РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Урок по теме: «Л.Н.Толстой. По страницам великой жизни».

Преподаватель русского языка и литературы
Уссурийского суворовского училища
Маркина Ольга Николаевна

 

Урок по теме: «Л.Н.Толстой. По страницам великой жизни».

Учебные, воспитательные, развивающие цели урока: познакомить с фактами биографии Л, Н.Толстого; обеспечить в ходе урока понимание суворовцами роли мировоззрения в становлении личности писателя, последовательной работы над собой, выработки программы внутренней жизни, желания осознать себя и понять причины своих поступков; содействовать воспитанию активной гражданской позиции, ответственности за свои поступки; формировать умение логически рассуждать, четко и последовательно излагать свои мысли, развивать творческие способности.

Материальное обеспечение урока: портрет писателя, хронологическая таблица «Л Н Толстой. Этапы биографии и творчества», наглядно-иллюстративный материал «Ясная Поляна», в/фильм «Война и мир», музыка Ф. Шопена - аудиозапись.

Методы работы: словесный (лекция, аналитическая беседа), наглядный (заочная экскурсия по Ясной Поляне), репродуктивный, поисковый (размышления над проблемой)

 

Ход урока:

 

Эпиграф к уроку:
Каждый человек – алмаз...
В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет.
Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя.
Л. Н Толстой.

 

Объявление темы, целей урока. Вступительное слово учителя:

Л. Н. Толстой. Перед вами хронологическая таблица (Приложение №1). Если даже бегло просмотреть все, что создано Толстым, невольно преклонишься перед писательским гением Толстого. Невольно вспоминаются слова В. И. Ленина, сказанные о Толстом в беседе с М Горьким:

«Какая глыба, а? Какой матерый человечище! Вот это, батенька, художник!»

Но в памяти людей, в культурном наследии России Толстой не только великий писатель, но и человек высочайшей нравственности, мудрости, доброты, самоотверженного служения людям.

И сегодня на уроке, который мы назвали « По страницам великой жизни», мы не просто познакомимся с фактами биографии, но попытаемся увидеть своеобразие личности Толстого - человека и писателя, ведь в каждом произведении отражается личность его творца.

Легок ли путь на ту духовную высоту, которую достиг Толстой? И если «жизнь дается человеку один раз», то в чем ее смысл?

Что нам об этом скажет великий Толстой?

Перелистаем страницы великой жизни.

I страница - «Всему начало здесь...» (Ясная Поляна).

Суворовцы представили, что у них была счастливая возможность побывать в Ясной Поляне. Давайте совершим вместе с ними заочную экскурсию по памятным местам, связанным с именем писателя. В путешествии нас будет сопровождать музыка Ф.Шопена, которую Л. Толстой очень любил за задушевность, искренность и мелодичность звучания. (Приложение № 2).

Что особенно запомнилось вам из посещения Ясной Поляны?

II страница - «От Казани до Севастополя».

Ясная Поляна - родовое гнездо, но приходит время, и надо его покинуть, хотя бы на время, - ведь мир так огромен, а свобода так притягательна. Легко ли быть самостоятельным?

Вторую страницу мы представим в виде импровизированной пресс-конференции (Приложение №3).

Именно в это время Толстой начинает вести дневник (вел до конца жизни).

Из дневника мы видим, как молодой человек, воспитанный в нежной любви тетушек, от природы не отличающийся сильной волей, побеждает лень.

Интересно, что с юношеских лет Толстой желал, чтобы судьба послала ему трудные испытания, которые потребовали напряжения всех сил его души.

Откроем дневник Толстого (Приложение №4).

Прочтите записи за 1847 г.

- В молодости, стремясь самоопределиться, человек хочет «объять необъятное». Как важно в этот момент определить главное и ему следовать.

Какое первое и единственное правило Толстой назначил себе?

1848 год. В записях за этот год Толстой записывает своего рода руководство к действию. Здесь же и правила исправления.

- Если бы вы решились вести дневник, что бы вы взяли у Толстого? Что близко вам?

- Вопрос, заданный перед 2-ой страницей: Легко ли быть молодым? Так легко ли?

III страница. Идеал «муравейных братьев».

Прочтем записи за 1855 г.

- Какова главная цель жизни видится Толстому?

Но Толстой не был бы Толстым, если бы старался «очистить» только себя, в нем очень сильна была вера в «муравейных братьев» - братство людей всего мира. В конце жизни Толстой писал: «Мы называли это игрой, а между тем все на свете игра, кроме этого».

До Толстого считалось, что человек развивается от простого к сложному: мы вырастаем из детства, и детство навсегда покидает нас.

По Толстому, ребенок живет в душе взрослого человека. Более того, в трудные минуты жизни яркое детское впечатление, как надежный компас, укажет отклонение от правильного жизненного пути.

Тайна «зеленой палочки» была разгадана Толстым.

- В чем она? (это правда, любовь к людям).

- Но как ее донести до людей, воплотить в жизнь?

Толстой мечтал о национальном мире, о гармонии интересов народа с интересами господ. Во время реформы 1861 г. мы видим Толстого «мировым посредником»; при разрешении споров он, как правило, на стороне крестьян.

В ответ крайнее неудовольствие тульского дворянства, Толстому грозят расправой.

В Ясной Поляне и ее окрестностях Толстой открывает школы для крестьянских детей, сам преподает не только литературу, историю, но и физику, математику.

Недруги строчат доносы на студентов-учителей, привлеченных писателем к работе в школах.

В доносах говорится о революционных настроениях молодых людей, о том, что в Ясной Поляне якобы есть подпольная типография.

Воспользовавшись временным отсутствием Толстого, полиция перевернула вверх дном в поисках типографии Яснополянский дом.

А что творится за пределами Ясной Поляны?

Заглянем в дневник. Записи за 1881г., 1883 г.

- Прочтите записи. В каких, на ваш взгляд, вы слышите крик души писателя от сознания неустроенности жизни людей?

Оружие писателя – слово. И он поднимает голос в защиту народа. Знаменитый роман «Воскресение» - обвинительный акт против правительства, 7 пунктов этого акта Толстой сформулировал в дневнике. Плюс многочисленные публицистические статьи, одна из которых «Не могу молчать!»

IV страница «Вера без дела мертва». Уход и смерть Толстого.

Человек не знает час своей смерти. Однако старость и чувство исполненного земного долга являются признаком исчерпанности срока, отпущенного человеку Богом для земной жизни.

Толстой остро сознавал, что «вера без дела мертва», и пытался согласовать свое учение о нравственном самоусовершенствовании с тем образом жизни, который вел сам и его семья.

Дни шли к закату – Лев Николаевич Толстой остро чувствовал и страдал от греха своей барской жизни. (Надобно заметить, что от всякой собственности лично для себя он отказался еще в 1894 году, предоставив все жене и детям). В дневниковых записях 1900- 1910 гг. - тяжкий крест напряженной духовной работы.

Прочтите самые, на ваш взгляд, яркие из них.

Запись 26 октября, а в ночь с 27 на 28 вместе с доктором Маковицким и дочерью Александрой тайно покинул Ясную Поляну.

В дороге простудился и заболел воспалением легких. Пришлось сойти с поезда и остановиться на ст. Астапово Рязанской железной дороги.

Друг Толстого Чертков писал: «Лев Николаевич ушел и умер без приподнятой сентиментальности и чувствительных фраз, без громких слов и красивых жестов, - ушел и умер, как жил, - правдиво, искренно и просто...»

Из тела моего душа моя, мне изменяя, к небу улетала.

«Не изменяй!- рыдая, крикнул я. - Я без тебя умру».

Душа сказала: «Где дом, в котором жить могла бы я?

Он рухнул - я бегу из плена,

в том вовсе не моя измена,

Но такова судьба твоя».

(Средневековый армянский поэт Кучак).

По христианской вере личность не умирает, ибо душа бессмертна, но душа и есть то, что мы называем личностью. И для поколений россиян Толстой - личность, он бессмертен, потому что душа его живет в его произведениях, в учении о нравственном самоусовершенствовании.

Подведение итога урока.

- Вот мы перевернули последнюю страницу книги великой жизни человека и мыслителя, человека и писателя.

Вспомним вопросы, которые вы записали в начале урока: Легок ли путь на ту духовную высоту, которую достиг Толстой? В чем смысл человеческой жизни? Что нам об этом сказал писатель?

(Сложен. Приходится преодолевать свои слабости, недостатки, воспитывать в себе волю, надо учиться уважать других людей. Без ошибок прожить невозможно, и не надо бояться их.

( В служении людям. Как можно больше оставить добра)

Задание на самоподготовку:

Устно ответить на вопрос: Какая страница книга жизни Л. Н Толстого запомнилась больше всего и почему?

ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ. ЭТАПЫ БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВА

  • Родился 28 августа (9 сентября) 1828 г. в имении Ясная Поляна Крапивинского уезда Тульской губернии в дворянской семье.
  • 1830 г. - смерть матери (во время рождения дочери Марии).
  • 1837 г., январь - отъезд семейства Толстых в Москву.
  • 1837 г, июнь - скоропостижная смерть отца
  • 1841 г. - смерть тетушки Александры Ильиничны. Переезд к последней сестре отца Пелагее Ильиничне в Казань.
  • 1844 г. - восточный факультет Казанского университета
  • 1845 г. - перевод на юридический факультет Казанского университета
  • 1847 г. - 1850 г. - метания Л.Н.Толстого в поисках цели и дела жизни (хозяйственная деятельность в имении, поездки в Москву, в Петербург, сдача экзаменов на юридическом факультете университета, занятия музыкой, школа для крестьянских детей).
  • 1850 г. - служба в канцелярии Тульского губернского правления.
  • 1851 г. — вместе с братом Николаем отправляется на Кавказ, где шла война с горцами.
  • 1852 г. - повесть «Детство».
  • 1852 - 1863 гг. - повесть «Казаки».
  • 1854 г - перевод в Дунайскую армию. Произведен в прапорщики. 1854 г. - повесть «Отрочество».
  • 1854 - 1855 гг. - участие в обороне Севастополя. «Севастопольские рассказы» опубликованы в «Современнике».
  • 1856 г. - повесть «Утро помещика».
  • 1857 г. — повесть «Юность».
  • 1857 г. - заграничное путешествие по Франции, Швейцарии, Италии, Германии. Рассказы «Альберт», «Люцерн», «Три смерти».
  • 1859 - 1862 гг. - увлечение педагогической деятельностью. Открытие в Ясной Поляне и ее окрестностях школ для крестьянских детей.
  • 1862 г. - женитьба на Софье Андреевне Берс.
  • 1863 - 1869 гг. - роман-эпопея «Война и мир». 1870 - 1877 гг. - роман «Анна Каренина».
  • 1879 - 1882 г.г - «Исповедь». Перелом в мировоззрении Л. Н.Толстого. Переход на позиции патриархального крестьянства
  • 1880 - 1881 г.г. – религиозно-философские сочинения, подвергающие критике принципы учения официальной церкви: «В чем моя вера?», «Царство Божие внутри нас», «Соединение и перевод четырех Евангелий»,
  • 1884- 1886 гг. - повесть «Смерть Ивана Ильича».
  • 1886 г - драма «Власть тьмы».
  • 1887- 1889гг. - повесть «Крейцерова соната».
  • 1889- 1899гг. роман «Воскресение».
  • 1896 - 1905гг. - повесть «Хаджи - Мурат».
  • 1900 г. - комедия «Плоды просвещения», драма «Живой труп».
  • 1900 - 1910 гг. - публицистические статьи Толстого («Не убий», «Не могу молчать» и др.)
  • 1903 г. - рассказ «После бала».
  • 1910 (ночь с 27 на 28 октября) - уход из Ясной Поляны
  • 1910 г. (7 ноября) - смерть Л.Н Толстого. Похоронен в Ясной Поляне.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ В ЯСНУЮ ПОЛЯНУ.

Представьте, что мы находимся в экскурсионном автобусе, который везет нас на «малую» Родину Льва Николаевича Толстого - в имение Ясная Поляна.

Из окна автобуса видны яснополянские дали (1), чуть поодаль от трассы рас кинулась деревня; которая называется так же, как и имение - Ясная Поляна (2).

Автобус останавливается метров за 500 от яснополянского «Аглицкого парка» с Нижним прудом и беседкой - любимым местом отдыха рано умершей матери писателя, память о которой он сохранил на всю жизнь (3).

Переходим Березовый мостик на Нижнем пруду и входим на Главную въездную аллею, которая называется «Прешпект» (3).

Мы идем по земле, где ходил Лев Николаевич, где даже сам воздух кажется особенным: возникает невольно какое-то странное ощущение - ощущение присутствия великого писателя.

Экскурсовод рассказывает нам о том, каким тонким ценителем и наблюдателем был Лев Николаевич Толстой, и эти наблюдения он записывал в своих дневниках.
И вот перед нами Дом Толстого (4), дом, стены которого хранят тайну творчества великого писателя, именно в этом доме были написаны романы « Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение».

Мы входим в дом. Очень тихо входим. Уже в передней шкафы с книгами (5). Это - часть огромной библиотеки, принадлежавшей трем поколениям Толстых; деду со стороны матери - князю Волконскому, отцу Льва Николаевича и самому Толстому.

В книжных шкафах во всем доме более 22 000 томов на 35 языках народов мира.

Самая большая и светлая комната в доме - зала (5), на фотографии лишь часть ее, а из залы мы переходим в гостиную, где жила Татьяна Александровна Ергольская, вырастившая троих братьев Толстого и сестру Марию, оставшихся малолетними сиротами (6)
После смерти Ергольской здесь была комната жены и верной помощницы писателя - Софьи Андреевны Толстой (в девичестве - Берс), брак с которой в 1862 году (Толстому было уже 34 года) в буквальном смысле переродил его, именно В это время в состоянии огромного душевного подъема он начинает работу над романом «Война и мир».

На стене комнаты портрет Софьи Андреевны работы художника В. Серова.

По соседству с гостиной - кабинет писателя (7). Здесь стоит диван, на котором родился Лев Толстой. Письменный стол - свидетель долгой и упорной работ писателя над каждым произведением.

Толстому была свойственна высочайшая требовательность к своему труду (к примеру, роман «Война и мир» был переписан 4 раза, «Анна Каренина» - 7 раз, «Кавказский пленник» - 100 раз!) В этом, конечно, писателю помогали его домашние.

Чуть в отдалении от кабинета - комната для приезжающих(8) и зал-столовая (9). Вечерами в зале собирались семья, гости. У писателя в разное время гостили писатели Тургенев, Гаршин, Короленко, Чехов, Афанасий Фет, художники Крамской, Репин, приезжал к Толстому и Максим Горький и многие-многие другие. В дом Толстого тянуло людей, потому что, наверное, писатель умел создавать вокруг себя атмосферу доброжелательности, умной, доверительной беседы.

Покидая дом, мы спускаемся на первый этаж и проходим в комнату под сводами, хорошо известную по картине Ильи Репина. Именно здесь созрел план и написано начало великого романа «Война и мир».

Мы уходим из Ясной Поляны, из дома Толстого в глубоком раздумье.

Ведь вопросы, всю жизнь волновавшие писателя, актуальны и сегодня. Они как бы напрямую обращены к нам: «Как сохранить любовь и доброту?», «Как сохранить и приумножить в себе человеческое?» Ответить на них и сегодня так же нелегко, как и во времена Толстого.

В завершении экскурсии мы идем по Липовой аллее старого парка «Клины» (11) поклониться могиле Льва Толстого.

Софья Андреевна (жена писателя) называла Ясную Поляну «колыбелью и могилой» писателя. Здесь 28 августа Толстой родился, здесь он погребен 9 ноября 1910 года.

По желанию писателя, он похоронен там, где когда-то прятала свою великую тайну «зеленая палочка».

ПРИЛОЖЕНИЕ №3.

Импровизированная пресс-конференция.

- Лев Николаевич , известно, что вы в течение 2-х лет упорно готовились к поступлению на восточный факультет Казанского университета. Кроме знаний гимназического курса, Вам потребовалась специальная подготовка в татарском, турецком и арабском языках. Почему же, с таким трудом поступив, Вы вдруг через год переводитесь на юридический факультет?

- Я не люблю отвечать на этот вопрос, но если вы настаиваете... Мне стыдно до сих пор, когда я вспоминаю, как бездарно проводил время в компании таких же молодых людей, как сам, мы проповедовали идеалы «комильфо», т.е. выше всего ставили изящные аристократические манеры; мы презирали «некомильфотных людей», потому что они допускали ошибки во французском языке, немодно одевались ну и так далее, мы проводили время в кутежах, на 6алах, но только не в занятиях наукой. НЕ ВСЕ ТО ЗОЛОТО,

ЧТО БЛЕСТИТ, - я это понял, но слишком поздно, провалившись на экзамене за 1 курс.

1. Почему же, переведясь на юридический факультет, Вы не закончили его и через 2 года вовсе покинули университет?

2. Здесь причина иного плана: я увлекся учением французского философа Руссо, я изучил 20 томов его сочинений и пришел к идее ИСПРАВЛЕНИЯ МИРА ЧЕРЕЗ САМОУСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ, т.е. я решил, что надо начинать с самого себя, мне хотелось найти смысл своей жизни и конкретное делю.

1. - И как? Нашли?

2. - Скажу честно: я устал от метаний и сомнений. Пробовал заняться хозяйственной деятельностъю, изменить к лучшему жизнь своих крепостных крестьян (а их у меня 530!), открыл школу для крестьянских детей, даже в Туле в канцелярии чиновником служил, но все это не то ... чего-то не хватаю, чего я и сам не мог объяснить? Если бы не брат Николай! Не знаю, что и было бы …

- Значит, брат Николай, взяв Вас с собой на Кавказ, разом избавил от всех душевных мук?

- Не сразу и не совсем. Но жизнь моя круто изменилась. Признаюсь, мне никогда бы не написать повесть «Казаки», если бы я не пожил в среде вольного казачества. Но война с ее кровью, страданиями, болью - это ужасно! (Фрагмент в/фильма «Война и мир». Князь Андрей Болконский на поле Бородина и Пьер Безухов на батарее Раевского). В романе «Война и мир» я напишу: «Началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Это неприятие войны как безумия у меня с Кавказа.

1 - Если вы не принимаете войну; тогда почему, когда начались осада Севастополя, Вы добиваетесь перевода в действующую армию и 10 месяцев сражаетесь на прославившемся мужеством 4-м БАСТИОНЕ?

2. По-моему, я ответил на этот вопрос в «Севастопольских рассказах». А в романе «Война и мир» мой любимый герой Пьер Безухов, этот совершенно невоенный человек, решивший принять участие в Бородинском сражении, - НАДО БЫЛО УВИДЕТЬ ВСЕ СВОИМИ ГЛАЗАМИ».

ПРИЛОЖЕНИЕ №4.

Дневниковые записи Л.Н. Толстого.

1847 г. (Толстому 19 лет).

17 марта … Я ясно усмотрел, что беспорядочная жизнь, которую большая часть светских людей принимает за следствие молодости, есть не что иное как следствие раннего разврата души.

17 апреля ... Я был бы несчастливейший из людей, ежели бы не нашел цели для жизни - цели общей и полезной...

18 апреля ... Я написал вдруг много правил и хотел им следовать, но силы мои слишком слабы для этого. Теперь же я хочу дать себе только одно правило и прибавить к нему другое только тогда, когда я уже привыкну следовать одному. Первое правило, которое я назначаю есть следующее:

№1 Исполняй все то, что ты определил быть исполненному.

1848 г.

  1. Целью каждого поступка должно быть счастье ближнего.
  2. Довольствоваться настоящим.
  3. Искать случаев делать добро.
  4. Что назначено исполнять, то исполняй, несмотря ни на что.
  5. Что исполняешь, исполняй хорошо.
  6. Никогда не справляйся в книге, если что-нибудь забыл, а старайся припомнить.
  7. Заставь постоянно твой ум действовать со всей ему возможной силой.

ПРАВИЛА ИСПРАВЛЕНИЯ:

  • Бойся праздности и беспорядка...
  • Бойся лжи и тщеславия (тщеславие - стремление к почестям, славе).
  • Запоминать и записывать все полезные сведения и мысли...
  • Не верь мыслям, родившимся в споре...

1855 г.

  • 18 марта. ... Вот мое самое новое правило, кроме тех, которые я сам лично поставил себе, - быть деятельным, рассудительным и скромным
  • 21 сентября ... Моя главная цель в жизни есть добро ближнего и цели остальные - слава литературная, основанная на пользе, добре к ближнему.

1878 г.

  • 22 мая. Прежние важные и тяжелые мысли и чувства. Все мерзости действительности ужасом, болью раскаяния жгли мне сердце. Долго мучился.
  • 28 июня. У нас обед огромный с шампанским... Обедают, а уже телега едет на пикник промежду мужицких телег, везущих измученный работой народ .

1881г.

  • 9 июня … Переполненная Сибирь, тюрьмы, война, виселицы, нищета народа, жадность и жестокость властей.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены