РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Анализ обучения старшеклассников методам совершенствования самостоятельной научно-исследовательской работы по истории: некоторые результаты

Анализ обучения старшеклассников методам совершенствования самостоятельной научно-исследовательской работы по истории: некоторые результаты

Исследовательское обучение в современном мире должно рассматриваться как приоритетный способ обучения, а исследование как стиль жизни. Организуя проектно-исследовательскую деятельность старших школьников, необходимо исследовать ее методологические основы и сделать соответствующие выводы относительно применяемых, примененных и оптимальных для применения в будущем способов. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для школьника, исследовательская работа должна выполняться им сознательно и охотно, должна быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.

Итогом исследовательской работы и главным этапом обучения юного исследователя должно явиться ее представление, «озвучивание»: выступление на уроках-презентациях, семинарах, Днях науки, конференциях. Здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. При решении задач активизации исследовательской деятельности учащихся основными целями для нас как преподавателей становятся: актуализация исследовательской потребности ученика, вовлечение в поисковую деятельность, поиск средств, активизирующий процесс познания, содействие в выработке осознанного целеполагания, продвижение ученика в повышении результативности работы.

Моей методической темой в школе в 2011-2012 учебном году являлось «Обучение учащихся современным методам совершенствования самостоятельной научно-исследовательской работы по истории». Не останавливаясь на подробностях повседневной работы со старшеклассниками (это мой специфический профиль) по данному обширнейшему направлению, позволю себе краткое изложение результатов их опроса в конце этого учебного года, направленного на подведение ими же итогов собственной научно-исследовательской деятельности, а также анализ оных. Мной был разработан и предложен следующий набор заданий (с сочетанием вопросов со свободными ответами (1 и 4) и тестовых вопросов (2 и 3)) учащимся 9-11-х классов:

  1. Укажите 3 приоритетные цели Вашей самостоятельной исследовательской деятельности.
  2. Какие методы самостоятельной научно-исследовательской деятельности Вы применяли? Выберите и укажите в ответе соответствующие пункты: а-и (по возможности – и другие).
  • Эксперимент (опыт, анализ объекта); в том числе мысленный эксперимент.
  • Проектная деятельность.
  • Проблемное эвристическое решение (ситуация неожиданности, ситуация интереса, ситуация предположения (а если…?), ситуация опровержения, ситуация несоответствия с собственным жизненным опытом, ситуация неопределенности и вариативности и др.)
  • Конструирование и моделирование.
  • Участие в научно-исследовательских диспутах, пресс-конференциях, ролевых играх, в семинарах, олимпиадах; обмен полезным опытом.
  • Работа с учебной, справочной литературой по самостоятельному составле¬нию конспекта, схем, графиков и т.д.
  • Выполнение теоретических творческих заданий (например, составление рассказов- задач).
  • «Мозговой штурм».
  • Решение медиазаданий (ориентирова¬ны на работу с мультимедийным оборудованием либо с текстами СМИ).

3. Какие методы самостоятельной научно-исследовательской деятельности Вы считаете лучшими? (Выберите и укажите в ответе соответствующие пункты: а-и из п. 2; по возможности – и другие.)

4. Отметьте основные результаты Вашей самостоятельной исследовательской деятельности.

Анализ ответов участников опроса (в опросе приняли участие 63 обучающихся 9-11 кл.) дает основания для следующих выводов – укажем их соответственно заданным вопросам.

1) В качестве собственных целей научно-исследовательской деятельности чаще указывают: а) получение новых знаний (получается, как самоцель?) – 96 % опрошенных; б) саморазвитие; развитие логики и прочих интеллектуальных способностей – 89%; в) накопление опыта (который мог бы пригодиться и в дальнейшем), практическая польза – 72%; г) сопоставление знаний с имеющимися, исправление ошибок, неточностей, пробелов в знаниях и умениях – 33%; д) «запатентовать» (sic!) свое открытие и вообще «продвинуться» и закрепиться в обществе, быть более востребованным – 25%; причем чаще такие ответы встречались у девятиклассников, чем у старших! Последнее можно объяснить и нарастающей из года в год долей цинизма в мышлении российской молодежи, и тем, что старшие школьники более осторожны и просто сочли «неполиткорректным», что ли, написать это, хотя думали так же... Ценны и нестандартные единичные (именно нестандартностью; ответы «под копирку» свидетельствуют о нетворческом мышлении) варианты: поделиться открытиями и знаниями с людьми (как этого не хватает в нашу эпоху!), или иметь возможность чаще общаться с зарубежными коллегами…

2) Методы самостоятельной научно-исследовательской деятельности учащиеся чаще применяли такие: работа с учебной, справочной литературой (100%); эксперимент, в том числе мысленный (91%); решение медиазаданий (82%); мозговой штурм (75%); выполнение теоретических творческих заданий (66%); моделирование (41%); участие в научно-исследовательских диспутах, пресс-конференциях, ро¬левых играх, в семинарах, олимпиадах (33%); проектная деятельность (25%).

3) Примечательно, что и лучшими методами учащиеся чаще (70-100%) называли именно эти (включая даже работу с учебной, справочной литературой!), особенно работу с видео-, аудио- и интернет-информацией – это требование современности, плюс проблемное эвристическое решение по ситуациям, они дают возможность «оживить» задачу (36%). Критериями их полезности (почему лучшие?) они называли: наглядность, практичность, степень («остроту») проблемности; глубину, но не «поверхностность»; эффективность средства достижения цели.

4) Основными результатами чаще называли следующие: достижение заданных целей, систематизация и углубление собственных знаний, накопление опыта (97%); расширение кругозора, саморазвитие, самосовершенствование – видно, не только узкоспециальное, это более философский ответ (94%); извлечение практической пользы, в т.ч. материальной (85%); получение радости («удовольствия»! а кое-кто усмотрел в этом удовлетворение любопытства и даже развлечение, кайф, так сказать, в чем отразились умонастроения молодежи нашей эпохи) от проделанной работы (47%). Видимо, отражается потребность и в самоутверждении; но что радует – возникновение новых вопросов, которые неизбежно будут стимулировать дальнейшее познание. Конечно, встречались и нестандартные, единичные свободные ответы (1-3 схожих, т.е. не более 4% каждого): результат – это «занято время» («убить время», можно сказать…), «было общение» (для 9-классников полезно, конечно…), «пробужден интерес к творчеству» и даже «преодолен страх», «произошли изменения в характере» (!); их философский диапазон – от «получен результат, соответствующий целям» (??) до «пока ничего особо не достигнуто, все только начинается»…

Основываясь на изложенном, можно сделать следующие выводы. Есть повод для доли оптимизма. Большинство наших старшеклассников уже на некотором уровне владеют навыками выполнения исследовательских работ и создания творческих проектов, они тщательно выбирают темы и представляют на суд педагогов, ученых и товарищей не только то, что им интересно, но часто то, что им по-настоящему важно и дорого. В этих условиях расстановка их по ранговым местам (1-е, 2-е, 3-е и др.) может выглядеть как неоправданная сухость или даже несправедливость. Как в списке выбранных методов научно-исследовательской деятельности не стоит выстраивать их строго «по ранжиру», но можно подобрать сразу и несколько, так и «победителями» могут стать сразу несколько юных исследователей. В ходе реализации учебных программ у детей и педагогов должен быть преодолен барьер боязни проведения самостоятельных творческих изысканий в любых сферах деятельности и, прежде всего, в сфере познания и овладения полезными навыками. В качестве основных критериев прогрессивности здесь могут выступать стремления и попытки использования исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия учителя и ученика. В современной школе необходимо всячески приветствовать и стимулировать самостоятельную исследовательскую деятельность учеников; очевидно, не все занимались ею в должной мере в предыдущие годы.

Тимофеев Алексей Сергеевич18.08.2012 17900 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar