РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Дифференциация в обучении литературе в старших классах.

Дифференциация обучения на уроках литературы в старших классах.
(Обобщение опыта работы по теме).

Автор разработки Величко Ирина Леонидовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 1 им.М.Ю.Лермонтова
Г.Пятигорска


"... разных детей и учить надо по-разному,
потому что каждый по-своему воспринимает мир.
Массовое образование не учитывает эту особенность"
Говард Гарднер


I.
Принципы индивидуализации и дифференциации обучения основательно разработаны в современных психолого-педагогических науках. При этом дифференциация обучения - часть дидактического и развивающего комплекса педагогики сотрудничества и технологии личностно ориентированного обучения.
Переступая порог класса, учитель видит десятки глаз, насторожённо смотрящих на него. Дети разные не только по цвету глаз или одежде, но и по темпераменту, характеру, способностям. У них разный жизненный опыт и уровень интеллекта. Как построить урок так, чтобы учение всем приносило радость понимания, пробуждало интерес к предмету? Педагогическое мастерство учителя и состоит в том, чтобы умело сочетать различные формы работы: классную, групповую, индивидуальную, учитывая при этом общее – для класса, типичное – для групп и индивидуальное – для отдельных учащихся. Каждому учителю известно, что полноценный урок ориентирован на развитие интеллектуальных, творческих возможностей каждого обучающегося.

Цель данной работы – обобщить опыт педагогической деятельности её автора по проблеме дифференцированного обучения литературе в старших классах, уделяя особое внимание некоторым приоритетным приёмам и методам , которые на практике показывают свою состоятельность

Как сделать процесс обучения более гибким, более приспособленным к каждому ученику? Ответ на этот вопрос дает новая технология обучения "Уровневая дифференциация”, позволяющая более активно использовать потенциальные возможности учащихся. Уровневая дифференциация предполагает такие формы обучения, которые позволяют дать столько знаний для конкретного ученика, сколько он сможет в себя вместить.
Школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования. Наша школа обучает детей с разным уровнем развития, и так как массовая школа не в состоянии предложить каждому школьнику индивидуальную учебную программу, наши учителя ищут модели обучения, которые могут обеспечить развитие личности с учетом индивидуальных психологических и интеллектуальных возможностей.
Сегодня школа – в неустанном поиске новых, более эффективных подходов, средств и форм обучения и воспитания учащихся. Интерес к этому вполне понятен.
Мы считаем, что успешность процесса учения зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет обучение соответственно способностям и возможностям ребенка, т.е. дифференцированное обучение.
Понятие "Дифференцированное обучение” в переводе с латинского означает «разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени».
Цель дифференцированного обучения - организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.
Основная задача - увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
Основная цель использования технологии уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.
Дифференцированное обучение требует от учителей изучения индивидуальных способностей и учебных возможностей (уровень развития внимания, мышления, памяти и т.д.) учащихся, диагностики их уровня знаний и умений по определенному предмету, что дает возможность осуществлять дальнейшую индивидуализацию с целью достижения коррекционного эффекта.
Дети всегда приступали и будут приступать к изучению школьной программы с разными исходными предпосылками. В количественном отношении это выглядит так: большинство учащихся (около 65%) поступают в школу с примерно одинаковым уровнем психического развития, именно он и принимается за норму; 15% - в большей или меньшей степени этот уровень превосходят, а 20% детей, наоборот, его не достигают.
Как показывает практика, нормальные (имеющие показатели нормы по всем уровням развития) дети встречаются только в книгах. Практически каждый ребенок имеет те или иные (пусть незначительные) отклонения, которые в дальнейшем могут привести к отставанию в учебной деятельности.
Нельзя не отметить тот факт, что уровень готовности учащихся к обучению в школе не одинаков и снижается с каждым годом. У одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других едва достигает допустимого предела.

Осуществляя дифференцированный подход, учителю следует руководствоваться следующими требованиями:
  • создание атмосферы, благоприятной для учащихся;
  • активно общаться с учащимися для того, чтобы учебный процесс был мотивирован; чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям; чтобы имел представление о том, чего от него ждут;
  • обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу (каждому «взять» столько, сколько он может).
Вопрос дифференциации обучения и воспитания не раз рассматривался на педсоветах и в работе методических объединений коллектива нашей школы, и мы пришли к выводу, что дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Этот вывод – не дань моде, а жизнь, доказавшая, что люди всё-таки рождаются разными.

О требованиях к уровневой дифференциации.
В основе уровневого дифференцированного обучения лежит планирование результатов обучения: выделение уровня обязательной подготовки и формирование на этой основе повышенных уровней овладения материалом
Достижение обязательных результатов обучения становится тем объективным критерием, на основе которого может видоизменяться ближайшая цель каждого ученика и перестраиваться содержание его работы: либо его усилия направляются на овладение материалом на более высоких уровнях, либо продолжается работа по формированию важнейших опорных знаний и умений.
Благодаря такому подходу дифференцированная работа получает прочный фундамент, приобретает реальный, осязаемый и для учителя, и для ученика смысл. Заметно увеличиваются возможности для работы с сильными учениками, поскольку учитель уже не должен спрашивать данный на уроке материал в полном объёме со всех школьников. Кроме того, отпадает необходимость постоянно разгружать программу и снижать общий уровень требований, оглядываясь на слабых обучающихся.

Для успешного и эффективного осуществления уровневой дифференциации необходимо соблюдение следующих требований:
• Выделенные уровни усвоения материала и обязательные результаты обучения должны быть открыты для учащихся.
Успех дифференцированного обучения в значительной степени зависит от познавательной активности обучающихся, от того, насколько они заинтересованы в собственной работе. Ясное знание конкретных целей при условии их посильности, возможность выполнить предъявляемые учителем требования активируют познавательную деятельность обучающихся , причём на разных уровнях.
Если цели известны и посильны обучающемуся, а их достижения поощряются, то для подростка нет ничего естественнее, как стремиться их выполнить. Поэтому открытость уровней подготовки способствует формированию положительных мотивов учения, сознательного отношения к учёбе , повышению самооценки обучающегося.
• Наличие определённых «ножниц» между уровнем требовании и уровнем обучения.
Не следует отождествлять уровень преподавания материала с обязательным уровнем его усвоения. Первый должен быть в целом существенно выше, иначе и уровень обязательной подготовки не будет достигнут, а обучающиеся , потенциально способные усвоить больше, не дадут двигаться дальше.
Каждый ученик должен в полном объёме услышать предлагаемый материал, ознакомиться с образцами анализа, на каких-то этапах участвовать в решении более сложных вопросов.
Иначе говоря, давая всем одинаковый материал, учитель устанавливает различные уровни требований к его усвоению.
• В обучении должна быть обеспечена последовательность в продвижении ученика по уровням.
Не следует предъявлять более высоких требований тем обучающимся, кто не достиг уровня обязательной подготовки. Трудности в учебной работе должны быть для подростков посильными, соответствующими индивидуальному темпу овладения материалом на каждом этапе обучения.
• Добровольность в выборе уровня усвоения и отчётности.
Каждый ученик имеет право добровольно и сознательно решать для себя, на каком уровне ему усваивать материал.
Такой поход позволяет формировать у обучающихся познавательную потребность, навыки самооценки, планирования и регулирования своей деятельности.
  • • Содержание контроля и оценка должны отражать принятый уровневый подход.
  • Контроль должен предусматривать проверку достижения всеми обучающимися обязательных результатов обучения, а также дополняться проверкой усвоения материала на более высоких уровнях.
4. Диагностика уровня литературного развития учащихся старших классов и формирование групп.
На уроках литературы в 10-11 классах большое место занимает групповая самостоятельная работа. Для того чтобы эта работа была эффективной, процесс формирования ученических групп должен быть контролируемым.
При формировании групп нужно учитывать уровень коммуникативной компетентности учащихся. Состав коммуникативной компетентности – это грамматическая, социолингвистическая , дискуссионная и стратегическая компетентности. В грамматическую компетентность входит степень овладения лингвистическим ходом языка; в социолингвистическую – способность пользоваться языковыми средствами с учётом темы, ролей, участников общения или конкретно заданной ситуацией общения. Это знание правил поведения, принятых в данном языковом коллективе. Дискуссионная компетентность – способность создавать текст. Используя и интерпретируя формы слов и их значения. Стратегическая компетентность – это способность обучающегося эффективно участвовать в общении, выбирая правильную стратегию, тактику общения.
Материал для анализа перечисленных компонентов дают наблюдения, контрольные срезы, по результатам которых учитель заполняет диагностическую таблицу:
1. Обучающиеся с высоким уровнем коммуникативной компетентности
2. Обучающиеся со средним уровнем коммуникативной компетентности
3. Обучающиеся с низким уровнем коммуникативной компетентности

В каждом полугодии учитель проводит диагностику с целью выявить уровень литературного развития учащегося.
Несомненно, качественный и количественный состав групп меняется в зависимости от результатов диагностики в процессе обучения. Обучающиеся знают, что такой состав группы не закреплён раз и навсегда. Со временем можно перейти из одной группы в другую в соответствии с результатами обучения и собственным желанием.

5.Основные этапы дифференцированной работы на уроке.
Дифференцированная работа на уроке литературы в 10-11 классах проходит в несколько этапов.
1-й этап. Дифференцированная домашняя работа.
Обучающимся с низким уровнем коммуникативной компетентности предлагаются типовые задания - аналогичные задания были выполнены на уроке.
Обучающимся со средним уровнем коммуникативной компетентности к типовым заданиям даются и такие, которые направлены для ликвидации пробелов в знаниях, для восстановления утраченных умений и навыков. Однако первую и вторую группы школьников не нужно перегружать, так как это может вызвать отрицательную реакцию. Поэтому учителю необходимо отбирать необходимый минимум дополнительных заданий в соответствии с основными пробелами в знаниях.
Группе с высоким уровнем коммуникативной компетентности предлагаются усложнённые задания не только с применением практических знаний, но и с использованием теоретического материала, творчества, задания, требующие рассуждений, анализа. Приветствуется чтение дополнительной литературы, что способствует расширению кругозора обучающихся: предлагается выделить связь с другими темами и предметами.
Таким образом, домашнее задание не должно быть формальным, оно должно ещё раз закрепить изученное, отработанное на уроке и, конечно, тоже должно быть дифференцированным.

2-й этап. Объяснение нового материала.
Дифференциация проявляется по отношению ко всем учащимся со второго урока по новой теме.
Обучающимся с низким уровнем коммуникативной компетентности , по возможности, следует «разбить» материал на мелкие части и постоянно контролировать их.
А обучающимся со средним и высоким уровнем предлагается, где это разумно, самостоятельно работать по углублению и изучению материала, чётко выделять каждое понятие, затем вырабатывать и самостоятельно осуществлять важнейшие мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение – и переходить к творческим заданиям.

3-й этап. Закрепление знаний, умений и навыков.
Это этап дифференциации заданий, объёма и количества и меры помощи учителя.
Обучающимся с низким уровнем коммуникативной компетентности даются облегчённые задания (найди ответ в параграфе, выдели главную мысль абзаца…) Они способны составить аннотацию, тезисный план или обычный план, по тезисам раскрыть содержание темы, дополняя своими примерами , могут составить рассказ по конспекту, таблице, схеме, алгоритм. Работа, безусловно, идёт в замедленном темпе при заранее ограниченном материала. Учитель непосредственно контролирует работу таких обучающихся и при необходимости даёт подробные инструкции.
Обучающимся со средним уровнем коммуникативной компетентности даются задания и опросы на применение нового материала. Для таких старшеклассников вполне посильны более сложные творческие задания: мини-интервью, взаимовопросы, составление сложных планов, схем, таблиц (например, сопоставительных: «Понтий Пилат и Га-Ноцри»); написание эпилога произведения, исходя из логики развития художественных образов; постановка проблемных вопросов, составление монологов, диалогов: создание «автопортрета писателя» по воспоминаниям и запискам о нём и т.д.
Обучающимся с высоким уровнем коммуникативной компетентности , как правило, поставлена на уроке цель – выполнить как можно больший объём заданий, чтобы отработать навыки до «автоматизма» и подойти к общим выводам самостоятельно. Старшеклассникам предлагается создать проблемную ситуацию, поставить проблемный вопрос и найти ответ на поставленный вопрос. Этим обучающимся можно предложить сравнить проблематику произведений (например, пьесы М.Горького «На дне» и сказки «О чиже, который лгал, и дятле, любителе истины»); сравнить героев (например, кто ближе к истине: Понтий Пилат или Га-Ноцри); сделать общий вывод по теме («Человек и природа: границы дозволенного» (по произведениям М.Булгакова и Е.Замятина); составить схемы, алгоритмы, сделать сопоставительный анализ поэтических произведений. Можно предложить и такие творческие задания: составить библиографический список по определённой теме, создать психологический портрет по произведениям изобразительного искусства, например, по портретам Л.Н.Толстого, принадлежащим разным художникам. Интересными, как показывает опыт работы, для ребят творческих являются создание саморецензии, телепередач о поэте или писателе, состязание со знаменитыми поэтами – классиками, написание стилизации под то или иное направление или чей-либо авторский стиль. Такой дифференцированный подход на уроках литературы делает выполнение этих заданий вполне посильным ученику соответствующего уровня, а, кроме того, ещё интересным и занимательным.
4-й этап Итоговый контроль
Обучающиеся с низким уровнем коммуникативной компетентности получают небольшие по объёму и глубине задания(только базис), могут использовать различные образцы и схемы, учебник. В самом крайнем случае, если обучающийся совсем не знает, что делать, учитель может дать наводящие вопросы.
Обучающимся с высоким и средним уровнем коммуникативной компетентности предлагаются задания сложные, требующие хорошего знания теории, межпредметных связей. Использовать вспомогательный материал нежелательно(за это снижается оценка), приветствуется самостоятельность при выполнении той или иной работы.
Учителю целесообразно использовать различные приёмы контроля (индивидуальный, фронтальный, полный, выборочный, взаимоконтроль, самоконтроль, групповой контроль), чтобы добиться высокого конечного результата, но главным приёмом в работе всё же остаётся стимулирование(возможность перейти на более высокий уровень), тот приём, которому уже две тысячи лет: «Исследуй – и будешь Человек!»
Так, например, работая в 11 классе над рассказом И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско», можно предложить следующее задание для контроля.
1. Продолжите письменно фразу: «Рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско» - это произведение о ..»(Низкий уровень)
2. Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Символы в рассказе Бунина»(Средний уровень)
3. Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Господин из Сан-Франциско» - это откровение Бунина (Высокий уровень)
Подготовка материала для итоговых контрольных работ требует особого внимания. Практикую подобные задания для проверочных работ. В содержании этих контрольных работ реализуются основные требования разноуровневого обучения: каждый учащийся может выбрать наиболее приемлемый для него вариант и набрать желаемое количество баллов.

Разноуровневые контрольные задания по литературе. 10- 11 класс

А.И.Куприн «Гранатовый браслет»

1. Как рисует Куприн главную героиню рассказа, Веру Шеину?
2. Как был воспринят Верой и ее семьей подарок – гранатовый браслет? В чем его ценность? Каково символическое звучание этой детали?
3. Что говорит генерал Аносов о любви?
4. Кому и почему в рассказе сочувствует автор?
5. Каким настроением проникнут финал рассказа? Какую роль в создании настроения играет музыка?
6. В ком и как проявилось благородство, в ком и как – духовная нищета перед лицом большой и чистой любви?
7. 7. Согласны ли вы с тем, что в рассказе изображен жестокий мир? Если да, то в чем вы эту жестокость увидели?
8. Как вы считаете, что является самым волнующим в рассказе?
9.Тема любви, в чем ее трагизм в данном рассказе?
10. Как повлияла смерть телеграфиста на Веру Шеину?
11.Почему история любви Желткова к княгине продолжает волновать и сегодня?

Разноуровневые задания по роману И.Тургенева «Отцы и дети» .
Наберите возможное количество баллов, ответив на вопросы
Вариант 1.
1 уровень( 3 балла)
1. Расскажите об Одинцовой ( 14-15)
2. Как ведет себя Базаров во время пребывания в Марьине?
3. Что отрицает Базаров – нигилист?
2 уровень ( 4 балла)
4. Определите сильные и слабые стороны нигилизма.
5. Сопоставьте любовь братьев Кирсановых. Что общего и в чем разница в их чувствах?.
6. Как писатель показывает героя в момент смерти?
3 уровень ( 5 баллов)
7. Почему герой отказывается от исповеди, зная, что все равно умрет? Почему перед смертью Базаров говорит так красиво?
8. Почему не могла состояться любовь героев? Виновата ли Одинцова, не отвечая Базарову?
9. Образы Ситникова и Кукшиной. Их значение.
Разноуровневые задания по роману И.Тургенева «Отцы и дети» .
Наберите возможное количество баллов, ответив на вопросы
Вариант 2

1 уровень ( 3 балла)
1. Дуэль в романе. Что послужило причиной поводом? Что причиной? Поведение каждого дуэлянта.
2. Как говорит Базаров о своем происхождении (10, 21)?Что мы узнаем о его жизненном пути?
3. Рассказать о Н.П.Кирсанове.
2 уровень( 4 балла)
4.Выделите основные вопросы споров в романе?
5. Расскажите о взглядах Базарова на природу..
6. В чем слабая сторона взглядов Базарова?
3 уровень ( 5 баллов)
7.Возможно ли для Базарова личное счастье?
8. В чем заключаются особенности композиции романа?
9. Как прошел Базаров испытание любовью?

6.Подбор заданий для самостоятельной дифференцированной работы учащихся.
Возможные варианты заданий для каждого уровня обучающихся
1. Низкий уровень коммуникативной компетенции
Деятельность обучающегося – репродуктивная
Возможные варианты заданий - Задания на анализ – синтез(воспроизведение фактологического материала, решений заданий по алгоритму, образцу):
• перечислить(назвать)даты, признаки…
• дать описание чего-то, изложить материал учебника, ответить на вопросы воспроизводящего характера;

• выбрать правильный ответ в параграфе , составить аннотацию…
2. Средний уровень коммуникативной компетенции
Деятельность обучающегося – реконструктивная
Задания на сравнение, обобщение, классификацию (умение оперировать полученной информацией, производить перенос знаний в новую ситуацию):
• составить мини-интервью;
• составить сложный план;
• написать эпилог, исходя из логики художественного произведения;
• поставить проблемные вопросы; создать «автопортрет» писателя по воспоминаниям современников;
3 Высокий уровень коммуникативной компетенции
Продуктивная деятельность
Задание на выявление, понимание, объяснение причинно-следственных связей:
• доказать, что…
• объяснить явление, процесс…
• создать проблемную ситуацию и найти ответ на вопрос;
• написать сочинение, эссе, творческое задание, задание исследовательского характера…
В старших классах необходимо сформировать у учеников способность к глубокой и самостоятельной оценке произведений, умение установить внутренние связи структурных элементов произведения с биографией и творчеством писателя, литературой изучаемой эпохи, оценками современников, творчеством предшественников и последователей, мировым историко-литературным и культурным процессом. Литературному развитию способствуют исследовательские задания, связанные с сопоставлением первоначальной и окончательной редакции текста; составлением лексических, исторических, биографических и культуроведческих комментариев; выяснением связей литературы с другими искусствами; сопоставлением творчества и идейно-эстетической платформы того или иного писателя.
Вот эпизод урока литературы в10 классе, посвящённого творчеству Н.А.Некрасова. Опыт показывает, что обойтись без исторического комментария не возможно.

Работа с произведениями 18-19 века немыслима без лексического комментария.
Самым сложным в культурологическом комментарии является
«погружение» в определенный тип культуры, в частности в культуру
Православия при изучении в 11 классе художественного мира В. Н. Крупина.
Православный писатель Владимир Крупин размышляет о русском Православии как основе формирования русского характера, русской культуры, мировоззрения русского человека. Культурологическое познание творчества В. Н. Крупина можно начать с комментирования смысла названий его произведений. В данном случае мы не только расширяем кругозор учащихся и их знания в сфере культуры, но и формируем внимание и интерес к слову, уточняем смысл слова. В этом случае само название не будет в сознании учащихся существовать отдельно от произведения, а прочно войдет в повествовательную канву текста. Как и при анализе любого литературного текста в данной ситуации может быть
несколько путей: размышление над названием еще не прочитанного учащимися текста либо выявление смысла названия уже прочитанного. При изучении творчества В. Н. Крупина целесообразен второй путь. Например, при изучении повести «Прощай, Россия, встретимся в раю» на этапе выявления первичных читательских восприятий необходимо дать комментарий к названию произведения. Как оно отражает смысловые
стороны произведения? Почему автор прощается с Россией и почему
«назначает» встречу в раю? Значит, уверен, что Россия там будет, что она
этого достойна? Мы выходим на обсуждение проблем русской жизни. Таким
образом, возможности культурологического комментирования подобных
текстов обширны; огромно количество значимых учебных ситуаций, которые
необходимо создать на уроке. Важно умение самого учителя видеть эти
смыслы, выходить на них, выводить на них учащихся, правильно их
комментировать. При культурологическом комментировании учитель обращается к
контекстному комментированию текста. При изучении повести ««Прощай,
Россия, встретимся в раю» невозможно не вписать данное произведение в
контекст эпохи. При таком комментировании нужно выходить за рамки
текста, привлекая различные источники. При этом возможно включение в
урок цитат, отражающих авторский взгляд на проблему, например,
высказывание Крупина: «В России всегда были тяжёлые времена, в России
никогда не будет лёгких времён. Но в любые времена люди радовались
жизни, не унывали, любили друг друга. И как любили».

Далее приводятся примеры дифференцированной работы на уроках литературы, где обучающимся трёх групп предлагаются различные задания

Пример 1.
Тема: «И.С.Тургенев. «Русь он помнит…»(очерк жизни и творчества Тургенева)».
Низкий уровень - задания по выразительному чтению и пересказу основных сведений биографии писателя
Средний уровень- готовят ответ на вопрос: какие события истории повлияли на формирование творчества И.С.Тургенева
Высокий уровень- подготовка сообщения на тему: «И.С.Тургенев и журнал «Современник»
Остальное время занимает работа по изучению биографии писателя, обзору его творчества, включая сообщение наиболее подготовленных обучающихся или тех, кому было дано опережающее задание. При этом ведётся запись основных положений, рассуждений, выводов, которые делают обучающиеся с высоким уровнем коммуникативной компетентности.
Можно использовать другой вариант учебной деятельности – составление хронологической таблицы. Таблица составляется совместно, а в конце работы даются индивидуально-групповые задания: вспомнить основные исторические события того времени и заполнить дополнительную графу « События эпохи» (межпредметная связь); «разбить» таблицу на этапы жизни и деятельности писателя.
Проведение уроков по изучению биографии писателей и поэтов предполагает различные формы и типы уроков: беседа, семинар, ролевая игра и т.д. Выбор зависит от степени подготовленности обучающихся.

Пример 2.
Рассказ «Господин из Сан-Франциско» - откровение И.А.Бунина
Вопросы для учеников с низким уровнем литературного развития:
1. Рассказать об истории создания рассказа .Чем ознаменован 1915 год в жизни И.А.Бунина?
2. Найдите в толковом словаре значение слова «господин». Что о своём герое заявляет автор уже в заглавии текста?
3. Расскажите о жизни главного героя до путешествия.
4. Каковы планы господина? Выскажите своё мнение о них.
5. Выразительное чтение отрывка «Портрет героя»
6. Расскажите о конструкции корабля. Как живётся тем, кто занимает нижний этаж судна?
7. Что значит наслаждаться жизнью, по мнению господина?
8. Объясните выбор писателем названия для корабля. На чём основывались философские размышления Бунина?

Вопросы для учеников со средним уровнем литературного развития:
1. Объясните выбор писателем названия для корабля. На чём основывались философские размышления Бунина?
2. Давайте обратимся к пассажирам «Атлантиды». Почему тех, кто считает себя властителями мира, писатель называет «блестящей толпой»?
3. Представьте, что человек, не читавший рассказа, попросил бы вас изложить основную мысль этого произведения. Как вы её определите?
4. Обратите внимание на второстепенных персонажей: абруццских волынщиков и Лоренцо. Как изображает их автор? В чём их отличие от господина? На самом ли деле они второстепенны?

Вопросы для учеников с высоким уровнем литературного развития:
1. Почему корабль противопоставлен океану? Какая философская идея стоит за этим противопоставлением?
2. В тексте настойчиво повторяется выражение «наслаждаться жизнью», и с этой мысли начинается повествование. Что значит наслаждаться жизнью , по мнению Бунина?
3. В чём, по –вашему, особенность портрета героя?
4. После выхода в свет рассказа «Господин из Сан-Франциско» М.Горький сказал: «И.А.Бунин заставил …разбитое расшатанное русское общество серьезно задуматься над строгим вопросом: быть или не быть России…» Как вы понимаете данные слова Горького? Можете ли согласиться с ними? Почему?

7. Система дидактических материалов
В условиях классно-урочной формы обучения дифференциация осуществляется при помощи системы дидактических материалов , различных по цели применения и трудности, и путём использования специальных методических приёмов обучения, учитывающих особенности учащихся каждой группы.
Дидактические материалы представляют собой карточки-задания, схемы, задания-планшеты. Дидактические материалы составляются таким образом, чтобы они обеспечили все этапы процесса обучения(вводное повторение, обобщение нового материала, отработку умений и навыков, контроль). Одна и та же карточка-задание применяется одновременно и как тренировочная, и как контролирующая; схема вначале используется как инструктивное пособие, а затем - в качестве тренировочного.
Я стараюсь составлять карточки для каждого урока.
Для обучающихся с высоким уровнем коммуникативной компетентности подбираются задания , требующие самостоятельности, творческого поиска, обобщения изученного материала.
Для обучающихся со средним и низким уровнем коммуникативной компетентности это могут быть задания:
• повышение активности в процессе восприятия , осмысления нового материала;
• имеющие образец выполнения;
• предполагающие выполнение только отдельных его частей;
• имеющие вспомогательные вопросы

Целесообразно использование на уроках карточек различного цвета, когда обучающиеся самостоятельно выбирают себе задания, опираясь на имеющиеся знания. Данная работа используется, как правило, на уроках литературы, где логично делать языковой разбор текста. Ведь это задание является не только важным средством общения и систематизации знаний, но и содействует речевому развитию, совершенствует чувство языка, языковую интуицию, без чего невозможно восприятие текста (особенно художественного).
Далее предложены примеры разноуровневых заданий учащимся во время изучения романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Карточка 1 .
(высокий уровень)
Тема: Образ Маргариты.
«- Слушай беззвучие, - говорила Маргарита мастеру, и песок шуршал под её босыми ногами, - слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, - тишиной. Смотри , вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше. Вот твой дом, вот твой вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не тревожит. Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи. Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я».
• Мастер говорил о том, что ему не нравится любой шум. Почему мастеру так необходима тишина? В каком значении употреблено это слово?
• Почему в монологе Маргариты использованы глаголы будущего времени?
• В чём заключается роль лексических повторов?
• Всегда ли Маргарита является идеалом?
• Опираясь на концепцию В.Акимова о «троемирии» романа, которая изложена в работе «Свет художника, или Михаил Булгаков против Дьяволиады», ответьте на вопрос: «Почему Маргарита действует во всех трёх мирах?»
• Кто, на ваш взгляд, главный герой романа? Аргументируйте свой ответ.

Карточка 2
(средний уровень)
Тема: Образ Понтия Пилата.

« Всё та же непонятная тоска, что уже приходила на балкон, пронизала всё его существо. Он тотчас постарался её объяснить, и объяснение было странное, показалось прокуратору . Что он чего-то не договорил с осуждены. А может быть, чего-то не дослушала…»
• Чем объясняется «непонятная тоска» прокуратора?
• Выделите ключевые слова в этом отрывке.
• Объясните лексическое значение лексического повтора в этом отрывке.
• Каково значение приставки до - ?
• Возникли ли какие-либо ассоциативные (музыкальные, изобразительные и текстовые) связи с данным отрывком? В чём источник возникших ассоциаций?

Карточка 3.
(низкий уровень)
Тема: Образ Понтия Пилата.
« Он смотрел мутными глазами на арестованного и некоторое время молчал, мучительно, мучительно вспоминая, зачем на утреннем безжалостном солнцепёке стоит перед ним арестант с обезображенным лицом, и какие ещё никому не нужные вопросы ему придётся задавать…»
• Как состояние Понтия Пилата сказалось на решении судьбы арестованного?
• Попробуйте устно нарисовать образ Понтия Пилата. На какие черты лица вы обратите внимание?
Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.

Уровень минимальный(М)
КАРТОЧКА - ИНФОРМАТОР
А. Н. Островский. Драма Гроза

Среди пьес, для создания которых Островский широко использовал материалы своих экспедиций, первое место принадлежит Грозе. Эта пьеса выросла в значительной мере из наблюдений, сделанных Островским во время его путешествия по верховьям Волги с этнографической экспедицией. Подле собора, - записал он, - общественный сад, продолжение которого составляет узенький бульвар… На конце этого бульвара сделана беседка. Вид из этой беседки вниз и вверх по Волге такой, какого мы ещё не видали до сих пор.
Уже в первое своё посещение Костромы, состоявшемся в 1848 году, драматург был очарован красотой окружающей природы.
Впечатления от Костромы не остались бесплодными. Они вошли в его пьесы, изображающие жизнь и быт приволжских городов. Нашли они своё место и в Грозе. Первое действие драмы открывает следующая картина: общественный сад на берегу Волги; за Волгой сельский вид; на сцене две скамейки и несколько кустов.

Задание
Прочтите текст и ответьте на вопросы:
1. Откуда Островский берёт материал для своих пьес?
2. Как впечатления Островского от волжской природы отразились в пьесе Гроза?
Почему А. Н. Островского называют драматургом? (драматург – писатель, создающий драмы).

Лирика Тютчева.

Назовите основные мотивы лирики Тютчева (приведите примеры).
Итоговые вопросы по лирике Ф. И. Тютчева

1. Где находится малая родина Тютчева.
2. Какой предстаёт природа в лирике Тютчева?
Не то, что мните вы природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
3. Почему любовь у Тютчева всегда трагична?
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы -то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
4. Как изображаются хаос и космос в лирике Тютчева?
На мир таинственный духов,
Над этой бездной безымянной
Покров наброшен златотканый
Высокой волею богов.
День – сей блистательный покров…
Но меркнет день – настала ночь,
Пришла и с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь…
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами…
5. Что изменилось в лирике Тютчева после возвращения в Россию в 50-е годы ХIХ века? Докажите на примере стихотворений. «Эти бедные селенья», «Есть в осени первоначальной…», «Я встретил вас».

Лирика Н. А. Некрасова

Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя…
увы! Утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна –
Но где-то есть душа одна –
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Один я в мире подсмотрел
Святые, искренние слёзы –
То слёзы бедных матерей!
им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей…
1855

Прочтите стихотворение и ответьте на вопросы:

1. О какой войне идёт речь, если стихотворение написано в 1855 году?
2. Как воспринимает Некрасов войну?
3. Почему поэту не жалко жены и друга погибшего солдата?
4. Кто будет ″до гроба помнить″ погибших?
5. С чем сравнивает поэт горе матерей?
6. Какие эпитеты использует, говоря о слезах матерей?
7. Чем близко нам это стихотворение?

Группа М - это базовый уровень знаний, определённый образовательным стандартом по предмету. Если ученик успешно дошёл до запланированного стандартом уровня знаний, умений и навыков, то он получает в соответствии с достигнутыми результатами отметки. Если он претендует на более высокий уровень знаний (а это всегда его выбор), то целесообразно оценивать его исходя из более высоких требований к ЗУНам.
Задания уровня М предполагают овладения материалом на уровне воспроизведения. Сюда же должен входить инструктаж, как учить, на что обратить внимание, какой сделать вывод. Задания уровня М должны уметь выполнять все учащиеся. Для этого можно использовать карточки-информаторы, которые кроме вопросов или заданий содержат материал, помогающий ответить на вопросы.
Уровень средний (С)
А. Н. Островский. Драма Гроза
Составьте письменный рассказ о Катерине, используя следующий план:

1. Жизнь Катерины в родительском доме
2. Замужество, отношения с Тихоном, Варварой и Кабанихой
3. Катерина и Борис Григорьевич
4. Душевная драма Катерины и публичное покаяние
5. Гибель героини
6. Литературная критика о Катерине

Творчество И. С. Тургенева

Какие особенности романа И. С. Тургенева ″Отцы и дети″ могли вызвать его противоречивые оценки?
1. Катков М. Н.: укорял писателя за незаслуженное осмеяние ″отцов″ и идеализацию радикально настроенной молодёжи.
2. Антонович М. А.: усматривал в романе чрезмерное восхваление ″отцов″ и злую сатиру на молодое поколение.
Писарев Д. И., Страхов Н. Н.: отметили глубину социально-философской проблематики романа и указали на объективное отношение автора к герою.

Итоговые вопросы по лирике Ф. И. Тютчева

1. Обозначьте основные этапы жизни и творчества Ф. И. Тютчева.
2. Определите общественную позицию любомудров
3. В чём своеобразие изображения природы в лирике Тютчева?
4. Определите особенности любовной лирики Тютчева.
5. Что олицетворяют хаос и космос в поэзии Тютчева? Ответ аргументируйте самостоятельно подобранными стихотворениями о борьбе хаоса и космоса.
6. Что изменилось в лирике Тютчева после возвращения в Россию?
7. Чем поэзия Тютчева выделяется среди других выдающихся произведений ХIХ века?

Лирика Н. А. Некрасова
Проанализируйте стихотворение Н. А. Некрасова по плану:

1. Место и время, обстоятельства и события в жизни поэта, которые сопутствовали созданию произведения
2. Тема, идея, композиция стихотворения
3. Основной мотив стихотворения
4. Основное настроение стихотворения
5. Средства выразительности и изобразительности в произведении
6. Наличие поэтических обобщений
7. Ваше впечатление от стихотворения

Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя…
увы! Утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна –
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Один я в мире подсмотрел
Святые, искренние слёзы –
То слёзы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей…
1855

Тема: ²Биография Ф. М. Достоевского²
Расскажите о жизненном и творческом пути Ф. М. Достоевского по плану:
1. Основные события и впечатления детских лет, оказавшие влияние на миросозерцание Достоевского.
2. Годы учения в военно-инженерном училище, болезненный самоанализ.
3. Продолжение традиции гоголевской ²Шинели² в романе Достоевского ²Бедные люди².
4. Перемены, произошедшие с Достоевским на каторге и их отражение в романе ²Записки из Мёртвого дома².
5. Влияние событий общественной жизни конца 1860-х годов на создание романа ²Преступление и наказание².
6. Роман ²Идиот² - признак ²внутреннего раскола² Достоевского.
7. Бунтарский роман ²Братья Карамазовы².

Уровень средний помимо конкретных заданий требует овладения дополнительными сведениями, которые расширяют материал уровня М, доказывают, иллюстрируют и конкретизируют основное знание. Учащиеся должны овладеть общими и специфическими приёмами учебной и умственной деятельности. Этот уровень расширяет объём сведений, помогает глубже понять материал, сделать общую картину более цельной. Здесь тоже можно использовать карточки-информаторы, но с другим, более сложным, заданием.
Уровень высокий (В)

Образ Катерины в драме А. Н. Островского «Гроза»

 Куда ни оглянись, везде вы видите пробуждение личности, предъявление ею своих законных прав, протест против насилия и произвола, большею частью ещё робкий, неопределённый, готовый спрятаться, но всё-таки уже дающий заметить своё существование. (Н. А. Добролюбов. Луч света в тёмном царстве)

Задание. На примере драмы «Гроза» покажите «пробуждение личности … протест против насилия и произвола…»

Творчество И. С. Тургенева

Составьте словарь языка и стиля Базарова по таким разделам:
1. научные термины и понятия, обусловленные образованием, общественными и научными интересами персонажа;
2. просторечия, пословицы, поговорки, лексика, свидетельствующая о его близости к народу;
3. собственные афоризмы Базарова; чёткость в выражении мыслей как результат их глубокой продуманности, убеждённости; лаконизм и меткость характеристик;
4. образные средства речи;
5. синтаксические особенности: обилие коротких предложений; резкая, отрывистая интонация.

Лирика Тютчева

На примере самостоятельно отобранных стихотворений Тютчева покажите своеобразие художественного мира поэта, жанровые и композиционные особенности его произведений, охарактеризуйте языковые средства.

Итоговые вопросы по лирике Ф. И. Тютчева
1. Почему братья Аксаковы называют Тютчева ²двигателем нашего русского самосознанья″?
2. В чём своеобразие пейзажной лирики Тютчева, особенности её метафорического языка?
3. Почему поэзию Тютчева называют философской поэзией?
4. В чём своеобразие любовной лирики Тютчева?
5. Покажите борьбу космических и хаотических стихий бытия в поэзии Тютчева. Подберите стихотворения, иллюстрирующие ваш ответ.
6. Расскажите об особенностях поздней лирики Тютчева.
7. Проанализируйте стихотворение Тютчева ²Утро в горах²:

Лазурь небесная смеётся,
Ночной омытая грозой,
И между гор росисто вьётся
Долина светлой полосой.
Лишь высших гор до половины
Туманы покрывают скат.
Как бы воздушные руины
Волшебством созданных палат

Лирика Н. А. Некрасова

Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя…
увы! Утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна –
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Один я в мире подсмотрел
Святые, искренние слёзы –
То слёзы бедных матерей!
им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей…
1855

В примечании к тексту написано: ″Стихотворение представляет собой отклик на Крымскую войну. Возможно, что непосредственным поводом к его написанию послужило знакомство с рассказом Л. Н. Толстого ″Севастополь в августе 1855 года″… Рассказ глубоко взволновал Некрасова, и по поводу гибели одного из его героев поэт писал в ″Заметках о журналах за декабрь 1855 года и январь 1856 г…″

Задание.
1. Прав ли был Некрасов, опубликовав свои ″Заметки…″ и стихотворение в одном номере журнала? Не повторяют ли тексты друг друга?
Из ″Заметок о журналах…″: ″Володе Козельцову суждено долго жить в русской литературе, может быть столько же, сколько суждено жить и памяти о великих, печальных и грозных днях севастопольской осады. И сколько слёз будет пролито и уже льётся теперь над бедным Володею? Бедные, бедные старушки, затерянные в неведомых уголках обширной Руси, несчастные матери героев, погибших в славной обороне! Вот как пали ваши милые дети…″
2. Сравните, чем отличаются по содержанию прозаический и поэтический текст?
3. Какие произведения русской литературы или образы других видов искусства приходят вам на память при чтении этого стихотворения?
4. Что можно сказать о поэте как личности на основе этого стихотворения?

Творчество Ф. М. Достоевского

Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы.
Проследите, каким предстаёт Петербург в произведениях А. С. Пушкина ″Медный всадник, Н. В. Гоголя ″Невский проспект″, Ф. М. Достоевского ″Преступление и наказание″.

Жанровые и композиционные особенности романа Л. Н. Толстого
²Война и мир²

Расскажите о жанровом своеобразии ²Войны и мира², ответив на следующие вопросы:
1. Что отличает ²Войну и мир² от эпических романов западноевропейских писателей?
2. Чем не похож характер человека в романе – эпопее Толстого на характеры героев классических западноевропейских романов?
3. Каковы особенности связи ²частного² и ²исторического² в романе – эпопее?

Выполнение заданий уровня В поднимает учащихся на ступень осознанного, творческого применения знаний. Это предусматривает свободное владение фактическим материалом, приёмами учебной работы и умственных действий. Учащийся решает проблему, опираясь на полученные в школе знания, осваивает сведения, углубляющие материал, ищет логическое его обоснование, творчески применяет на практике. При этом необходима дополнительная самостоятельная работа.
Дифференцированный подход в обучении
• способствует рациональной организации учебной деятельности обучающихся с разными типами памяти, мышления, уровнем подготовки, интересами, восприятием окружающего мира;
• развивает мыслительную деятельность;
• активизирует деятельность обучающихся на уроке;
• позволяет осуществить личностно – ориентированный подход в обучении, отражает гуманистическое направление в психологии и педагогике; способствует развитию индивидуальных особенностей обучающихся;
• снимает психологическую напряжённость обучающихся, страх перед возможностью получить отрицательную отметку.
Сочетание различных форм работы (фронтальной, групповой, индивидуальной) позволяет на фоне уровня базового стандарта выявить различия в знаниях учащихся. Система зачётов в дополнение к системе оценки знаний, умений, навыков позволяет систематически отслеживать темп продвижения каждого ученика. Сам учащийся, принимая на себя ответственность за собственные успехи и успехи своих товарищей, получает возможность более свободно планировать свою деятельность.
При контроле знаний дифференциация переходит в индивидуализацию.

8. О некоторых приёмах дифференцированного обучения
Приемы дифференцированного обучения применяются
при опросе, подаче домашнего задания и оценивании учащихся.
Очень часто на уроках формы опроса направлены на поиск пробелов и недостатков в знаниях учащихся. А ведь это должен быть поиск достоинств, знаний и умений. Главная задача в ходе опроса – поддержать, помочь, научить.
Достаточно давно практикую приём «Тихий опрос»: беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом, которое предложил учитель.
Для того чтобы избежать негативного отношения учеников к предмету, в 10 и 11 классах практикую такой приём, как «Защитный лист».Ученик нередко приходит на урок неподготовленным. В таких случаях обычны два сценария.
Первый: строгий учитель перед каждым уроком проверяет знания. Попался – наказан, не попался – повезло... Такая игра в "кошки-мышки” порождает недоверие и много других отрицательных эффектов.
Второй: Доброму учителю выгодно признаться до урока, для убедительности что-нибудь приврав. Добрый пожурит, пообещает проверить знания потом, но, заваленный многочисленными школьными делами, скорее всего, забудет. Такая ситуация тоже отрицательно действует на ученика и психологически проигрышна для учителя. Как быть?
Перед каждым уроком, всегда в одном и том же месте, лежит "Лист защиты”, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато учитель, подшивая эти листы, держит ситуацию под контролем.
Приёмы дифференцированного обучения особенно необходимы на уроках, когда каждый ученик преодолевает небольшой участок собственной образовательной траектории. Практика показывает, что процесс дифференциации наиболее успешно происходит при групповой форме обучения, которая обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, организует коллективную познавательную деятельность, продуктивное общение, обмен способами действия и взаимное обогащение детей. Групповая работа активизирует учебно-познавательные процессы и способствует рефлексии, побуждающей ученика к оценке и коррекции собственных действий.
Для организации деятельности учащихся на уроках использую
- фронтальную дифференциацию (класс выполняет общее задание, а учитель дифференцированно обучает разноуровневые группы);
- групповую дифференциацию (класс разделён на группы, каждая группа выполняет часть общего задания);
- внутригрупповую дифференциацию (в каждой группе учащиеся разделяются по индивидуально-психологическим особенностям или по уровню подготовки);
- персональную дифференциацию (учащиеся выполняют индивидуальные задания с помощью учителя; самостоятельно с консультациями учителя; самостоятельно без помощи учителя)
Для развития интереса к чтению, расширения культурного кругозора и формирования вкуса важна системность действий:
- восприятие и образный анализ текста,
- логический анализ,
- эстетическая оценка и сдвиги в эмоциональной сфере личности, совершающиеся под влиянием чтения.
Учёт этих этапов постижения художественного текста важен для дифференцированного обучения, так как литературное развитие формируется у разных учащихся с неодинаковой скоростью.
9. Исследовательская деятельность старшеклассников.
Особый интерес вызывает исследовательская работа, это одно из приоритетных направлений в работе словесника с одарёнными детьми.
В педагогике под исследовательской деятельностью учащихся понимают деятельность, направленную на создание качественно новых ценностей, важных для формирования их личности как общественного субъекта на основе самостоятельного приобретения субъективно новых знаний, умений и навыков, значимых для них на данном этапе развития. Эта деятельность имеет две стороны. Во-первых, она представляет собой результат исследования, т.е. новое знание, которое характеризуется актуальностью, новизной, практической значимостью, обоснованностью. Во-вторых, является средством развития научных способностей учащихся за счёт приобретения ими новых знаний, умений, расширения кругозора, изменения своей мотивации.
Чтобы ученик занимался осознанной исследовательской деятельностью, нужна кропотливая поэтапная работа. Так вся моя система работы направлена на развитие и формирование творчески мыслящей личности посредством эффективности урока и через внеклассную работу.
Опыт работы показывает, что дети в старших классах с большим желанием занимаются научной работой, проводят исследования по самым разным проблемам. Учащиеся нашей школы всегда принимают участие в ежегодной городской конференции, приуроченной ко Дню славянской письменности, помимо этого, уже ставшего традицией, мероприятия, старшеклассники участвуют в различных научно-практических конференциях. Однако отчёт об исследовательской работе часто , к счастью, можно услышать на уроках литературы, когда школьники сообщают о результатах своих разных по объёму исследовательских работ. В этом учебном году в нашей школе начала свою работу педагогическая мастерская «Пушкин и Лермонтов. Современное прочтение», которая предоставила разнообразные темы для научно-исследовательских работ. Я являюсь руководителем педмастерской и куратором научных, исследовательских и творческих работ учащихся 8 – 11 классов .Ребята трудятся с большим желанием, серьёзная ответственность легла на плечи десяти – и одиннадцатиклассников.
Работу веду в трёх направлениях. Первое направление – индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в двух аспектах: а) отдельные задания(подготовка разовых докладов, сообщений, подборка литературы при подготовке докладов, сообщений); б) работа с учащимися по отдельным темам(оказание консультационной помощи). Второе направление – групповая работа. Она включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами. Третье направление – массовая работа . В ходе её осуществляется подготовка и проведение литературных гостиных, предметных недель, школьных олимпиад, ученических чтений и научно-практических конференций, организуются встречи с интересными людьми.
Ученики, имеющие навыки исследовательской работы, выйдя из школы, будут руководствоваться повышением качества уровня жизни не в ущерб окружающей среде, людям, своим близким, а утверждением идей правды, справедливости и добра. А ведь именно нравственные свойства являются важнейшими характеристиками личности любого труженика, особенно учёного. А это есть та цель, ради которой и работает учитель.
III.
Учителю, идущему на свой очередной урок, нужно помнить: какие бы инновации ни вводились в систему школьного образования, какие бы требования не предъявлялись стандартами, воспитание человека останется важнейшей задачей школы.
Будущее нашего общества за стилем преподавания, в основе которого – выявление потребностей обучающихся и их удовлетворение, диалог с воспитуемым, гуманная дифференциация и индивидуализация обучения.
Идти к ученику. Идти от ученика вновь возвращаться. В сущности, не уходя от него, возвращаться к обучающемуся прежнему и одновременно другому – основу Человеческого образования.
Выпускник школы только тогда будет ей благодарен за собственное обучение и воспитание, когда в дальнейшей жизни он буде испытывать состояние комфорта в общении с другими людьми, в своей семье, когда культурная основа его образования достаточна для того, чтобы не оказаться отрезанным от всякой цивилизованной среды, им избираемой.
Идя на урок , каждый учитель-словесник должен помнить слова З.И.Калмыковой. Дж. Кэрролла, Б.Блума: «Если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение базисного ряда школьной программы»

IV. Список изученной литературы.
1. Беляева Н.В. Дифференциация обучения на уроках литературы Москва. Педагогический университет «Первое сентября», 2008
2. Беляева Н.В.Уроки изучения лирики в школе. М.: Вербум – М,2004
3. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
4. Гин А. А. Приёмы педагогической техники. М., Вита - Пресс , 2000.
5. Журнал "Завуч" №4, 2001; № 2, 8, 2002.
6. Зажигина О.А.Фёдорова И.И. Литература, 10-11 классы: организация самостоятельной работы на уроке. Волгоград: Учитель, 2010 г.
7. Карнаух Н.Л.,Щербина И.В. Письменные работы по литературе 9-11 классы. М.: Дрофа, 2002
8. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок. Воронеж, Учитель , 2001.
9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования (под ред. Е. С. Полат), М., 2000.
10. Осмоловская И. М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. М., институт практической психологии.
11. Педагогика (под редакцией П. И. Пидкасистого). М., 1998.
12. Профессиональная педагогика, М., 1999.
13. Рыжкова В. Н. Дифференциация обучения, как важный фактор развития познавательных интересов школьников. Завуч , №8, 2003.
14. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
Величко Ирина Леонидовна20.08.2012 77350 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar