РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Активные формы работы на уроках русского языка.

Активные формы работы на уроках русского языка.
Активные формы работы на уроках русского языка.

Из опыта работы Дёминой А.А., учителя русского языка МОУ СОШ №52 г.Краснодара (стаж 39 лет).

Важнейшим условием благополучия внутреннего мира и становления психически здоровой личности ребёнка является его успешность в учёбе. «Подросток теряет интерес к учению не потому, что перестал считать его важным, значительным для себя делом, а потому что устал от неудач в нём» (Созонов В.П. «Как найти в себе точки опоры».). Как помочь ребёнку утвердиться в учёбе, как оградить его от неудач или хотя бы уменьшить их количество? Предлагаемые ниже методы, приёмы и формы работы, практикуемые мною более двух десятилетий, помогают решению этой проблемы: способствуют выработке прочных знаний без приоритетного и зачастую непродуктивного заучивания правил, вырабатывают у школьника навыки самообразования, помогают ему обрести веру в свои силы.
Во время любой учебной работы разрешаю учащимся пользоваться справочником. Общая тетрадь в 80 листов, которую заводит каждый ученик 5 класса и ведёт до выпуска из школы, поделена на 3 неравные части. Главный раздел справочника - таблицы, образцы рассуждений применения правила. Вот как выглядят некоторые таблицы:

Характеристика предложения.
1. По цели высказывания:
а) повествовательное (содержит сообщение);
б) вопросительное;
в) побудительное (содержит совет, просьбу, требование, приказ).
2. По эмоциональной окраске:
а) восклицательное;
б) невосклицательное.
3. По числу грамматических основ (по грамматическому составу):
а) простое;
б) сложное.
4. По средствам связи простых предложений в составе сложного:
а) сложносочинённое;
б) сложноподчинённое;
в) бессоюзное.
5. По строению грамматической основы:
а) двусоставное;
б) односоставное:
определённо-личное
неопределённо-личное
обобщённо-личное
безличное
назывное
6. По наличию второстепенных членов предложения:
а) распространённое;
б) нераспространённое.
7. По полноте состава:
а) полное;
б) неполное.
8. Чем осложнено:
(однородными членами предл., двумя (тремя) рядами однород. членов, обращением, вводным словом (предл.), сравнительным оборотом, обособленными членами предл., уточняющими членами предл.)
Эту таблицу, как и многие другие, записываем не всю сразу, а постепенно, по ходу нарастания знаний. Показываю, что нужно оставить, предположим, 6 строчек, а когда возвращаемся к заполнению пропусков, учащиеся наглядно убеждаются в том, как много они уже знают. Они начинают понимать взаимосвязь учебного материала. Кроме того, записывая таблицу, учатся грамотно писать термины, оформлять сложный план.

Таблица «Правописание О - Ё после шипящих» показывает зависимость выбора буквы от того, в какой части слова она находится и какой части речи принадлежит данное слово.

В корне словa. В суффиксaх и окончaниях глaголов и причастий. В суффиксaх и окончаниях существительных, прилагательных и
наречий всегда Ё всегда Ё ставлю ударение


шёпот-шептать жжёт, печёт, выкорчёвывать, сожжённый с добычей - сущ; волчонок - сущ;
пошёл-шедший
ИСКЛ: шов, шорох,
крыжовник, капюшон, в сущ, прил, образованных от глагола: свежего-прил, кумачовый-прил;
шорты, обжора, изжога, неуклюже-нареч, горячо-нареч;
шок, чопорный
ночёвка-ночевать, сгущёнка-сгущённый, ЗАПОМНИ:
Я ожёг(гл) руку. копчёности-копчёный дирижёр
ухажёр
У меня сильный ожог(сущ) тренажёр

Н – НН в наречиях, кратких прилаг. и кратких причастиях.

Даю правило – помощник.
Часть речи?
  1. В наречии (отвечает на вопрос как? и относится к глаголу) – столько Н, сколько в исходном слове.
  2. В кратком прил. (отвечает на вопрос каково? но имеет переносное значение, можно заменить полным прилаг., подобрать синоним – прилаг.) – столько Н, сколько в полном прилаг.
  3. В кратком причастии (каково? но его можно заменить глаголом) – всегда одна Н.
Запишите в справочник, но творчески: используйте другую форму расположения записи, умело пользуйтесь цветом. Почему после наречия лучше записать о кратком прилагательном, а не о кратком причастии?

Пример работы учащихся:

наречие краткое прилагат краткое причастие
как? каково? каково?
относится к глаголу но имеет переносное значение, но можно заменить глаголом
можно заменить полным прил. или ЧТО СДЕЛАНО?
полным прилагат.

столько Н, сколько в исходном столько Н, сколько в исходном слове. всегда одна Н
слове.
Шумело (как) взволнованно Её лицо (каково?какое?) взволнованно Море (каково?что сделано?)
(взволнованный) (взволнованное = тревожное) взволновано (взволновалось)
Первое время записи делают только под моим руководством, затем многие таблицы и даже сводные составляются учащимися самостоятельно, на конкурсной основе. Такие задания развивают умение сжать информацию, выделить главное, умело расположить материал, подобрать примеры; да и использование 2-3 цветов пасты для оформления заставляет учащихся мыслить.
Система опорных таблиц приучает думать, учащиеся составляют в меру своих способностей варианты наилучшего размещения материала и запоминания его. Умело составленная схема позволяет экономными средствами сосредоточить внимание учащихся на определённом явлении, приучает сравнивать, находить общее и различное в сопоставимых фактах, обосновывать свои решения, вырабатывает навыки самоконтроля – словом, помогает активизировать репродуктивную деятельность учащихся, повышает её развивающий потенциал, обеспечивает более глубокое и прочное усвоение материала.
Схемы и таблицы специально не заучиваются, это происходит само собой в результате многократного обращения к ним на уроках и во время самоподготовки, в процессе выполнения заданий видоизменить таблицу или воспроизвести её через примеры, сравнить с тем, что предлагает учебник, мотивировать, чем твой вариант исполнения таблицы лучше.
Необходимость обратиться к таблицам возникает на каждом уроке. Ведь по ходу урока периодически приходится обращаться к старому, давно пройденному материалу. Ради экономии времени часто учитель напоминает правило сам, а такие тетради помогают быстро найти ответ самим учащимся. Неслучайно ребята нашли хорошее название для этой тетради – «палочка – выручалочка». Кроме того, слабоуспевающие школьники, пользуясь справочником, усваивают сложный для них вид деятельности, не отнимая времени от общей работы класса, не вызывая раздражения у остальных учащихся, занятых другой работой. И хотя пособий – таблиц на печатной основе продается предостаточно, но в своём справочнике ориентироваться легче, свои таблицы понятнее.
Таким образом, ведение справочника, возможность в любой момент найти ответ на вопрос снимает напряжённость учащихся на уроке, они видят, что учитель не «подлавливает» на ошибках, а заинтересован в их успехах, стремится помочь им. «Чтобы детям было интересно учиться, вовсе не обязательно делать каждый урок занимательным. Секрет интереса вовсе не в занимательности, а в успехах детей, в их ощущении роста. Вчера не понимал – сегодня понял. Вчера не умел – сегодня научился» (Сухомлинский В.А. «Всё начинается с учителя»).
Вторая часть справочника называется «Словарик». Третья часть – «Мои ошибки» появилась после того, как прочитала статью Карасик Л.А. «Цепочка грамотности» в журнале «Русский язык в школе» за 1998 год №3. После каждой самостоятельной работы (диктанта, изложения, сочинения) ученики заполняют этот раздел.

дата вид оценка кол-во ошибок ошибки
работы

8.09.2011. Сл/дикт. 4 1 Благословение

17.09.2011. Сл/дикт. 4 1 Ультразвук

26.09.2011. Сл/дикт. 2 5 Дистиллированная, искусственный,
географические, метеорологическая,
мелкомасштабные.

1.10.2011. Соч. 3/3 4-1-2 Посвящена, взглянуть, внимательно,
возвращаться.

17.10.2011. К/д. 3 1-5 Влетел
Летите, глупышки, по своим делам.
Мне стало жалко и воробья, и муху.
Как маленький вертолёт, висел в
воздухе воробей.
Вот воробей разлетелся и вдруг через
форточку пулей влетел в комнату. В
воскресенье я проснулся рано утром,
посмотрел в окно.

Правописание всех слов, в которых были допущены ошибки, дети должны знать, ведь на любом уроке, когда ученик будет отвечать у доски, ему будет предложено на­писать 2 – 3 «его» слова. Да и родителям легче проследить за грамотностью своего ребёнка. Они знают, за что получена та или иная оценка.
Кроме ведения справочника, стараюсь, чтобы на каждом уроке была установлена прочная обратная связь учителя со всеми учениками. Учитель должен быстро и дифференцированно оценивать знания каждого учащегося, владеть информацией о знаниях и затруднениях учеников, то есть управлять процессом усвоения материала, процессом обучения. В этом мне очень помогают карточки с выборочным ответом. Перфокарты к ним выполнены родителями на заводе из оргстекла в добрые ещё времена. Каждая перфокарта имеет 10 рядов круглых отверстий по 5 в ряду. Всего 50 отверстий. Чтобы быстро нарезать рабочие листочки, размер перфокарты – половина тетрадной страницы. Для того чтобы собранные на проверку рабочие листки можно было складывать механически, не разбирая, левый верхний угол их срезан. Такой же срез имеется на перфокартах. Даже необычайный вид карточки из оргстекла вызывает у ребят желание работать. На пачку собранных рабочих листков накладываю контрольный лист, шилом прокалываю места правильных ответов. На проверку затрачиваю минут 10. Другое дело – составить эти карточки. Но затраты времени на подготовку к уроку компенсируются экономией времени на уроке. Применение карточек с выборочным ответом не только обеспечивает объективное определение уровня знаний и умений, но и стимулирует процесс учения.
Приведу несколько примеров карточек с выборочным ответом.

Правописание корней с чередованием а – о.

Вариант 1.
1. Пышная р_стительность
2. Новая отр_сль
3. Выр_щенный юннатами
4. Вишенка подр_стала
5. Быстро повзр_слели
6. Предл_гать способ решения
7. Вл_жить большой труд
8. Уютно распол_житься
9. Небольшой р_сточек
10. Уменьшить сл_гаемое
1- а
2- о
3- искл.
И более трудное задание, когда приходится выбирать слово с чередованием гласных в корне, не путать с корнями, где гласная проверяется ударением, то есть ученик решает задачу со сходными, но неодинаковыми условиями, требующими различных способов действий.

Чередование а - о в корнях

Вариант 1
Отметьте слова с чередованием а - о в корне, 1-я колонка – a, 2-я колонка - о.
1. прил..гать усилия 1. к..саться рукой
2. большая скор..сть 2. прик..сновение металла
3. быстро пос..деть 3. молодой к..сарь
4. лампочки перег..рают 4. неприк..сновенный запас
5. сл..жить вещи 5. предл..гать свой план
6. маленькая к..сичка 6. кости ср..стутся
7. к..сательная линия 7. мелкие р..синки
8. к..снется жителей 8. дружно р..сти
9. ог..рочек свечи 9. лодки соприк..снулись
10. ог..рчить родителей 10. рыбачили на з..ре
Контрольный листок выглядит так
a о a о
1.х х
2. х
3.
4. х х
5. х х
6. х
7.х
8. х х
9.х х
10. х

Другая тема: «Правописание О-Ё после шипящих». Сначала отрабатываем навык правильно выбирать гласную в корне.

О-Ё после шипящих в корне слова

Вариант №1.
Отметьте слова, в которых после шипящих в корне пишется «о».
1. ш..лк 1. трещ..тка 1. щ..чки ребенка
2. беч..вка 2. выч..ркивать 2. ш..пот листьев
3. ж..лудь 3. ш..колад 3. ч..рствый хлеб
4. ш..пот 4. ч..рточка 4. услышал ш..рох
5. ш..рох 5. расч..ска 5. щ..лканье белки
6. ж..лтый 6. капюш..н 6. густая ш..рстка
7. ч..рствый 7. ч..ткий 7. варенье из крыж..вника
8. ч..лка 8. ж..нглер 8. искусный ш..в
9. ж..нглер 9. ж..рнов 9. воздать поч..т
10. щ..тка 10. реш..тка 10. красивый капюш..н
Следующее задание сложнее, оно требует больших мыслительных операций: если буква пропущена в корне, использую одно правило; если в окончании – другое.

Правописание О-Ё после шипящих

Вариант №2.
1. ч..рствый хлеб 1-я колонка — в корне «ё»,
2. детский капюш..н 2-я колонка — в корне «о»,
3. зарастало камыш..м 3-я колонка — в окончании «ё»,
4. ж..сткий вагон 4-я колонка — в окончании «о».
5. плеч..м к плечу
6. любовались пейзаж..м
7. громкий ш..пот
8. жгуч..го вопроса
9. под горячим луч..м
10. мышиный ш..рох
И самое сложное задание на эту тему:

О-Ё в разных частях слова и разных частях речи.

Вариант 1.
Отметить слова, в которых пишется «о».
1. ш..потом 1. холщ..вый 1. плеч..м
2. печ..ный 2. деш..вый 2. уч..ба
3. крыж..вник 3. корч..вка пней 3. чащ..ба
4. ноч..вка 4. заж..г 4. деш..вый
5. старич..к 5. пш..нка 5. туш..нка
6. ч..порный 6. кош..лка 6. дириж..р
7. ш..коладное 7. лж..т 7. испеч..т
8. щ..лка в двери 8. ш..рох 8.кипяч..ный
9. тренаж..р 9. девч..нка 9. ж..луди
10. ш..рстка 10. обж..ра 10. сильный ож..г
Составлены карточки правописания НЕ с разными частями речи с постепенным усложнением задания: сначала НЕ с существительными, НЕ с прилагательными, НЕ с глаголом, НЕ с причастием. Итоговые задания выглядят тaк: одно - вспомнить, кaк пишется НЕ со всеми частями речи, но часть речи указана; в другом задании - часть речи должны определить сaми.

«НЕ» с существительными.

Вариант №1.

Отметить те предложения, в которых «не» с существительными пишется раздельно.
1. (Не)достатки перенимать легко, а достоинства — трудно.
2. (Не)счастье, а новые испытания ждали нас.
3. Сей в (не)настье, убирай в вёдро.
4. Ум не терпит (не)воли.
5. Ученье — красота, а (не)ученье — слепота.
6. Друг — спорит, а (не)друг поддерживает.
7. (Не)небесам чужой отчизны, я песни родине слагал.
8. Всегда тревожно и боязно перед (не)известносью.
9. Отнюдь (не)погода была причиной плохого урожая.
10. (Не)упрямством можешь всего добиться, а настойчивостью.

«НЕ» с прилагательными.


Вариант №1.
Отметить предложения, в которых «не» пишется раздельно.
1. (не)глубокий пруд
2. (не)ряшливо одетый человек
3. вовсе (не)интересный собеседник
4. в (не)дружной семье добра (не)бывает
5. (не)большое расстояние
6. Без хвоста и ворона (не)красива.
7. (не) громкий, а тихий звук
8. пруд (не)большой, а глубокий
9. Муравей (не)велик, а горы копает.
10. Пришел невод с одной рыбкой, да (не)простою рыбкой — золотою.
«НЕ» с причастиями.

Вариант №1.
1. (не)замеченная ошибка
2. гласные, (не)проверяемые ударением
3. (не)продуманный ответ
4. решение (не)продумано
5. работа (не)закончена мною
6. (не)законченное сочинение
7. (не)прочитанная книга
8. (не)отправленное письмо
9. никем (не)упакованные товары
10. ещё (не)прочитанная книга

1-я колонка — пишется слитно,
2-я колонка — пишется раздельно.

Правописание «НЕ».


Вариант №3.
Найдите предложения, в которых «не» пишется слитно
1. с существительными
1. их ожидал (не)успех, а провал
2. сей в (не)настье, а убирай в вёдро.
3. (не)взгоды закаляют характер
4. И волны и суша покорны тебе, завидует (не)друг столь дивной судьбе.
5. С (не)привычки туманится и тяжелеет голова.
2. с прилагательными
1. Он человек далеко (не)молодой, лет около 45.
2. Роста он был (не)большого, сложен щеголевато.
3. (Не)красна изба углами, красна пирогами.
4. В (не)обыкновенной тишине зарождался рассвет.
5. Солнце жгло по-вчерашнему, воздух был (не)подвижен.
3. с глаголами
1. (Не)взлюбила мачеха свою падчерицу.
2. Миномет бил до тех пор, пока до окопа (не)добежали краснофлотцы.
3. Завод (не)довыполнил план второго квартала по вине смежников.
4. Видит око, да зуб (не)ймет.
5. Море (не)истовствало всю ночь.
4. с деепричастиями
1. (Не)навидя, кляня и любя: за мученья, за гибель — я знаю, все равно: принимаю тебя.
2. Владимир шел, (не)разбирая дороги.
3. Читать, (не)размышляя, что есть (не)пережевывая.
4. Алексей упал в снег, (не)отрывая глаз от противника.
5. Он остановился, (не)доумевая.
5. с местоимениями
1. Не/у/кого искать защиты.
2. Не стыдно молчать, коли (не)чего сказать.
3. Остер меч, да (не)кого сечь.
4. Дышать уже быдо (не)чем.
5. Торопиться было не/к/чему.
6. с причастиями
1. Телегин сложил (не)дочитанное письмо.
2. Солнце яркое, но (не)греющее смотрело холодно с высоты неба.
3. Ленинград — это город, воплощающий в себе (не)меркнущие идеи Октября.
4. Комната была (не)освешена, т.к. лампочки были не зажжены.
5. Перед молодыми весь мир, еще (не)открытый ими.

«НЕ» с разными частями речи (после изучения деепричастия).

Вариант №1.
Отметить случаи, когда «не» пишется раздельно.
1. (не)останавливаться ни перед какой преградой
2. никем (не)исследованная местность
3. никогда (не)знавшие страха
4. (не)обыкновенное происшествие
5. (не)сожалея о случившемся
6. вовсе (не)интересная книга
7. (не)сдавшиеся на милость врага
8. (не)погибшая, а возрожденная из пепла земля
9. посуда (не)убрана
10. (не)дорогой, а красивый ситец
Другая трудная тема: правописание Н-НН в прилагательных, причастиях и наречиях.

НН и Н в прилагательных.

Вариант №2.
Отметить слова, в которых пишется НН.
1. клюкве..ый кисель 1. соломе..ая крыша
2. деревя..ая ложка 2. ветре..ая погода
3. льня..ая скатерть 3. карма..ые часы
4. звери..ый след 4. серебря...ое кольцо
5. мыши..ая норка 5. стекля..ый шар
6. дли..ая дорога 6. оловя..ая ручка
7. карти..ая галерея 7. гости..ый двор
8. искусстве..ый шелк 8. стари..ая шкатулка
9. безветре..ый день 9. комари..ый писк
10. чугу..ая решетка 10. утро безветре..о

Н и НН в прилагательных и причастиях.

Вариант 1
Отметить те случаи, когда пишется одна Н.
1. поляна освеще…а 1. рассея…ый мальчик
2. книга интерес…а 2. исправле…ая работа
3. комиссия образова…а 3. замеше…ое тесто
4. размеша…ые краски 4. книга прочита…а
5. бесце…ая вещь 5. кожа…ый портфель
6. выкраше…ые скамейки 6. здание построе…о
7. безветре…ый день 7. исписа…ый лист
8. оловя…ый солдатик 8. слома…ый стул
9. вяза…ая мамой кофта 9. непокраше…ый пол
10. даль тума…а 10. коше…ая в саду трава

Н и НН в кр. прилагательных, кр. причастиях и наречиях.

Вариант 1
Отметить те случаи, когда пишется НН.
1. Это общество было организова…о недавно.
2. Заседание совета школы прошло организова…о.
3. Моя подруга организова…а и внимательна.
4. Решение было давно мною обдума…о.
5. Ученик отвечал на вопросы учителя обдума…о и чётко.
6. Мать удивлё…о посмотрела на сына.
7. Большинство присутствующих было удивле…о словами товарища.
8. На территории нашей республики сосредоточе…о много промышленных предприятий.
9. Зрители сосредоточе…о смотрели передачу, посвящённую космосу.
10. Лицо старика было хмуро и сосредоточе…о.

Количество карточек по всем основным темам орфографии и пунктуации (около 80 тем) рассчитано на количество учеников в классе; карточки разложены в ящиках с указанием тем, поэтому не затрачивается время на поиски нужного материала к уроку. Использование их самое разнообразное: для комментированного письма, для подбора примеров, иллюстрирующих то или иное правило, для работы с теми, кто не усвоил тему, забыл материал. Задания разные по объёму и сложности.
Активность учащихся на уроке сама по себе не возникает, она является следствием целенаправленных педагогических воздействий. Невозможен какой-либо разговор о предмете без сформированного интереса к нему. Интерес не только способствует развитию интеллекта, но и является одной из движущих сил развития личности в целом, превращения знаний не просто в «усвоенную информацию», a в духовный багаж человека. Одно из условий, при котором возникает и развивается интерес, - понимание нужности изучаемого, осознанная потребность в усвоении знаний и умений, результативность, причём не в отдалённой перспективе только, a ежедневно. Ученик должен ощутить практическую пользу и ценность того, чем он занимается на каждом уроке. Для решения этой задачи очень часто использую на уроках игру «четвёртый лишний». Например, так начинаю урок, тема которого «Н и НН в прилагательных». На доске заранее записаны 4 словосочетания:

песча/н,нн/aя отмель
овся/н,нн/aя кашa
тума/н,нн/aя даль
серебря/н,нн/aя ложка

Ученики, устно работaя в паре, находят лишнее прилагательное – туманное - качественное прилагательное, остальные - относительные. учитель говорит, что найти другой вариант «четвёртого лишнего»,- значит узнать, сколько Н пишется в прилагательных. Это задача урока.

Или: почему важно знать спряжение глаголa?
Подбираю слова, чтобы показать значимость темы:
колыш/у,a/тся ветви
постел/е,и/шь простыню
узнa/е,и/те новости
зaкле/ю,я/т конверт

Изучаем правописание суффиксов прилагательных –К- и –СК-. Прочитaем словa:
немец/к,ск/ий
фрaнцуз/к,ск/ий
рус/к,ск/ий
мaтрос/к,ск/ий
Найдём четвёртое лишнее. Конец каждого слова звучит одинаково. На слух невозможно определить, какой писать суффикс. Задача урока - разобраться в этом.

Вот ещё 4 слова:
/не/брежный, /не/вежественный, /не/аккуратный, /не/ряшливый.
Да, вы правы: три из этих прилагательных пишутся с НЕ слитно, a вот слово неаккуратный можно записать и слитно, и раздельно. Разберёмся.

Прочитаем три предложения:
Общество организова/н,нн/о недавно.
Секция прошла организова/н,нн/о.
Девочка внимательна и организова/н,нн/а.
На слух последнее слово во всех трёх предложениях звучит одинаково, но слуху не доверяю, a рассуждаю. Это задача сегодняшнего урока.

Подбирают четвёрку слов и сами ученики:
Р..стает быстро Неприятная сыр..сть
Новая отр..сль Мощно разр..стается
Неожиданно выр..сли Кости ср..стутся
Дружно р..сти Чахлый р..сточек

Нравятся диктанты по аналогии:
Пять задач..
Скворч..нок
Изво..ик
Пузырёч..к
В постел..
/не/счастье
Что объединяет все слова? Подберите по 3 примера на каждый случай.

Ученикам интересно составлять раздаточный материал самим. Из тетради для словарных диктантов выбирают 10 трудных слов, лучше те, в которых сами когда-то допустили ошибки. Затем находят ошибкоопасные места и заменяют буквы точками. Оказывается, это не так-то просто сделать. Но потраченное время окупается. Происходит попутное повторение, причём более продуктивное, осмысленное, ученики начинают понимать законы орфографии. Кроме того, позиция учеников при этом не «я - экзаменующийся», a «я - экзаменующий». Карточки выполняют ученики параллельного класса и возвращают на проверку составившим ученикам.
Обобщая свой опыт, поделилась теми методами, приёмaми и формaми работы, которые, кaк мне кажется, помогaют пробудить заложенное в каждом ребёнке творческое начало, учат трудиться.
«Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология на науке. С искусства всё начинается, технологией заканчивается, чтобы затем всё началось сначала.»/Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии»./
Дёмина Алевтина Аркадьевна26.08.2012 69030 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar