РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Игры с рифмами

Игры с рифмами

С.В.Сидоров
кандидат педагогических наук, доцент,
почётный работник общего образования РФ.
Шадринский государственный педагогический институт
Личный сайт: http://sv-sidorov.ucoz.com


Примечание. В этих играх не засчитываются тавтологические рифмы и разноударные рифмоиды. Омонимические и каламбурные рифмы, конечно, надо пояснять.

1. Быстрые рифмы
Водящий называет слово и бросает мяч кому-либо из играющих. Тот, кому попал мяч, должен как можно быстрее сказать рифму и бросить мяч назад. Если игрок долго не может придумать рифму, то он выбывает из игры (вариант: выбывает не сразу, а остаётся в игре до определённого количества штрафных очков). Побеждает тот игрок, который дольше всех оставался в игре.
Слова водящий может называть как произвольно, так и на определенную тему, например: школа, спорт и т.д.

2. Цепочка рифм
Водящий называет слово, а участники игры по цепочке (можно тоже с помощью мяча) называют рифмы к нему. Побеждает назвавший последнюю рифму. Рифмы не должны повторяться.

3. Буриме
Известная игра, в которой нужно по заданным рифмам сочинить небольшое стихотворение. Обычно игроками используется одна-две пары рифм, но их можно задать и больше. Буриме может сочиняться как отдельными игроками, так и группами, командами.

4. Кто больше?
За определённое время (например, за 1 минуту) надо придумать как можно больше рифм к заданному слову и записать их. Далее возможны варианты:
- по истечении отведённого времени игроки кладут ручки и водящий читает и считает рифмы;
- игроки сами читают рифмы и могут дополнять свои списки уже при чтении, при этом повторяющиеся рифмы не засчитываются.
Побеждают игроки или команды, придумавшие больше рифм.

5. Рифмы на тему
Смысл этой игры в том, чтобы за определённое время придумать как можно больше рифм на одну тему. Темы могут быть разными: "Весна", "Новый год", "Школа" и т.д. За каждое слово, связанное с темой, даётся одно очко. Например, если задана школьная тема, то за рифму звонок - урок - мелок даётся 3 очка, за рифму урок - мелок - срок - 2 очка, а за рифму класс - нас - 1 очко.
Вместо того чтобы объявлять тему, можно предложить придумать рифмы по иллюстрации.
6. Пары рифм
Задаётся группа слов, например: названия животных, цветов, имена, города и т.д. За отведённое время надо придумать рифмы к наибольшему количеству заданных слов. Например, водящий сказал: "Животные". Игроки в этом случае пишут рифмы кошка - ложка, лев - хлев, пёс - нос и т.д. Игру можно проводить как с отдельными игроками, так и с командами.

7. Волчок
Слова, к которым нужно подобрать рифмы, известны заранее. Они написаны на полях волчка. Водящий вращает волчок, сделанный в виде многоугольника. К тому слову, на которое падает волчок, и надо будет подбирать рифмы. Вместо волчка-многоугольника можно использовать барабан "Поля чудес" или волчок со стрелкой, как в игре "Что? Где? Когда?", а слова записать на разложенных вокруг волчка карточках.

8. Богатая рифма
Водящий задаёт слово. Игроки придумывают к нему рифму, стараясь, чтобы она была как можно богаче, т. е. чтобы в ней совпадало наибольшее количество звуков. Потом игроки говорят свои варианты (или записывают их на доске). Побеждает тот, чья рифма богаче.

9. Трудные рифмы
Эта игра лучше подойдёт для командного конкурса. Слова задаются не водящим, а игроками своим соперникам, стараясь, чтобы подобрать рифму к заданному слову было как можно труднее. Соперникам даётся время на раздумье, после чего они отвечают.
Вариант этой игры для КВНа: выслушиваются рифмы обеих команд, и жюри решает, чьи рифмы лучше, учитывая их количество, точность и богатство, оригинальность.

10. Переписка поэтов
Игра для двух команд.
1-й этап. Каждая команда пишет на листе в колонку одинаковое количество слов (5-10), не являющихся рифмами друг другу.
2-й этап. Команды меняются листами и пишут рядом с заданными словами рифмы.
3-й этап. Команды снова меняются листами и пишут свои варианты рифм, причём рифмы не должны повторяться.
Обмен можно повторять несколько раз, если фантазия и энтузиазм игроков ещё не иссякли. Итоги подводятся в результате подсчёта неповторяющихся слов, написанных каждой командой (для удобства подсчёта команды пишут слова разным цветом). Побеждает команда, написавшая больше слов.
Сидоров Сергей Владимирович30.07.2012 85564 Из опыта работы
Всего комментариев: 4
avatar
0
1

Уважаемый коллега! К данному ресурсу уместно разместить примеры - варианты, а так работа носит чисто описательный характер, давно используемый (особенно в детских оздоровительных лагерях в играх с залом и отрядных конкурсах). С уважением.
avatar
0
2

Спасибо за комментарий и за критику! Вы правы, это не новая моя разработка, она уже была опубликована в одном из моих пособий лет 10-15 назад. Кстати, в поисках Ваших уникальных разработок я перерерыл интернет и даже побывал на Вашем сайте http://ktv-simfer.at.ua/
avatar
0
3

Полностью согласна с Ktv61. Так же с уважением.
avatar
0
4

Эти игры можно использовать и на уроке литературы в 5 классе в групповой работе. Мне понравилось .Спасибо!
avatar