РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Статья "Возрастные особенности современных детей раннего возраста"

Статья "Возрастные особенности современных детей раннего возраста"
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №46 комбинированного вида Колпинского района
Санкт-Петербурга

Статья «Возрастные особенности современных детей раннего возраста»
(авторская работа)

Составила педагог-психолог
Котова А.А.
Санкт-Петербург, 2012 год

Представленный в настоящей статье материал раскрывает возрастные особенности современных детей раннего возраста, отдельно останавливаясь на особенностях протекания и развития психических процессов. Соответственно, представленный материал позволит эффективнее организовать педагогическое взаимодействие с такими детьми.

Познавательная сфера

Развитие познавательных процессов идёт быстрыми темпами: стремительно развивается внимание, память, мышление, восприятие и др.

Ощущения

Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Благодаря ощущениям мы познаём отдельные качества и свойства предметов и явлений: тепло и холод, цвета, звуки, запахи, вкус и т.д. Но ощущения в чистом виде выделить очень трудно, они всегда переживаются как свойства предмета. Ощущения входят в структуру более сложного психологического процесса – восприятия.

Восприятие

Восприятие – это отражение предметов и явлений в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Пять всем известных органов чувств собирают информацию из внешней среды для организма в виде света, цвета, запахов, звука, вкусов, температуры, прикосновений. Внутренние органы также сигнализируют о своём состоянии. Все эти многочисленные сенсорные («сенсус» - ощущение) каналы сливаются в одну могучую реку, которая омывает и питает мозг информацией.

И, как отмечает выдающийся психолог ХХ века Л.С. Выготский, главной доминирующей функцией этого возраста является восприятие. А это значит, что значительных успехов ребёнок добьётся в этом возрасте не в области памяти, мышления, а в области восприятия. Именно восприятие является той функцией сознания, которую надо развивать в первую очередь. Ребёнок, овладевая предметной деятельностью, постепенно учится соотносить, сравнивать свойства предметов при помощи внешних ориентировочных действий. Перейдя к зрительной ориентировке, ребёнок выполняет верно, действия уже без примеривания. Поэтому в возрасте 2,5 – 3 лет ребёнок уже способен осуществить выбор предмета, сначала по форме, потом по величине, по цвету. Зрительный выбор по образцу – задача, которая значительно сложнее, чем простое узнавание знакомого предмета. Только к трём годам восприятие ребёнка приближается к восприятию взрослого. В этот период происходит скачок, и ребёнок начинает задавать окружающим вопросы.

Если ребёнок (в период раннего детства) прочно овладеет такими понятиями, как «большой, маленький, круглый, квадратный (кубик, кирпичик, шарик) красный, зелёный, синий и т.д.», то и овладеть впоследствии знаниями в школе ему будет легче.

Память

Память ребёнка раннего возраста с его активным восприятием – узнаванием (Выготский Л.С.). Полугодовалый ребёнок может узнавать только близкий для него круг предметов и людей, с которыми он постоянно общается. Малыш от года до двух лет узнаёт знакомое лицо, которое не видел от 1,5 до 2-х месяцев. На третьем году жизни он узнает объект, который втдел год назад. В связи с развитием речи развивается словесно-логическая память, дети начинают подговаривать потешки, короткие стишки.

Внимание

Развитие внимания в раннем возрасте происходит в процессе освоения ходьбы, предметной деятельности и речи. Как только ребёнок начинает ходить, расширяется область предметов, которые он может исследовать самостоятельно, что в свою очередь способствует развитию его внимания. Малыш учится удерживать своё внимание на различных предметах, которые попадают в поле его зрения. Так как ребёнок знакомится с всё большим количеством новых предметов, у него совершенствуется способность переключать и распределять внимание. В тот момент, когда ребёнок разглядывает что-то, взрослый может заострить его внимание на деталях предмета (частях) и таким образом повысить уровень концентрации внимания. В процессе освоения речи ребёнок приобретает умение удерживать внимание на словах. А вскоре он научается выполнять простые инструкции взрослого. К концу третьего года ребёнок может выполнять две инструкции из трёх. Пример. В возрасте от 2 до 3-х лет малыш может удерживать внимание от 8 до 10 минут.

Но дети в этом возрасте ещё «часто отвлекаются и находятся во власти зрительного восприятия». Неустойчивость внимания в этом возрасте не должна особенно беспокоить взрослых. Она связана с высокой познавательной активностью ребёнка, которую нельзя тормозить необоснованными замечаниями.

Мышление

Мышление ребёнка данного возраста носит наглядно-действенный характер и развивается под воздействием восприятия. Это значит, развивается благодаря постоянному манипулированию находящимися вокруг него предметами. По образному выражению Л.Ф. Обуховой, мышление ребёнка данного возраста можно видеть глазами. Очень важно для маленьких первооткрывателей поддерживать мотивацию исследования и познания окружающего мира. От взрослого требуется лишь создать интересную развивающую среду и предоставить детям время и свободу деятельности в ней.

Мышление начинает развиваться более интенсивно с развитием речи. Малыш задаёт вопросы, следовательно, у него появляются какие-то представления о причинно-следственных связях. Одной из характерных особенностей хорошо развитого трёхлетнего ребёнка является его умение вести разговор со взрослым, как со своим сверстником.

Воображение

Первые проявления воображения появляются в возрасте от 2,5 до 3- лет, когда ребёнок способен действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. Сначала ребёнок играет только с реальными предметами, затем использует те предметы – заместители, которые предложил взрослый. К концу раннего детства малыш самостоятельно выбирает предмет – заместитель, и уже не случайно, а сознательно. Однако воображение связано с предметами и их обыгрыванием.

Речь

Одним из новообразований раннего возраста является речь.

От 1 года 2-х месяцев ребёнок начинает повторять за взрослым слова по собственной инициативе. Хотя он произносит слова осмысленно, но за словом стоит конкретный предмет, а не обобщённое значение. Запас слов 10-15. От 1 года 8 месяцев до 1 года 10 месяцев в речи ребёнка появляются двусловные предложения. Словарный запас 200-300 слов.

В 2-3 года в предложениях появляется согласование между отдельными частями. Речь возникает из потребности ребёнка общаться с окружающими, это средство социального общения. В возрасте от года до трёх лет ребёнок овладевает способностью слушать речь окружающих его людей.

Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. К трём годам до 1500 слов. Это объясняется тем, что деятельность у детей становится сложнее и разнообразнее. Он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними, обобщает по сходным признакам. Однако способность понимать обобщённое значение слов развита недостаточно.

На третьем году жизни у детей появляется более точное произношение слов, окружающие начинают понимать его речь. Но всё же дети нередко пропускают в слове отдельные слоги, вставляют лишние звуки.

Таким образом, наряду с задачей накопления и уточнения активного и пассивного запаса слов – важная задача совершенствование произношения слов, упражнение детей в правильном произношении, развитие слухового внимания (приём речевого образца).

Таким образом, в раннем возрасте у детей надо развивать восприятие и речь.

Эмоциональное развитие малышей

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Ребёнок 2-3 лет очень эмоционален. Однако его эмоции непостоянны. Малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Эмоции ребёнка – это послание окружающим о его состоянии. Эмоции они выражают более бурно и непосредственно по сравнению со взрослыми. Если малыши расстроены, обижены, рассержены или не удовлетворены, они начинают кричать и безутешно рыдают, чем быстро и эффективно снимают напряжение мимической и дыхательной мускулатуры, расслабляют мышцы брюшного и плечевого поясов. Эта стратегия позволяет полностью выплеснуть все возникающие в теле физические напряжения и одновременно открыть защёлку душевными волнениями.

Очень важно испытывает ли ребёнок в группе эмоциональный комфорт.

Для детей 2-3 лет характерны низкие пороги сенсорной чувствительности, у них ещё недостаточно сформированы механизмы физиологической саморегуляции организма. Педагогу необходимо обращать на настроение малыша особенное внимание и быть уверенным, что его в данный момент ничего не беспокоит.

Дискомфорт может быть вызван тем, что ребёнок не выспался (ему холодно или жарко, он хочет пить и есть, у него что-то болит, его беспокоит давление обуви, раздражается кожа от соприкосновения с шерстью и т.д.).

Общение

Общение у детей в этом возрасте носит ситуативно–личностный характер. Это значит, что каждому ребёнку необходимо постоянно чувствовать индивидуальное внимание педагога, иметь индивидуальный контакт с ним. Поэтому занятия должны быть кратковременными, построенные так, чтобы воспитатель мог поговорить понемногу, но с каждым ребёнком в отдельности.

Маленький ребёнок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет и симпатизирует. Поэтому успешность его обучения зависит от того, сложился у него контакт с педагогом или нет.

Обучение в этом возрасте происходит и на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому. При этом ребёнок подражает всему, что делает взрослый – и хорошему, и плохому, и правильному, и неправильному.

Сверстник ещё не представляет для малыша особого интереса и рассматривается часто как ещё один предмет. Дети играют «рядом, а не вместе». Друг для друга они часто становятся источником отрицательных эмоций, так как часто «ущемляют интересы» друг друга (отбирают игрушки, толкаются).

Кризис трёх лет

Особенности кризиса

  1. Границы не отчётливы, т.е. кризис возникает незаметно приблизительно в середине кульминации.
  2. Большинства детей возникает трудновоспитуемость, дети как бы выпадают из системы педагогического воздействия (интереса к занятиям, конфликты с окружающими и внутренние конфликты), педагогическая система не успевает за изменениями личности.
  3. Негативный характер развития, носит разрушительный характер. Ребёнок как бы не приобретает, а теряет из приобретённого прежде.

Основные симптомы, характерные для поведения ребёнка этот период составляют так называемое семизвездие (семь нарушений поведения).

  1. Негативизм. Ребёнок отказывается делать то, что мы его просим. И, если взрослый будет действовать в приказном стиле (авторитарно), то взаимодействие с ним может дойти до абсурда. Ребёнок будет отвечать наперекор: «Иди домой - не пойду», «Ешь суп – не буду» и т.д. Но негативизм и непослушание – это разные вещи. При непослушании ребёнок занят интересным делом и не хочет его прерывать, но если мы предложим ему более интересное, то он согласится. При непослушании ребёнок следует своему желанию, но наперекор желанию взрослого. При негативизме ребёнок выступает против взрослого и наперекор своему желанию. Негативизм изобретателен, ребёнок часто отказывается выполнять просьбы одного из родителей или воспитателей. Главное для него сделать не так, как просит этот взрослый. В этом случае взрослому надо проанализировать свои взаимоотношения с ребёнком, может он очень требователен или непоследователен в своих действиях.
  2. Упрямство. Это такая реакция ребёнка, когда он настаивает на чём-то только потому, что он так сказал, а вовсе не потому, что ему очень хочется.
  3. Строптивость не направлена на человека, а направлена на образ жизни, против тех правил, которые были в его жизни до 3-х лет. При авторитарном воспитании строптивость является одной из главных черт кризиса 3-х лет.
  4. Своеволие проявляется в том, что ребёнок хочет делать всё сам, даже если не умеет. В этом случае проявляется тенденция к самостоятельности. Не случайно после 2-х лет ежеминутно можно слышать: «Я сам», «Я хочу», «Я не хочу». Взрослые поддерживают это стремление ребёнка к самостоятельности и говорят: «Ты большой, как ты умеешь кушать сам?», «Как ты умеешь одеваться?» и в тоже время постоянно ограничивают самостоятельность ребёнка. Вот что можно услышать в группе: «Не ходи туда», «Как ты держишь ложку», «Нельзя бегать, упадёшь» и т.д. А вместо запретов и в группе и дома лучше сказать ребёнку, какие действия он может делать. Например, «Посмотри, какие здесь интересные книжки», «Возьми ложку правильно», «В группе ребятки играют». И твёрдо говорим малышу «Нельзя то, что опасно для жизни». Например, «Нельзя залазить на полку», «Нельзя кусаться».
  5. Протест – бунт проявляется в том, что всё поведение ребёнка носит протестующий характер, как будто ребёнок находится в состоянии войны с окружающими. Протест – бунт выливается в частые ссоры с родителями, ребёнок ведёт себя очень агрессивно.
  6. Обесценивание. В этом случае обесцениваются старые привязанности к вещам, людям, правилам поведения. Ребёнок может начать употреблять бранные слова. Иногда дети обзывают любимых бабушек, мам грубыми словами. Кроме того, для трёхлетнего ребёнка могут потерять ценность ещё недавно любимые игрушки, он тогда может бросать их, рвать.
  7. Деспотизм чаще проявляется в семье с единственным ребёнком. Он изо всех сил пытается проявить власть над окружающими, ему хочется добиться того положения, которое было в раннем детстве, когда исполнялись все его желания. Ребёнок хочет стать «господином положения». Если в семье несколько детей, этот симптом можно назвать ревностью. Ребёнок также стремится к власти и поэтому проявляет ревность к сёстрам или братьям.

Если взрослые реагируют на изменения, происходящие в ребёнке, если они заменяют авторитарный стиль взаимодействия с ребёнком на партнёрское общение с ним, предоставляют самостоятельность (в разумных пределах) трудностей общения может быть меньше или они будут носить временный характер. У невротических детей наблюдаются энурезы, неспокойный сон, заикание, истерические приступы – падает на пол, дико кричит, бьётся руками и ногами.

За всяким негативным симптомом скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой высшей форме.

Позитивное значение кризиса – возникают новые черты личности ребёнка. Установлено, если кризис протекает вяло, то это приводит к задержке эмоциональной и волевой сторон личности ребёнка в последующем возрасте.

Особенности современных детей

Сейчас наши дети отличаются от нас больше, чем когда либо. Современные дети не восприимчивы к тактике внушения чувства вины, к которой обычно прибегают на ранних этапах в семье и общественных учреждениях. Плохо реагируют на принуждение, нотации, наказание. На этих детей не действуют даже телесные наказания. Они не всегда хорошо ведут себя. Среди них есть неблагополучные дети. Но каждому из них надо предоставить шанс получить от нас те советы, которые будут поощрять, то лучшее, что есть в них.

На что они откликаются, так это на уважение – уважение к ним, как к разумным личностям, уважение к их проблемам. Они приходят в этот мир совершенными и попадают в наш несовершенный мир.

Кроме того, они лучше реагируют, когда к ним обращаются как ко взрослым. Серьёзное отношение к точке зрения ребёнка может оказаться для многих из нас непривычным, но, изменив своё мышление и ожидание относительно поведения детей, мы можем достигнуть того, что их воспитание будет осуществляться с позиции мира и согласия.

Принципы воспитания современных детей

1. Определяя для детей границы дозволенного поведения, сохраняйте творческий подход.

  • Давайте выход их чрезмерной физической энергии.
  • Позвольте ребёнку самому устанавливать границы. Вы будете удивлены, когда узнаете, на что способен ребёнок.

2. Общайтесь с детьми как со взрослыми и равными, но не возлагайте на них взрослые обязанности.

  • Не говорите с ним свысока.
  • Давайте детям подробные объяснения и более того предоставляйте им несколько возможностей для выбора.

3. Если вы говорите, что их любите, но относитесь к ним неуважительно, они вам не поверят.

4. Общение с ребёнком – это одновременно тяжёлый труд и привилегия.

  • Он заметит любую хитрость.
  • Не забывайте наблюдать за общением детей – у них многому можно поучиться.

Список литературы:
1. Эльконин Д. П. Детская психология: Учебное пособие для вузов. -М.: Владос, 1999 г..
2. Обухова Л.Ф.Детская психология; теории, факты, проблемы. -М.: Тривола, 1995.
3. Зеньковский В,В, Психология детства. -М.: Академия, 1995
4. Шпиц Р.,Коблинер У.Первый год жизни. М.:Академический проект, 2006.
Котова Альбина Александровна01.08.2012 61890 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar