спроса на шубы, если ожидается холодная зима? Дается 4 варианта ответа. Правильный ответ иллюстрируется анимированной картинкой, где кривая спроса принимает нужное положение

4. Во время проведения практического занятия интерактивная доска может использоваться при решении: простых задач (пример 9); интерактивных задач (пример 10); ситуационных задач (пример 11).
Пример 9.Решение простых задач. При решении задач текст задания фиксируется на доске. Преимущества: если студент отвлекся по каким-либо причинам, он легко вникает в суть дела, т.к. все этапы работы с аудиторией фиксируются на доске; дает возможность разобрать и проиллюстрировать условие задачи, что позволяет сконцентрировать внимание на основных данных, которые будут использоваться в решении.
Пример 10.Использование интерактивных задач. Таким способом можно решить задачи на построение графиков или на знание формул, необходимых для решения. В данном случае студентам предлагается построить графики по имеющимся данным и найти рыночное равновесие. Выполнение задания ограниченно во времени. После того, как студент выполнит задание маркером на доске, на экран выводится правильный ответ и студент сравнивает свой ответ с эталонным.
Пример 11.Использование интерактивной доски при рассмотрении практических ситуаций. В данном случае можно разбить студентов на подгруппы, каждая из которых получат определенную ситуацию. Дается время на решение, после чего текст ситуации отображается на доске. Основная группа дает вариант своего решения, остальные слушают и предлагают свои пути ее решения.
Кроме того, следует учесть и дополнительные возможности использования интерактивной доски в учебном процессе: если возможностей презентации недостаточно, то программа позволяет, не выходя из режима показа, запустить другое приложение; проведение внеклассных мероприятий, т.к. позволяет создать сложные по структуре и интересные по иллюстрации презентации; использование электронных учебников (текст, примерные тесты и видеоматериалы); также можно использовать виртуальный практикум и виртуальные кроссворды и тесты в режиме on-line, разработанные специализированными компаниями и государственными учебными учреждениями (пример 12).
Пример 12. Использование виртуальных лабораторных) работ. Большой интерес у студентов вызывает использование виртуальных лабораторных (практических) работ. На сайте [5]. Так, например, по экономике приведены виртуальные практические работы с интерактивной моделью построения графиков. Недостаток: эта модель работает только в режиме on-lain с подключением к Интернету. Преимущество: в задание дается полная инструкции по выполнению практической работы. При чем можно работать как с самим графиком, перемещая точку, так и вводя данные на панели справа. Результаты можно записать в таблицу, приведенную ниже графика.

Для определения влияния информационных технологий на активизацию познавательной деятельности студентов был проведен анализ результатов тестирования в группах 088 и 098 специальности 080501 Менеджмент (по отраслям). Тестирование проводилось на 2 курсе по завершению изучения дисциплины «Менеджмент». Группы характеризуются средним уровнем подготовки и активностью на занятиях, хорошей дисциплиной. Средний балл успеваемости по дисциплине составляет 3,6 (по результатам промежуточной аттестации). По итогам тестирования в группе 098 доля студентов, получивших «отлично» и «хорошо» увеличились соответственно на 2 % и 17,3 %, а студентов, получивших «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» уменьшилось на 15,9 % и 3,4 %. Это привело к увеличению уровню качества на 19,3 % и среднего балла на 9 %.

Таким образом, использование информационных технологий на занятиях позволило повысить качество усвоения изучаемого материала, способствовало повышению интереса студентов к изучаемым дисциплинам не только на практических, но и на теоретических занятиях.

Список источников:
1. Аствацатуров Г.О. Дизайн мультимедийного урока: методика, технологические приемы, фрагменты уроков [Текст]. / Г.О. Аствацатуров. – Волгоград: Учитель, 2009. – 133 с.
2. Аствацатуров Г.О. Медиадидактика и современный урок: технологические приемы [Текст]. / Г.О. Аствацатуров. – Волгоград: Учитель, 2011. – 111 с.
3. Соловьева Л.Ф. Компьютерные технологии для преподавателя [Текст] / Л.Ф. Соловьева. – СПб: БХВ-Петербург, 2008. – 464 с.
4. Учебно-методический комплекса по дисциплине «Менеджмент» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://bgumanagement2009.narod.ru/ crossword_all.html. Дата просмотра: 18.04.2011
5. Сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» представлены очень интересные материалы (http://school-collection.edu.ru).

[size=10][size=14]
Склярова Екатерина04.08.2012 34140 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar