РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Педагогические инновации в реализации образовательных областей

Педагогические инновации в реализации образовательных областей
Педагогические инновации в реализации образовательных областей


Демченко Ольга Владимировна, воспитатель
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида
«Белочка» п.Фёдоровский Сургутский район ХМАО-Югра


Как известно, педагогические инновации, инновационные технологии — это система новых методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.

Содержание образовательной работы с учётом Федеральных государственных требований несколько изменяет привычные подходы и в нашем ДОУ включает в себя следующие педагогические инновации (модули), основанные на лучших традициях дошкольного образования:

«РЕЧЕВИЧОК»

Цель: использование нетрадиционных форм и методов работы в коррекционно-развивающем процессе с детьми, имеющими речевую патологию.

Направление: коррекционно - развивающее.

1. Речевой бассейн, кафе сказок, минутки общения - инновационные формы организации совместной деятельности детей и педагогов по совершенствованию речевой готовности к школьному обучению. Интеграция развития речи с элементами обучения грамоте, развития математических представлений, с художественно – продуктивной, музыкальной, театрализованной деятельностью положительно

2. Логопедическая ритмика включена в содержание программы в виде системы музыкально - ритмических упражнений, направленных на преодоление речевого нарушения с использованием тесной связи движения с музыкой и речевого материала. На логоритмических занятиях, проводимых совместно с учителем-логопедом, совершенствуется общая и мелкая моторика (координация движений и мелкая моторика руки, артикуляционная мускулатура, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, просодическая сторона речи).

3. Современное полифункциональное игровое оборудование и пособия - составная часть общей предметно - игровой среды образовательного уч-реждения. Рациональное использование оборудования способ¬ствует развитию интеллектуальной, речевой и двигательной сферы детей, формированию базовых умений и на¬выков, воспитанию интереса к разным видам занятий, снятию эмоционального напряжения, преодолению агрессивности, профилактике и коррекции имеющихся речевых недостатков, развитию элементов психологической готовности к школьному обучению.

4. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром через речь. Во время работы над сказкой обогащается словарный запас, автоматизируются поставленные звуки и вводятся в самостоятельную речь, активно идет развитие интеллектуальной готовности, предполагающей наличие у ребенка кругозора, запаса знаний, дифференцированного восприятия, аналитического мышления, логического запоминания, интереса к знаниям, овладения на слух разговорной речью, способности применения символов, развитие зрительно – двигательных координаций.

5. Музыкотерапия (активное и пассивное слушание музыки). Работа со звуком (высотой, долготой, силой), ритмом, дыханием, интервалами, насыщение песни эмоционально - выразительной, образной стороны, подводит не только к качественному исполнению песен, но и формирует, корректирует личность ребенка. Полезно любое пение, поскольку распеваются гласные звуки. Под воздействием музыкотерапии происходит формирование и социально – психологической готовности детей к школьному обучению – развитие коммуникативных качеств, потребности в общении, умения подчиняться интересам детской группы.


«УЧУСЬ С РАДОСТЬЮ»

Цель: использование современных педагогических технологий при подготовке детей к школьному обучению.

Направление: воспитательно-образовательное.

1. Технология Е.Ю. Коростелёвой «Подготовка психики дошкольника и первоклассника к развитию речи». Применение элементов технологии обосновано тезисом А.Р. Лурия о том, что все психические процессы у ребенка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение - развиваются с прямым участием речи. Опираясь на игру, технология представляет собой систему тренировочных упражнений и игровых развивающих упражнений, графических диктантов, дидактических игр. Использование технологии способствует решению следующих задач:

- Подготовка детей к школе с позиции развития способностей, становления основ личностной культуры, обеспечения общей готовности к обучению, развития коммуникативных способностей и познавательной активности.

- Создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

- Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Чтобы научить детей слышать и выполнять указания взрослых, используются игровые моменты, чтобы конкретизировать задания: «Незнайка просит вас: возьмите альбомы в левую руку, странички переворачивайте правой». Читая сказку, рассказ организуется игра «Моя роль»: среди детей распределяются роли (Иван – «дедка», Даша «бабка», Маша – «внучка»). При прослушивании текста дети, исполняющие роль, при ее упоминании встают и хлопают в ладоши. Таким образом, повышается концентрация внимания будущих школьников. Для выработки умения копировать технология предполагает и такие приемы: на доске, разлинованной в клетку, воспитатель вычерчивает узор цветными мелками. Дети рисуют тот же самый узор в тетради. На игровых занятиях по преодолению недостатков речи, в художественно – продуктивной и самостоятельной игровой деятельности используются шаблоны, трафареты, геометрические фигуры разной величины. Для развития речи и обогащения словарного запаса применяются парные картинки (петух-курица, дождь-зонт) и дидактические игры «Что общего?», «Что было до…?», игры типа «Незаконченный рассказ»: воспитатель читает рассказ, а дети вставляют пропущенные слова по смыслу.

2. Проблемность в обучении заключается в постановке перед детьми проблемы и показе путей ее решения, вскрывая возникающие противоречия. Технология организованного таким образом учебно-воспитательного процесса предполагает активное участие педагога, сопровождающего и корректирующего процесс, но не ограничивающего поисковые шаги и действия. Основной единицей работы дошкольника с программным материалом становится проблемная ситуация.

3. Развитие творческого воображения (РТВ) ТРИЗ — теория решения изобретательных задач (М.Шустерман). Содержание РТВ ТРИЗ для дошкольников представлено коллективными играми, основное средство работы с детьми - педагогический поиск.

4. Информационные технологии. Целью компьютерных технологий, используемых в рамках работы по преодолению недостатков речи при подготовке к школьному обучению, является формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения. Содержание обучающих и развивающих программ ассоциации «Компьютер и детство», фирм «Никита», 1С и других, способствуют закреплению знаний по математике, ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, изобразительной деятельности, конструированию, обучению грамоте.

5. Театрализованная деятельность. В работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста эффективно введение совместных театрализованных мероприятий, что позволяет развивать творческую и речевую активность, способности детей. Это проявление детьми чувств, эмоций, и желаний, работа над выразительностью реплик персонажей, активизация словаря, совершенствование звуковой культуры речи, развитие внутригруппового общения, коммуникативных навыков.

6. Личностно-ориентированный подход. Педагогика сотрудничества, как овладение технологией личностно - ориентированной педагогики, предполагает создание минимального пространства успешной самореализации для каждого воспитанника, которое преобразует ребенка в положительную личность.

7. Игровые технологии и леготехнологии, позволяют активизировать познавательную, исследовательскую, творческую активность дошкольников и младших школьников через использование игр и лего-конструкторов как средства развития интеллекта.

«БЫТЬ ЗДОРОВЫМИ ХОТИМ!»

Цель: Сохранение и укрепление физического здоровья будущих школьников с помощью нетрадиционных методов воздействия.

1. Использование подвижного способа обучения позволяет: предотвратить развитие искривления позвоночника, плоскостопия; проводить профилактику близорукости во время занятия, повысить общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям; стабилизировать процессы возбуждения и торможения, что способствует ускорению восприятия учебного материала.

Особенности и элементы подвижного способа обучения, используемые в данной программе:

1. Всё занятие строится в режиме «динамических поз» (10 минут занимаются стоя, затем сидя, снова стоя, наглядный материал размещают на противоположных стенах).

2. Педагог как можно чаще перемещается по группе, чтобы дети делали больше движений глазами и туловищем, поворачиваясь за педагогом.

3. При ответе ребенка все дети поворачиваются и смотрят на отвечающего.

4. Физкультминутки проводятся в течение 2-3 минут примерно на середине занятия, используются музыкально-танцевальные паузы. В зависимости от типа занятия проводят не одну, а две физкультминутки.

5. Работу в режиме «динамических поз» проводят в комплексе с упражнениями на развитие памяти, мышления, внимания; на развитие творческого воображения

2. Фитбол-гимнастика и ритмика являются необходимой предпосылкой для лучшего функционирования всех систем организма и речевых органов, оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных двигательных навыков. Игры и упражнения с мячом направлены на развитие общей и мелкой моторики, ориентировки в пространстве, фонематического восприятия, на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи. Ритмическая гимнастика способствует физическому и эстетическому развитию детей. Развивается чувство ритма, ловкость и точность движений, умение согласовывать свои действия с музыкой, выносливость, гибкость, быстрота реакции.

3. Фитотерапия – используется в рамках данной программы как профилактическое средство для восстановления умственной и физической работоспособности, устранения усталости, вялости, нервозности с помощью лекарственных растений.

4. Закаливание повышает сопротивляемость организма будущего школьника к заболеваниям. Формы закаливания, доступные для дошкольного учреждения: утренняя гигиеническая гимнастика; обширное умывание холодной водой; двигательная деятельность, прогулки на свежем воздухе; босохождение по «Тропе здоровья», массажным коврикам; воздушные ванны с упражнениями.

5. Двигательно-оздоровительные этюды и спортивные праздники. Частой причиной быстрого утомления младших школьников является проявление нервности. Поэтому проведение двигательно - оздоровительных этюдов и спортивных праздников будет способствовать предупреждению утомления, по-вышению работоспособности; развитию эмоционально - волевой сферы и психических процессов; активизации, обогащению, расширению словаря и умению согласовывать речь с движением; развитию просодических компонентов речи, координации движений.

6. Развивающая педагогика оздоровления В.Т. Кудрявцева, программа «Здоровье» В.Г. Алямовской. Предусматривается: решение проблем комплексного подхода к организации оздоровительной деятельности; развитие двигательного воображения; оздоровительные мероприятия в системе работы по преемственности дошкольного учреждения и школы. Содержание бесед, игр и упражнений, проводимых с детьми дошкольного учреждения и школы, направлено на становление ценностного отношения выпускников детского сада к здоровью и здоровому образу жизни, на формирование навыков сохранения и укрепления здоровья.

7. Дыхательная гимнастика содержит систему упражнений, включаемых в подвижные игры и логопедические занятия. Упражнения зрительной гимнастики выполняются между занятиями, во время физкультминуток в течение 2-4 мин.


«Я-БУДУЩИЙ ШКОЛЬНИК»

Направление: Укрепление психологического здоровья детей на этапе перехода к школьному обучению.

Цель: Развитие коммуникативных навыков, профилактика и психокоррекция агрессивности, конфликтности, замкнутости, тревожности.

1. Психогимнастика. В рамках данной программы психогимнастика используется на занятиях как организационный момент, динамическая пауза с целью преодоления барьеров в общении, развития понимания себя и других, снятия психического напряжения, развития речи.

2. Релаксация помогает развитию воображения и фантазии ребенка, сопровождается музыкальным сопровождением. Расслабляющие упражнения - это мышечная эмоциональная раскованность – главное условие для естественной речи, правильных телодвижений, снятие возбуждения, концентрация внимания.

3. Игротренинги включены в содержание Программы с целью становления основных компонентов психологической готовности к школьному обучению, проводятся педагогом-психологом. Данная работа позволяет положительно воздействовать на развитие аффективно-потребностной, произвольной, интеллектуальной и речевой сферы.

4. Психологические этюды направлены на снятие агрессивности, развитие самоконтроля, формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей. развитие эмоциональной устойчивости, на фоне которой возможно развитие учебной деятельности.

«НАШ ДРУГ-КАРАНДАШИК»

Цель: развитие мелкой моторики руки, воссоздающего и творческого воображения.

Направление: подготовка к овладению письменной речью.

1. Пальчиковый игротренинг (пальчиковая гимнастика): весёлые пальчики («Пальчики здороваются», «Пять котят», «Прятки», «Моя семья», и др.); конструирование фигурок из разных материалов, в головоломках, из разрезного квадрата, мелкого Лего – конструктора; волшебные узелки с использованием шнурка, игра с пособиями типа «Дидактическая черепаха», с застёжками, пуговицами, липучками; работа с бумагой в технике «Оригами».

2. Нетрадиционные способы изодеятельности (кляксография, монотипия, рисование свечой, ладошкой, пальчиковая живопись) удачно вписываются в работу с использованием приемов развития творческого воображения ТРИЗ, что способствует пробуждению пытливости ума, развитию познавательной и творческой активности детей, эмоционально – волевой сферы будущих школьников. Средствами нетрадиционных способов рисования создаются условия для коррекции речевого и психического развития, моторики, пополнения активного словаря детей.

3. Ориентировка на листе бумаги и графические диктанты. В работе с дошкольниками – будущими школьниками эффективны игры на сравнение похожих предметов, силуэтов; составление изображений из простых форм, графические диктанты, обведение, раскрашивание трафаретов, штриховка картинок, обведение контура предмета, дорисовка, рисование фигур по образцу, по точкам, по клеткам.

4. Гигиена письма. Для развития гигиены письма используются памятки, наглядность, стихотворные строчки о правилах посадки за партой, наклона тетради, освещенности рабочего места будущего школьника. С детьми подготовительной к школе группы проводится знакомство с тетрадью, ориентировка на листе бумаги, графические диктанты по технологии Е.Ю.Коростелевой, копирование фигурок (по точкам, на кальку, по образцу) с комментированием правил гигиены письма. В начальной школе продолжается работа по привитию навыков соблюдения гигиены письма.

Таким образом, практическая значимость данной работы видится в широком использовании разработанной системы деятельности. Чем выше уровень педагогических умений, тем шире и богаче опыт, чем основательнее профессиональная компетентность воспитателя, научная подготовленность, тем более он свободен в освоении новых технологий, позволяющих готовить детей к обучению в рамках ФГОС.

Список литературы:
1. Гаврина С.Е. Я готовлюсь к школе.- М.: Академия развития, 2003.
2. Гербова В.В.Учусь говорить.- М.: Просвещение, 2001.
3. Дурова Н.В. Фонематика: как научить детей слышать и правильно произосить звуки. – М.: Мозаика-синтез, 2004.
4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. –М., 1985.
5. Елистратова И. Давай с тобой поиграем. //Мой ребенок.- №11.-2006.-с.164.
6. Зуева Л.Н. и др. Занимательные упражнения по развитию речи: Логопедия для дошкольников. – М., 2003.
7. Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков и слов. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. – Ярославль: Академия развития, 2005.
8. Кислова Т.Р. Воспитателям и родителям о речевом развитии дошкольников.//Начальная школа плюс ДО и После.-№10.-2005.-с.37.
9. Кищенко Е.Г., Пошибайло М.В. Гуманизация образовательного процесса в ДОУ через личностно-ориентированные технологии. -М.,2006.
Демченко Ольга Владимировна13.08.2012 35650 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar