РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование экологической компетентности учащихся

Формирование экологической компетентности учащихся
Муниципальное образование Ленинградский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 пос. Октябрьского
муниципального образования Ленинградский район
Краснодарский край Ленинградский район пос.Октябрьский улица Мира, 7
school5@len.kubannet.ru, телефон 8-861-45-4-52-69, факс 8-861-45-4-53-40


Тема: «Формирование экологической компетентности учащихся»




Из опыта работы учителя биологии высшей квалификационной категории Любченко Татьяны Борисовны

Содержание:

1. Информационная карта педагогического опыта 3-5
1.1. Уровень опыта по степени новизны 3
1.2. Цель педагогического опыта 4
1.3. Краткое описание опыта 4
1.4. Предмет исследования 5
1.5. Основные программные задания 5
1.6. Направления деятельности 5
2. Технология опыта 6-10
2.1. Эффективность опыта 8
2.2. Результативность 8
2.3. Мониторинг участия МОУ СОШ №5 в олимпиадах 9
2.4. Участие в работе научно – практической конференции «Эврика» 10
2.5. Результативность ЕГЭ 10

1. Информационная карта педагогического опыта

Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно – научиться жить на земле, как люди.
Б. Шоу.

1.1.Уровень опыта по степени новизны:

Наше время требует нового человека – исследователя проблем, а не простого исполнителя. Задача учителя – воспитать активную, творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. В преподавании биологии придерживаюсь теории развивающего обучения, соединяю проблемы биологии с другими науками естественного цикла – химией, экологией, географией, физикой – находя общие точки соприкосновения этих дисциплин. Применяю знания, умения, навыка, полученные на других уроках. В ходе преподавания предмета использую современные компьютерные технологии. Для всестороннего развития личности ребенка, его мыслительной деятельности, способностей включаю детей в социокультурную, общественно – значимую деятельность (общественная экспертиза, проектная деятельность, выступление перед родителями и др.). Все это дает возможность воспринимать процесс обучения комплексным, единым, а не разрозненным на отдельные дисциплины и оторванным от жизни. У ребенка формируется целостная картина мира, природы.


1.2.Цель педагогического опыта:

-Формирование познавательной и социальной активности учащихся;

-Воспитание у детей ценностных экологических ориентаций и сознательного научно-обоснованного отношения к природе, стойких убеждений и активной позиции по проблемам ее охраны и улучшения;

-Формирование у детей и юношества на основе альтернативных обучающих технологий научных экологических представлений о целостности окружающей природной среды, о единстве Человека с природой.


1.3.Краткое описание опыта:

Проблема взаимоотношений человека, природы и общества стояла на всех этапах развития человечества, но особой остроты достигла на пороге третьего тысячелетия. Анализ подлинных причин экологического кризиса убеждает нас в том, что главное противоречие не между человеком и природой, а между культурой и деятельностью в природе. Поэтому основная задача сегодня - достижение экологической грамотности всего населения страны, и, прежде всего, наших детей.

Реализация идеи экологического обучения в курсе школьной биологии означает создание каждым школьником понимания данной проблемы, основанной на его личном опыте. Проблема активизации процесса обучения не может на современном этапе развития рассматриваться без учета личной позиции обучаемого.

Поэтому объектом данного исследования стала система учебно-воспитательного процесса по экологическому образованию учащихся, переход от традиционных форм научно – исследовательской работы к работе в рамках личностно – ориентированного обучения


1.4.Предметом исследования

– создание условий для развития интеллектуально – творческих способностей учащихся через организацию исследовательской деятельности учащихся

-разработка специальных форм проведения научно – исследовательской деятельности учащихся


1.5. Основные программные задания
  • реализация Закона РФ «Об образовании»;
  • повышение качества образования;
  • введение регионального экологического компонента;
1.6.Направление деятельности по направлению «Формирование экологической компетентности»:

Натуралистическая: -изучение экосистемы района; -участие в месячниках по охране окружающей среды.

Просветительская пропаганда: - сбор, анализ, обработка и распространение информации природоохранного характера.


Экологический мониторинг:
- контроль загрязненности воды, воздуха;
- контроль нарушений почв;
- составление экологического паспорта школы.
Природоохранная:
- восстановление, защита, сохранение природных экосистем;
- научно-исследовательская работа;
- экологические проекты.
Художественно-эстетическая:
-программирование и зарисовка природных объектов;
-сбор и коллекционирование природного материала;
-изготовление и художественное оформление альбомов, выставок, стендов.
2. Технология опыта.
Накопленный опыт по данной тематике позволил, начиная с 1997 года и по настоящее время, проводить экспериментальную и исследовательскую работу в области экологизации обучения и воспитания.
Наша школа на протяжении многих лет работает над проблемами формирования экологических компетенций учащихся. В 1997г введен курс «Экология», однако с изменением базисного плана школы этот предмет был исключен из обязательного перечня изучаемых предметов. На протяжении ряда лет работает экологический кружок. Многие учебные курсы экологизированы. На уроках русского языка, литературы, физики, химии, биологии, истории, географии используются тексты, задачи, практические работы, дополнительный материал экологического содержания. На базе нашей школы проводился семинар на тему «Экологизация учебного процесса». Учащиеся 9 класса изучали элективный курс «Экология человека». Курс биологии по сравнению с другими дисциплинами отличается большей степенью экологизации. Этот предмет, рассматривает проблемы окружающей среды глубоко, расширенно, непрерывно, на трех уровнях: глобальном, региональном, локальном, на основе краеведческого подхода.
Составлен план работы школы, в который включены разделы экологического воспитания и образования, что является важной составной частью целостного процесса обучения.
В школе с 2007 года создано НОУ «Импульс», разработано положение НОУ, составлен план работы.
Результатом данной деятельности является:
- ежегодная позитивная динамика уровня обученности и качества знаний учащихся,
- прослеживается тенденция к увеличению численности участников и призеров предметных олимпиад школьного, муниципального, всероссийского уровней;
- победителей и призеров научно – практических конференций.
Это отображает результативность проводимой в школе работы по экологическому образованию и воспитанию: призеры и дипломанты муниципальных, зональных, краевых конкурсов: «За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам края «Подрост» в номинации «Экология местных растений», «Экологический калейдоскоп» и «Моя малая Родина»;
- внеклассная работа по предмету: неделя биологии и экологии, экологические игры, операции «Скворечник»», «Забота о братьях меньших», рейды «Борьба с карантинными сорняками», «Помощь зеленому другу», конкурсы газет и плакатов, участие в озелени территории школьного двора, насаждение декоративных кустарников, деревьев, работа кружка НОУ «Импульс», экологическая тропа с пятью стоянками, для которой разработан план проведения экскурсий и лекций;
- участвуя во внеурочных мероприятиях, школьники получают не только теоретические знании я, но и практические навыки. В основе нашей работы лежит девиз:
- «Скажи – и я забуду.
- Покажи мне – я запомню.
- Дай мне действовать – и я научусь».
Распространение накопленного опыта нашло отражение в:
-участие в муниципальных, региональных, профессиональных конкурсах. Стали призерами в течение последних 3-х лет профессиональных конкурсов: «За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам края («Подрост»); лауреаты в смотре - конкурсе учебно-опытных участков; участвовали в конкурсе на лучшую постановку экологического образования и воспитания учащихся;
-участие в работе районных методических семинаров, экологических конференций, филиала МСХАУК учащихся Кубани (приобщение учащихся к научно-исследовательской деятельности, осуществляя связь с краевым эколого-биологическим центром и МСХАУК учащихся Кубани);
- участие в научно – практической конференции «Эврика», где на протяжении ряда лет учащиеся нашей школы становились победителями и призерами на муниципальном, региональном, зональном уровнях
-2011г участвовали в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников в г. Анапа, где заняли 5 место
-пропаганде экологических знаний и этики среди учащихся. Престиж НОУ в глазах ребят неуклонно растет. Многие учащиеся школы стали студентами КубГУ, КубГАУ, медицинских вузов и других высших заведений с биологической направленностью.

2.1.Эффективность опыта:

Изначально заданный высокий уровень предъявления материала, его информационная емкость, позволяют осуществить эвристические пробы и сформировать практическую деятельность для развития эрудиции, экологической и общей культуры личности.

2.2.Результативность
В работе прослеживается ежегодная позитивная динамика уровня обученности и качества знаний учащихся.
Наблюдается тенденция к увеличению численности участников и призеров предметных олимпиад школьного, муниципального, зонального, регионального уровней. Результативность проводимой в школе работы по экологическому образованию и воспитанию учащихся отображает мониторинг участия в олимпиадах и конференциях.

2.3.Мониторинг участия МОУ СОШ №5 в олимпиадах.
№ п/п фио класс предмет год место
1 Огиенко Олеся 9 экология 2003- 2004 3
2 Аксенова Александра 10 экология 2003-2004 2
3 Оношко Олеся 11 экология 2003-2004 4
4 Огиенко Олеся 10 экология 2004-2005 3
5 Малый Дмитрий 9 биология 2004 - 2005 3
6 Иванов Василий 9 экология 2006 - 2007 1
7 Скрипец Иван 10 экология 2008- 2007 2
8 Скрипец Иван 11 экология 2007- 2008 2
9 Попова Юлия 10 экология 2007- 2008 1
10 Продан Дмитрий 8 экология 2007- 2008 5
11 Малый Дмитрий 11 биология 2007- 2008 4
12 Попова Юлия 11 экология 2008- 2009 2
13 Ковтун Дмитрий 10 экология 2008- 2009 4
14 Сердюк Валерия 8 биология 2008- 2009 1
15 Михайлович Юлия 7 биология 2008 -2009 4
16 Продан Дмитрий 9 биология 2008- 2009 5
17 Огиенко Артем 11 биология 2008- 2009 3
18 Ефейкин Максим 11 экология 2009- 2010 2
19 Продан Дмитрий 10 экология 2009- 2010 4
20 Ковтун Екатерина 9 биология 2009- 2010 3
21 Ященко Иван 10 биология 2009- 2010 4
22 Ковтун Екатерина 9 Биология (Зональный тур) 2009- 2010 7
23 Ященко Иван 10 Биология (зональный тур) 2009- 2010 9
24 Ященко Иван 11 биология 2010- 2011 призер
25 Богданенко Богдан 7 биология 2010-2011 призер
26 Ященко Иван 11 экология 2010-2011 призер
27 Иванова Дарья 10 экология 2010-2011 призер
28 Ященко Иван 11 региональный этап Всероссийской олимпиады по экологии 2010-2011 5

2.4.Участие в работе научно – практической конференции «Эврика»
«Роль фитонцидных растений в улучшении экологической обстановки в п. Октябрьском» заняла 2 место в краевом смотре – конкурсе «Подрост» в номинации «Экология местных растений»
Участвовали в работе научно – практической конференции «Эврика». «Экологический паспорт школы» - районная экологическая конференция
«Диагностика состояния здоровья» научно – практическая конференция «Эврика»
«Влияние плесневых грибов на различные организмы» «Эврика» - 4 место
«Влияние шума на организм человека» «Эврика» 5 место
«Причины йод дефицитных заболеваний в п. Октябрьском» 2 место муниципальный этап, 1 место зональный этап
3 место краевой этап выдан диплом 3 степени, принят кандидатом в члены МСХА
«Влияние курения на организм человека» 2 место

2.5. О результативности работы говорят итоги ЕГЭ.

2008 – 2009г
Огиенко Артем 82 балла
Сердюк Сергей 76 баллов
Краевой балл – 53,5

2009 – 2010г
Алексеенко Оксана 69 баллов
Белокур Артем 67 баллов
Бабич Карина 67 баллов
Ковтун Дмитрий 64 балла
Краевой балл – 58

Какую бы впоследствии профессию не выбрали бы наши ребята, они навсегда сохранят в своей душе любовь к родному краю, бережное отношение к природе
Нам очень хочется видеть своих продолжателей не просто умными, грамотными людьми, но и неравнодушными, активными, гуманными.
Любченко Татьяна Борисовна08.08.2012 34920 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar